МОТОГОНКИ.РУ, 6 февраля 2018 - Чемпионат мира по Мото Гран-При всегда был передовым со всех точек зрения мероприятием, как и Формула-1 в мире автоспорта и автомобильных технологий. Международная Мотоциклетная Федерация (FIM) изучала возможность создания серии для мотоциклов на электрической тяге последние 10-15 лет, но FIA (Международная Автомобильная Федерация) все же опередила своих коллег, первой создав чемпионат мира Formula-E - для гоночных болидов с электродвигателями. Но время пришло и для мотоциклов, благодаря быстрому развитию технологий сбережения и компактного хранения электроэнергии.
Президент FIM Вито Ипполито (слева)
«Мы начали обсуждение самой возможности организации такой гоночной серии лет 15 назад, - сказал президент FIM Вито Ипполито. - Благодаря тесному сотрудничеству с Dorna Sports, а теперь и с Enel, это стало возможным. Нам нужен был такой высокотехнологичный партнер, как Enel, который мог бы обеспечить развитие проекта, а вместе с этим, развивать свои собственные технологии, но уже на гражданском рынке. И сегодня я очень горд, что являюсь Президентом FIM в этот исторический момент, когда идеи Федерации, наконец, обретают реальность. Мы сейчас между двумя эрами в мотоспорте: когда старая - бензиновая на пике своей формы, а новая, на возобновляемых источниках энергии только зарождается. Но мы должны начать в этот самый момент, и я доволен, что именно Dorna будет заниматься развитием этого направления. Пока у нас очень много вопросов, на которые надо найти ответы, но не сомневаюсь, что мы их найдем!»
Прототип Energica EGO для MotoE на быстрой зарядке Enel
Партнером Кубка стала итальянская компания Enel, занимающаяся производством электроэнергии. Компания была основана в 1962 году как государственное учреждение, а в 1999 приватизирована. С 1992 года Enel является акционерным обществом, так что итальянское правительство по-прежнему остается одним из крупных акционеров и владеет 25% акций. Enel будет разрабатывать для Кубка и всех вовлеченных сторон технологии быстрой и качественной зарядки и организации компактных станций зарядки на гоночных треках, которые войдут в календарь FIM MotoE World Cup.
Босс MotoGP Кармело Эсплета рассказывает о проекте MotoE
«Как изложил господин Президент, мы действительно обсуждаем эту технологию уже много лет, - начал свою речь Кармело Эспелета. - Наверное, 5-6 лет назад мы всерьез занялись проработкой этой темы, пытались найти ответ на вопрос, как это сейчас вообще возможно организовать. Dorna с 1992 года занимается организацией гонок, это наша зона ответственности, наша работа. У нас был накоплен огромный опыт в работе на телевидении, и мы эти технологии внедрили в Гран-При, к чему это привело, мы знаем - это произвело фурор, сделало гонки ближе к людям, интересней и зрелищней. Теперь мы считаем, что новой категории нужно создать лучший антураж из всех возможных. Поэтому мы сразу же отклонили идею организации отдельной от MotoGP серии. Этот Кубок мира будет разыгрываться в рамках чемпионата мира по MotoGP, в середине уикенда, вместе с основными гонками, и освещаться на том же уровне, что и гонки MotoGP, Moto2 и Moto3».
Эспелета сделал особенный акцент на том, что MotoE должен стать 100% экологически чистым, зарядка батарей для мотоциклов производиться исключительно за счет чистой, "зеленой" энергии. Этот вопрос, кстати, представляет особый интерес, особенно в рамках классических европейских гоночных треков, имеющих достаточно ограниченные технические ресурсы.
Выступление Кармело Эспелеты и Франческо Стараче на презентации MotoE в Риме
Enel в данный момент занимается разработкой и внедрением технологий быстрой зарядки электрокаров. Как заявили представители компании, она как раз занимается строительством сети таких заправочных станций, на которых 80% заряд батарей можно будет получить уже за 20-30 минут. В связи с этим, видится, что первыми пробными этапами MotoGP, где состоятся гонки (показательные) MotoE, будут именно итальянские - Муджелло и Мизано, где Enel сможет внедрить первую партию «быстрых заправок». Все тесты прототипов проводились в Валлелунге, там же снят и промо-ролик MotoE:
Эспелета уделил особое внимание технической стороне мотоспорта и объяснил, почему Dorna решила объявить MotoE монокубком: «Сегодня мы видим, что победы в MotoGP одерживает тот производитель, который инвестирует больше денег в развитие технологии. Поэтому, в отношении Moto-e мы решили сразу, что это пока будет монокубок с одним производителем, одним брендом. После большой селекционной работы, проделанной нашей Технической дирекцией, мы выбрали Energica в качестве партнера и поставщика. Мы увидели в Energica компанию, которая думает так же, как мы, и имеет те же стремления и задачи, что и мы. Затем мы посмотрим, как эта технология будет развиваться, решим насчет будущего Кубка мира - станет ли он открытым для других производителей. Прежде всего, хотим понять, сможет ли Кубок стать по-настоящему "зеленым" с экологической точки зрения! В этом плане я особенно рад, что мы пришли к соглашению именно с Enel, компанией, которая знает, как этого добиться».
На испытаниях MotoE: Лорис Капиросси за рулем Energica EGO
Dorna провела большую работу с командами MotoGP, Moto2 и Moto3, которые с 2019 года хотят вступить в MotoE и расширить свои гаражи. По первоначальной задумке, на стартовой решетке Кубка мира должны оказаться 18 мотоциклов: 7 команд по 2 байка - они будут выбраны из числа изъявивших желание частных гаражей MotoGP, а еще 4 байка получат команды младших серий, состоящие из одного пилота. Enel будет это расширение спонсировать, а также заниматься техническим обустройством паддока, созданием условий для проведения Кубка. В общем, в гонках Moto-e примут участие и действующие пилоты Королевского класса, и пилоты младших классов!
Президент Enel Франческо Стараче
«Мне особенно нравится эта идея, чтобы пилоты из разных категорий MotoGP могли встретиться на одной стартовой решетке, на одном байке! - заявил президент Enel Франческо Стараче. - Это здорово именно со спортивной точки зрения - сравнить, что на что способен в совершенно равных технических условиях. Мы, как компания, которая заинтересована в развитии технологий общей мобильности, особенно, мобильности, основанной на электрической энергии, крайне рады, что сможем в этом участвовать и демонстрировать на деле свои идеи и достижения».
«Думаю, что это подчеркивает стремления FIM к организации такого чемпионата - чистого со всех точек зрения, в том числе, свободного от гонки бюджетов, чистой спортивной борьбы!» - добавил Кармело Эспелета.
3-кратный чемпион мира Лорис Капиросси, нынешний спортивный директор Dorna Sports лично обкатал все мотоциклы, представленные на конкурс, и выбрал Energica EGO в качестве базы для развития монокубка MotoE. Он представил прототип в Риме.
Прототип Energica EGO для MotoE
Байк способен разгоняться от 0 до 100 км/ч за 3 секунды (самый мощный и быстрый прототип MotoGP - Ducati Desmosedici GP17 развивает эту скорость за 2.7 сек) и во всем диапазоне оборотов демонстрирует ровный крутящий момент в невероятные 200 Нм. На этом запредельные показатели заканчиваются и начинают вполне земные: пиковая мощность двигателя Energica - 110 кВт или 150 л.с. (на 100 л.с. меньше, чем у бензинового 1000-кубового прототипа MotoGP), а максимальная скорость около 250 км/ч (на 100 км/ч меньше, чем в MotoGP).
Лорис Капиросси рассказывает о своих ощущениях от езды на прототипе MotoE
«Конечно, первые впечатления от электробайка были весьма необычными, неоднозначными, - начал Капиросси. - В своей карьере я выступал сначала на 2-тактных прототипах, потом пересел на 4-тактные, а теперь вот, на электро. Каждый раз перемены были большими. Но в итоге, я получил удовольствие от езды на Energica. Это что-то другое, новое, но способное доставлять наслаждение от езды».
На испытаниях MotoE: Лорис Капиросси за рулем Energica EGO
«Первый раз я испытал байк в 2016 году. И тогда я сказал: "Wow! Круто! На нем приятно ездить!" А теперь мы работаем над развитием этого проекта, который стремительно растет. Когда ты садишься на этот байк, то это - вне сомнений! - мотоцикл, когда тормозишь, поворачиваешь - это мотоцикл. Но как только открываешь ручку "газа", понимаешь, что это что-то новое. Отсутствие шума от двигателя создает невероятное ощущение при ускорении, скорость чувствуется острее. Ты можешь играть газом, регулировать это ощущение, как тебе хочется. Но когда наклоняешь байк в повороте, касаешься коленом асфальта, слышишь только этот звук, как трет слайдер, и не слышишь мотоцикл. Это ощущение полета».
Дебют Кубка мира Moto-e запланирован на 2019 год. В течение этого сезона будут по возможности переоснащены гаражи европейских гоночных трасс. Автодромы, которые местные промоутеры и владельцы не успеют реорганизовать для MotoE, Enel оснастит мобильными зарядными комплексами. Как сказал Вито Ипполито, пока, в любом случае, вопросов гораздо больше, чем есть ответов - как все это будет происходить? Но решительный шаг вперед сделан!