МОТОГОНКИ.РУ, 20 октября 2016 - Что мы знаем о Маркесе? Он пришел в Королевский класс в статусе чемпиона Moto2, которым легко мог бы стать годом раньше, если бы не травмировался. Ее он получил совершенно не по своей вине, однако, сложившаяся в Сепанге ситуация заставила Марка задуматься о главном: настолько хрупок его мир, и что надо ковать железо, пока оно горячо. И он начал!
Марк впервые сел на Honda RC213V на тестах MotoGP в Валенсии, в ноябре 2012. Это был его дебют, так что результат никого не интересовал. Всего через пару недель Honda Racing организовала ему эксклюзивные тесты в Sepang International Circuit, чего прежде не делала ни для Стоунера, ни для Педросы. И вот там Маркесу дали раскрыть потенциал мотоцикла. На зимние тесты в Малайзию Sepang-I Марк прибыл во всеоружии.
Из своего 600-кубового прошлого Маркес усвоил одно - ловить момент и держаться до последнего. Он выступал очень часто по принципу "победа или смерть", ехал на ушах, сквозь пелетон, иногда разбрасывая соперников в стороны, сам же каждый раз выходил сухим из воды. Примерно с тем же настроем он вступил в MotoGP.
В 2013 году Маркес заработал 334 очка, став чемпионом в последней гонке сезона. Из этих 334 очков 150 он заработал, выиграв 6 Гран-При; остальные 184, преимущественно, благодаря подиумным финишам - их было еще 10. В 18 гонках он не финишировал из-за падений дважды и упустил, вероятно, от 32 до 50 очков.
В 2014 Марк получил улучшенный и уже очень хорошо знакомый байк. Он выиграл 10 гонок подряд с начала сезона, а затем еще три под занавес. Он ехал, словно просветленный, ловя мотоцикл на грани физических возможностей, а иногда за их пределами. Заработал 362 очка, 325 из которых - это его 13 побед, и только 37 - за 2-е место в Мотеги и 4-е в Брно. Еще 4 очка он заработал, финишировав на грани очковой зоны после падений в Мизано и Арагоне. Только в одной гонке он не сумел доехать до конца - в Phillip Island. Марк потеряв в том году от 40 до 75 очков, он мог бы побить абсолютный рекорд всех времен по заработку, но не сумел сделать этого, потому что потерял концентрацию, а также из-за изменений в мотоцикле. Но изменения он успешно проигнорировал, свалив все на "эйфорию" после взятия второго титула подряд. Итак, одна "баранка" на 18 гонок - это уже, как минимум, великолепный результат!
И вот, год 2015-й: только 242 очка, полная потеря шансов на защиту короны уже в июне. 6 сходов в 18 гонках и утрата до 150 очков. Из 242 очков 100 принесли ему победы в начале, середине и конце сезона, они были крайне нерегулярными. 142 очка он заработал, четырежды финишировав в призах и еще несколько раз за пределами подиума. В конце года его ожидала пренеприятнейшая битва с Валентино Росси, которая окончательно вывела Маркеса из себя.
В межсезонье-2016 каталонец полностью изменил свой подход к ведению битв за призы. Если прежде он был готов довести заезд до скоростного вылета в гравий, лишь бы не пустить вперед соперника, теперь же он стал задумываться о возможных последствиях и просчитывать, какие шаги делать следует, а от каких стоит отказаться. Все ради одного - победы в чемпионате, очередного титула - для себя и для Honda. К чему привели эти простые выводы?
Не все чемпионы выигрывали свои титулы, доминируя в гонках от старта до финиша сезона. А еще Марк сказал такую фразу: "Чемпионат можно выиграть и благодаря одному очку". Он успокоился? Нет, он повзрослел.
За 15 гонок с начала года Маркес не допустил ни одной ошибки, которая могла бы привести его к падению или потере очков. Он не брал побед гонку за гонкой, позволяя другим иногда забирать золото. Но он все равно стал чемпионом досрочно, как и в 2014 году - в Twin Ring Motegi. Пусть это и стало неожиданным "подарком" от пилотов Yamaha Factory (сход обоих - Росси и Лоренцо), Маркес добился результата, регулярно включая голову. Пусть статистика показывает, что теперь в его копилке меньше "золотого песка" - только 125 из 273 очков, зато он пополнял казну в каждой гонке, не упуская ни одного шанса сделать это!
Разумный, зрелый и грамотный подход!
Марк Маркес, родившийся в 1993 году, стал 5-кратным чемпионом мира (3 титула в MotoGP, по одному в GP125 и Moto2) в возрасте 23 лет - на год раньше, чем этого добился Валентино Росси в своей карьере. Марку уже есть, чем гордиться.
Кроме этого, он превзошел своего легендарного соотечественника Анхела Нието, ставшего 5-кратным в 25-летнем возрасте, и ему удалось побить мегазвезд британского прошлого MotoGP - Майк Хейлвуда и Джона Сёртиса, а также щелкнуть по носу величайшую звезду все времен - Джакомо Агостини (тот взял свой 5-й титул только в 27 лет).
Предсказания о том, что в MotoGP начинается эра Маркеса, не были пустыми и случайными. Если Марк, при всех его достоинствах, начнет брать титул за титулом, расчетливо расправляясь с конкурентами, а иногда играя с ним - пропуская их вперед, дразня и подталкивая к ошибке, скорее всего, через год-два он побьет все действующие достижения в Книге Рекордов всех времен.
Росси, берегись!