МОТОГОНКИ.РУ, 9 марта 2024 - В MotoGP произошел большой конфликт интересов. Генеральному промоутеру и организатору чемпионата требуется хорошее шоу (с точки зрения непредсказуемости, равноправия всех участников и общей картинки). Заводам-участникам Гран-При требуется окупать свои инвестиции, сделать это можно только выигрывая и выигрывая. Стратегия, принятая на вооружение в Ducati еще в 2016-17 годах, оказалась самой выигрышной в рамках действующих правил MotoGP. Но их победы поставили под угрозу сложившийся за долгие годы паритет в паддоке.
Раньше производители договаривались между собой, соблюдая негласные правила взаимного уважения, но атака Ducati с использованием лазеек в регламенте изменила этот подход.
Напомню, что Dorna Sports ввела новый революционный регламент MotoGP в 2002 году, сменив 2-тактную платформу на 4-тактную. С тех пор идеи, заложенные в Регламенте менялись несильно. Ключевыми были: переход на 800-кубовые двигатели в 2007 году и откат обратно, к 1000-кубовым в 2012; а также переход на единую управляющую электронику в 2016. Это два по-настоящему решающих момента. В остальном, регулировка правила велась за кулисами, в кулуарной обстановке, где производители договаривались между собой, как они будут развиваться - и просто давали Dorna и FIM готовые решения. Такой подход работал, когда ключевыми игроками были японские заводы - Honda, Yamaha и Suzuki. Ducati никогда не играли решающей роли в MSMA. До тех пор, пока в MotoGP не пришли в KTM и Aprilia. Три японских завод против трех европейских, среди которых Ducati - ключевой игрок.
В Ducati не могли спорить с Большой Тройкой, а Dorna целиком полагалась на них, потому что Honda и Yamaha всегда были еще и главными спонсорами MotoGP. Чтобы победить Honda и Yamaha, Ducati потребовалось действовать за рамками правил, создав по сути собственное пространство, никак не описанное в Регламенте - и это привело к парадоксу. Остальным членам MSMA не удалось заблокировать действия Ducati в области развития аэродинамики и гаджетов, поскольку это не оговаривалось правилами, а они прописываются 1 раз в 5 лет и не меняются - таков договор между всеми членами MSMA. И остальным пришлось присоединиться к "нарушителям спокойствия", чтобы сохранить конкурентоспособность. А Dorna пришлось срочно дописывать правила, но то были лишь правки, а не базовый закон.
В итоге, Ducati, как пионеры в своей лиге, конечно, преуспели и получили ряд преимуществ, которыми пользуются по сей день. Даль′инья уверен, что в этом есть суть Мото Гран-При - поиск принципиально новых технических решений. Его соперники считают, что технические решения душат чистый спорт, но также нарушают базовые основы MotoGP - технологии, разработанные здесь, должны через 5-6 лет стать серийными. Но большинство из гаджетов, придуманных Ducati с 2018 года, не применимы в реальной жизни, они чисто прототипные, как в Формуле-1. Вот, против чего выступают конкуренты Борго-Панигале. А Dorna просто облекает их желания в законный формат.
Dorna Sports несколько лет не могла повлиять на ход событий. Даже подписанный в 2022 году новый контракт с заводами лишь регламентировал новые веяния, а не пытался остановить бум на гаджеты. И до конца 2026 года уже ничего не изменится.
Луиджи Даль′Инья по-прежнему абсолютно уверен, что все предпринятые Dorna Sports шаги с 2022 года были направлены на ослабление эффекта первооткрывательства Ducati. И предложенный Регламент 2027 года есть ничто иное как атака, согласованная Dorna с остальными членами MSMA.
Первый день Гран-При Катара не был спокойным из-за вмешательства погоды и результатов пары ярких новичков, таких как Педро Акоста и Марк Маркес с Gresini Racing. И довести план до конца Ducati не удалось.
Босс Ducati Corse дает интервью Sky Sports
Даль′Инья выглядел раздраженным во время интервью для Sky Sports, которое дал по завершении FP2 и перед началом встречи Dorna Sports с членами MSMA. Своим интервью он в очередной раз хотел создать легкое давление на промоутера и других участников Ассоциации Производителей.
Вот, что Джиджи сказал там:
«Я не представляю, чтобы в Формуле-1 решили ограничить технические возможности Red Bull Racing или Mercedes. А в MotoGP промоутер идет на это. Мы единственные в спорте, где промоутер так агрессивно отстаивает позиции слабых, прямо наказывая сильнейшего. Для Dorna очень важно шоу. Мы же - за спорт и технологии. Шоу это хорошо, это нас развивает. Но с технической точки зрения совершенно несправедливо».
«У Honda и Yamaha теперь есть неограниченные возможности по разработке двигателей и аэродинамики, так что я не сомневаюсь, то они скоро догонят нас. Но они на этом не остановятся и будут развиваться дальше, используя концессии. Поэтому, нам очень важно начать сезон в правильной позиции»
Даль′Инья заявил, что подписание нового контракта с Пекко Баньяей - это часть стратегического плана Ducati, который «дает обеим сторонам спокойствие» и позволяет каждому (заводу и его главному пилоту) заниматься тем, чем они должны заниматься - разработкой и битвой за результат.
«У нас есть Desmosedici GP24, лучший Ducati за всю историю и объективно лучший прототип MotoGP среди всей пятерки производителей. Они, конечно, стараются нас догнать любыми средствами, но вовлечение промоутера и FIM в этот спор - большая несправедливость»
Еще Даль′Инья добавил, что ожидает уход из Ducati, как минимум, одной команды. Речь, вероятно, все-таки о VR46 Racing Team, которую всеми правдами и неправдами хотят перетянуть под знамена Yamaha - сделать команду Валентино Росси заводским саттелитом японского завода, сбалансировав силы между всеми заводами. Под флагами Ducati останутся 3 команды и 6 пилотов - и это все равно будет больше, чем у всех (по четыре).
«Нам будет трудно удержать в своем лагере все 4 команды. Как минимум, одну мы потеряем, и это не наша вина. Это результат дополнительного давления, который на участников оказывает Dorna и FIM»
Прогресс Марка Маркес не беспокоит Даль′Инью. Он видит, что Маркес прекрасно освоился с Ducati, он будет оказывать давление на соперников, но пока не видно никаких скрытых планов, никаких подводных камней в этой истории. Для Даль′Иньи, который взял на себя ответственность и одобрил сделку Gresini Racing с Маркесом, всё развивает естественным образом, и успехи Маркеса - демонстрация превосходства Ducati Desmosedici. Пока Марк не вмешивается в битву за титул, не мешает Пекко Баньяе, он - полезный элемент в системе Луиджи Даль′Инь и Ducati Corse.