МОТОГОНКИ.РУ, 29 июня 2023 - Honda и Yamaha действительно находятся в глубоком кризисе. Он не связан с пилотами, он связан лишь с тем, что у японских заводов теперь просто нет времени для завершения глобальной программы разработки прототипов. Они не успевают завершать предыдущий проект, а уже требуется начинать новый. Эта ситуация была вызвана глобальным сбоем из-за пандемии и локдауна в 2020 году, и проблемы накопились, словно снежный ком - их просто невозможно разрешить без вмешательства организатора MotoGP!
О том, что Honda Racing не успела завершить разработку RC213V модели 2023 года, было известно еще в марте, на тестах IRTA в Портимао: именно там Марк Маркес и Альберто Пуч подтвердили, что единственное, что они успели сделать, это финализировать спецификацию двигателя, чтобы передать его на склад Технической дирекции MotoGP; а шасси - и все остальное - это планировали "доработать" в течение первого месяца чемпионата. Но травмы, полученные Маркесом на Гран-при Португалии, разрушили все планы Repsol Honda и команды разработчиков HRC. Они не успели провести такие важные тесты в Хересе, не успели найти слабые места в шасси Kalex, узнав о них только в Муджелло. Теперь, заниматься совершенствованием прототипа 2023 года бессмысленно - этот проект мертв. HRC уже перешла к работе над мотоциклом 2024 года.
В подобной ситуации Honda была в 2015 году. Но в тот раз, ошибку допустила вся команда: Маркес и Педроса слишком оптимистично оценили результаты тестов IRTA Sepang I, в результате которых была принята на вооружение слишком мощная и резкая версия двигателя RC213V. Маркес ощутил это только в апреле, набил массу шишек и понял, что выиграть чемпионат, не рискуя сломать себе шею, только к Гран-При Нидерландов, когда сезон был уже упущен. Но в том году HRC быстро локализовала проблему и доработала шасси, так что вторую половину сезона Марк провел нормально, сражаясь с Росси, Лоренцо и Педросой... тогда все зависело уже не от мотоцикла, а только о воли самого Маркеса, поскольку он уже имел возможность «творить чудеса», как раньше.
Но причем в 2023 году Алекс Ринс? Очень просто.
Honda и Yamaha не выигрывали гонок уже очень давно. Особенно, Honda. Проблемы HRC выглядели ужасно. Но вдруг, на Гран-при Америк в Остине пилот саттелита LCR на заводском шасси оригинальной конструкции (не Kalex, и не альтернативная версия) вдруг взял победу в гонке, доминируя над преследователями из Ducati и Yamaha. Конечно, сход Пекко Баньяи решил исход гонки заранее, но все вокруг видели, что Ринс был готов поиграть с действующим чемпионом в кошки-мышки.
Так у Honda не такие уж большие проблемы?! - решили все вокруг, особенно, в Технической дирекции MotoGP.
Вопрос о концессиях мог быть решен уже в Портимао, но после Гран-При Америк его отложили
Впрочем, Техас был исключением и лишь подтвердил правило. А Sachsenring стал той точкой, после которой ни у кого уже не осталось никаких сомнений: проблемы Yamaha и Honda идентичны, они технического характера, и они завязаны на времени.
Как лечить? Время - лечит! А еще, время - это деньги.
Dorna, FIM и MSMA могут вернуться к системе концессий, которые помогли Aprilia и KTM, а до них - Suzuki выйти в лидеры MotoGP. Теперь эта система поможет Honda и Yamaha - даст им ценное трековое время.
Система концессий - суть - привилегии для производителей, которые длительное время не могут взять подиум и победу в "нормальных" (сухих) условиях. Счет концессий начинается с нуля; затем, они получают концессионные баллы за каждый добытый подиум и победу в сухих условиях, и когда накапливается определенная сумма, концессионная система перестает действовать.
Что она дает? Заводы получают привилегии: могут вести разработку двигателей в ходе чемпионата; могут использовать призовых пилотов на тестах по ходу сезона, в том числе, на треках из календаря MotoGP; могут использовать призовых пилотов на shakedown′е перед тестами IRTA в Сепанге; а также, получают увеличенную квоту по моторам на каждого пилота.
Из всего этого, Honda и Yamaha нужно только время - больше тестов, в том числе, по ходу чемпионата с участием Жоана Мира и Марка Маркеса, а также того же Ринса. Yamaha нужно больше времени на треке с Куартараро и Морбиделли, потому что в отличие от Repsol Honda, они не используют уикенды MotoGP для "боевых тестов" обновлений, как Маркес.
Но "боевые тесты" обновлений уже привели на больничную койку Жоана Мира и Алекса Ринса, а Маркес оказался у той же грани в Германии, а затем, в Ассене. Дальше идти просто некуда.
Карлос Эспелета подтвердил: по ситуации с Honda и Yamaha прошли внутренние переговоры, и им могут дать особые условия уже в 2023
«Мы работаем над тем, чтобы помочь не только Honda, но и Yamaha, а также общаемся еще с одним японским производителем, чтобы они могли быстрее снова стать конкурентоспособными» - заявил Эсплета-мл. в вечернем эфире Catalunya Ràdio.
Очевидно, речь идет о попытках Dorna вернуть Suzuki в MotoGP, дав им возможность вести разработку. Именно отсутствие этой возможности, в конечном счете, вынудило Хамамацу выйти из MotoGP в 2022 году, что поставило под удар всю программу Dorna.
Карлос продолжил: «В прошлом, концессии здорово помогли Ducati, Aprilia, KTM и Suzuki стать в один ряд с Honda и Yamaha, которые внимательно следили за тем, чтобы система концессий работала корректно. И она заработала, они эффективна. Сегодня эта же система может помочь им самим. Другие производители поймут и примут нашу идею, у меня нет сомнений. Позиция Dorna заключается в том, что система концессий должна быть перезапущена».
Также, Эспелета-мл. подтвердил, что несмотря на запрос KTM, Dorna отказала в расширении стартовой решетки MotoGP до 24 мотоциклов в 2024 году за счет еще двух прототипов из Маттигхофена.
Места, освободившиеся после ухода Suzuki, Dorna хочет забронировать для... Suzuki, потому что искренне верит в возвращение дома Хамамацу в Большие Призы.
«В следующем году будет только 22 мотоцикла, и расширения решетки не предвидится, - подтвердил Карлос. - На самом деле, для нас идеальное число - 20. Но мы, конечно, будем рады видеть Педро Акосту в MotoGP, хотя сейчас это под большим вопросом. Не знаю, как Педро будет договариваться с производителем [в смысле, с KTM - прим. МОТОГОНКИ.РУ]».
Эспелета также считает, что Марк Маркес продолжит работу с Honda в 2024 году, потому что в случае разрыва контракта, ему просто некуда будет перейти, и он будет вынужден завершить карьеру или пропустить сезон, что равноценно этому.
«То, о чем вы обычно говорите - это только ваши слова и идеи, - ответил Карлос Эспелета на вопрос журналиста о "практически решенном" вопросе выхода Маркеса из Honda. - А я уверен, что у Марка есть еще один год по контракту, и он его соблюдет. Думаю, в данный момент он сам в сомнениях, и если бы знал о своем решении, уже рассказал бы о нем. Я понимаю, на чем основываются ваши предположения, они выглядят логично. Но не думаю, что вопрос решится вот так».