МОТОГОНКИ.РУ, 24 ноября 2020 - Марк Маркес действительно вернется в следующем году в совершенно иной чемпионат. В нем не будет привычных ему соперников, зато на голову Марка обрушится град ударов со стороны тех, кого вчера он не замечал даже на свободных практиках: молодежь почувствовала вкус успеха!
Кэл Кратчлоу, Андреа Довициозо, Тито Рабат и Валентино Росси олицетворяют последнее десятилетие Мото Гран-При, каждый по-своему. В их компании сегодня не хватает Хорхе Лоренцо - он выбыл преждевременно, но если бы дождался окончания контракта с Honda, финал в Португалии имел бы куда более эмоциональную развязку.
Кэл Кратчлоу завершил карьеру призового пилота MotoGP
Ни один из этих гонщиков MotoGP (кроме Лоренцо) за минувшее десятилетие не достиг главного - титула, но все эти годы Дови, Росси и Кратчлоу стремились к этому и были едва ли не главными соперниками для Маркеса. Он к ним привык, изучил - они больше не опасны (и от того неинтересны). К новым придется привыкать долго, потому что многие непредсказуемы!
Смена поколений - сегодня
Приход в MotoGP Марка в 2013 году символизирует первую смену поколений. Маркес показал, что можно ездить на ушах - и выигрывать. В 2016-17 годах Марк целенаправленно (!) допустил 57 падений на свободных практиках, чтобы не допустить ни одного в гонках. До него падения приравнивались к провалу всей миссии, а он научился использовать их во благо. Во-первых, потому что прежде каждое падение вычиталось из гонорара пилота. Во-вторых, потому что еще 10 лет назад пилоты MotoGP ездили больше на ощущениях, нежели на точных цифрах. Поиск границ возможного был и остается Святым Граалем MotoGP.
Поколение 2010-х: Кратчлоу, Маркес, Росси
Следующий момент - физическая подготовка. Чтобы ездить, «как Маркес», и контролировать прототип на грани падения, нужно иметь много мышц и идеальную растяжку. В противном случае, каждая ошибка будет завершаться в медцентре или госпитале, а это слишком дорого.
Большинство пилотов, выросших и сформировавшихся 15 лет назад, предпочитали развивать выносливость против мускульной силы. Они целиком полагались на свои мотоциклы и их моторы, стараясь развивать именно пилотаж - максимально плавный, без резких движений. Кратчлоу был одним из таких, и он развивал статику и выносливость, стараясь не перекачиваться. Он вообще избегал работы в зале - с железом, о чем неоднократно говорил.
Кэл Кратчлоу, победитель Гран-При Чехии 2016 года
Маркес изменил парадигму: он с детства занимался атлетикой под руководством профессионального тренера и готовил свое тело к подобным испытаниям. Поэтому, сегодня наличие даты и сетап «из-под Маркеса» не помогут, если ты изначально едешь иначе! Единственная помощь от готовых сетапов быстрейших пилотов была для новобранцев, которые толком не научились делать это самостоятельно из-за отсутствия опыта (на примере того же Алекса Маркеса и Накагами).
Как только тренд вновь изменится, и заводы придут к некому единому мотоциклу, «удобному для всех», и сам Маркес станет «вчерашним днем». Но мы пока не знаем, насколько в действительности серьезны последствия его травмы, полученной в июле 2020 года. Пропуск сезона в MotoGP для 90% пилотов Королевского класса - это приговор... Для Росси даже пропуск месяца в разгар сезона оказался катастрофическим с точки зрения результатов!
Thank you, Cal!
Сегодня - уход Кратчлоу: почему это важное событие и за что паддок имеет все основания благодарить его за годы, которые он посвятил MotoGP? О, таких оснований достаточно!
Вот один факт: Кратчлоу, проработавший несколько лет в тени у Маркеса и обкатывавший разные решения HRC, придуманные для Маркеса, за 4 года так и не научился ездить, «как Марк». Кратчлоу все равно ехал иначе, а это было именно то, что нужно Honda! Кэл несколько лет не мог этого понять и принять, но все это время он делал все правильно с точки зрения своего работодателя. Это помогало делать «мотоцикл Маркеса» более райдабельным для других. Хотя Кэла жутко бесило его положение в LCR Honda - «работа на подхвате к Маркеса», он делал ее с величайшей ответственностью. И попытка догнать Марка сделала Кратчлоу вторым быстрейшим Honda после ухода Дани Педросы!
Часть 1: «Великий британец»
Кэл Кратчлоу вступил в MotoGP по линии Yamaha в 2011 году с Tech 3, став первым - и на данный момент пока единственным после Хейдена и Эдвардса успешным пилотом Супербайка в Гран-При. Первым и единственным за последние 10 лет, вот что важно. Уже поэтому Кратчлоу замечателен.
Напарники по заводской команде Yamaha в World Superbike - Тозланд и Кратчлоу
Кроме Кратчлоу, в один временной отрезок с ним в MotoGP попали звезды Супербайка - Бен Спис и Джеймс Тозланд, но оба они, к сожалению, не стали успешными из-за ряда серьезных травм, прервавших их карьеру в Призах. Кстати, важный момент: большинство англосаксов завершили карьеру из-за серьезных травм и их последствий, и Кратчлоу не стал исключением, но продержался дольше всех. Здесь тоже - гены: британцы по своей натуре смелы и бросаются в бой со всей злостью, за что и расплачиваются позже... вот почему мы так любим British Superbike - он зрелищный! По той же причине, британцы так успешны в World Superbike.
Далее, Кратчлоу практически всегда выступал за команды-саттелиты. Исключение составляет только сезон-2014 с Ducati, крайне неудачный для обеих сторон (вот почему все так быстро договорились о разводе без последствий). Хотя в целом, карьера Кратчлоу в MotoGP ничем выдающимся не выделяется, если сравнивать ее с профилями Маркеса, Росси, Довициозо, Лоренцо, Педросы - большинства из его соперников, - результаты, которых он добился на прототипе «второго сорта» - впечатляют. Он боролся с лидерами заводских команд за саттелитном прототипе - и преуспел в этом! Вот, что ценят коллеги.
Но главной ценностью Кратчлоу для MotoGP является его национальность!
Rule, Britagne!
Великобритания - родина Гран-При и кольцевых мотогонок в целом, и интерес в этой стране к MotoGP всегда был высок. Но только при условии, что в гонках участвуют британцы. У бритов есть удивительная особенность - собираться вместе и тянуться друг к другу, как дома, в доброй старой Англии, так и на чужбине. Если вы увидите одного британца на каникулах где-то вдали от родины, будьте уверенны: не пройдет и дня, он найдет себе компанию в лице, как минимум, еще одного британца!
Болеешь за Кратчлоу - болеешь за Англию!
Видимо, это сложилось чисто генетически за пару-тройку столетий, которые Англия была имперской и статус «англичанина» означал избранность - и требовал воссоединения избранных индивидуалов в группы для усиления групп (и чисто из соображения безопасности). Прошли десятилетия с тех пор, а национальная черта осталась. И будь в чемпионате мира хотя бы один единственный брит, да хоть в Moto3, на него придет посмотреть и поддержать все графство!
Болеешь за Кратчлоу - болеешь за Англию!
Без «национальных локомотивов» профессиональный мотоспорт в Англии реально захирел, как и их мотопром. В то же время, конкуренция на британском моторынке крайне высока, а продажи стабильны, несмотря ни на какие кризисы и брекзиты. Сильный британец нужен был для продвижения на этом важном для производителей рынке!
И Кратчлоу был идеальным представителем своей страны в MotoGP последние 10 сезонов. Взял всего 3 победы за все это время, он заслужил уважение и миллион хвалебных статей, став национальным героем спорта.
Почему?
В паддоке Гран-При есть три глобальных лагеря - испанский, итальянский и британский. Остальные «дружат» по мере возможностей где-то между. Сегодня британский лагерь очень силен, ибо Dorna развивается глобально, и MotoGP - это чемпионат мира, даже в условиях пандемии! Чемпионат мира подразумевает общение на международном языке - и сегодня это английский.
Кратчлоу - любимый персонаж британского телевидения
Вот почему половина всех известных журналистов и фотографов, аккредитованных в MotoGP - британцы, либо голландцы, живущие в Англии. Официальные комментаторы и сотрудники TV-департамента - британцы. Половина стаффа в паддоке MotoGP и добрая треть сотрудников офиса в Барселоне - англоязычные сотрудники. Официальный язык MotoGP - английский, а фунт стерлингов по-прежнему дороже доллара и евро.
Сезон-2020 стал вдвойне особенным, ибо закрыв доступ журналистам в паддок, Dorna была вынуждена закрыть и «национальные междусобойчики» - брифинги на родном языке (для своих). Все интервью в 2020 году прошли на английском. Исключения составили телеканалы Sky и DAZN, которые имели эксклюзивную возможность создавать контент на родном - итальянском и испанском. Dorna пришлось пожертвовать многообразием форм в сложный ковидный сезон, и огромная масса информации, конечно же, прошла мимо.
Кэл Кратчлоу, победитель Гран-При Аргентины 2018 года
Британский гонщик в паддоке - это магнит, который притягивает к себе соотечественников и прочих англоязычных соратников! Он и источник информации и слухов, и свой в доску парень для любого соотечественника, и все такое прочее (почему, см. выше). И что важно, ибо второго такого пока нет и не ожидается... Поэтому уход Кратчлоу - большая потеря для MotoGP в целом. Как минимум, в том виде, в котором мы привыкли воспринимать чемпионат. Австралийцы и американцы мало представлены и слишком обособлены, чтобы заполнить вакуум.
Работа с продолжением
Кратчлоу, если так разобраться, никуда не собирался уходить в 2020 году. Но последствия травм сказались на его восприятии ситуации в паддоке MotoGP. В этом году он больше времени провел в медцентрах автодромов, чем в своем моторхоуме - любого это сломает! А потом, боль, которая преследует тебя постоянно - это великое зло. Чтобы справиться с болью, нужно предпнимать серьезные действия, такие как операции, длительный срок реабилитации по всем правилам, спокойствие, отсутствие нагрузок и так далее. Либо жрать наркотики, что в профессиональном спорте противопоказано и опасно. ВРЕМЯ! Кратчлоу устал от того, что у него просто не было времени на пожить спокойно в свое удовольствие за последние 3-4 года. Конечно же, и семья требует присутствие отца семейства у домашнего очага (история со Стоунером повторяется). Решение его обоснованно более чем - и понятно.
Из паддока он не исчезнет, ибо подписав с Yamaha контракт на работу тест-пилотом в 2021 году, Кратчлоу гарантировал себе безлимитный доступ на все события. Ему предстоит чертовски много работать! У Yamaha масса проблем, которые придется решать в сжатые сроки. Как часто Кэл будет появляться на этапах MotoGP, неизвестно. Так что журналисты будут скучать по его шутками и свежим сплетням.
Возвращение в Yamaha - это хорошо для Кратчлоу! Плохо для Лоренцо
...Но нашелся же человек, который возражает против выдающейся роли Келвина в истории Мото Гран-При. Конечно же, это - Хорхе Лоренцо!
3-кратный чемпион MotoGP, которому выразили вотум недоверия и назвали «утратившим чувство скорости», за словом в карман не полез. После объявления Кратчлоу тест-пилотом Yamaha, Хорхе тут же запротестовал: Yamaha совершает ошибку, берет на работу человека, который ничего не добился - даже не чемпион ни разу!.. Всего три победы в кармане...
P.S. Кстати, в Aprilia Хорхе Лоренцо тоже не взяли - похоже, что Брадли Смит сохранит место тест-пилота в 2021 году.
Продолжение: