МОТОГОНКИ.РУ, 16 декабря 2023 - Согласно Регламенту 2023 года, за нарушение минимального уровня давления в покрышках должны были следовать санкции. Но учитывая пилотный статус проекта автоматизированного контроля, первое нарушение влекло за собой предупреждение. Второе, уже 3-секундный штраф (плюс к финишному времени, потеря позиции).
Michelin является официальным поставщиком покрышек MotoGP с 2016 года
Учитывая климатические условия и особенности каждого трека, Michelin назначала минимальный порог давления на каждом этапе. Но средний показатель - 1.88 бар - соблюдался более-менее стабильно. По новым правилам, давление в покрышках не должно быть ниже данного показателя на протяжении, как минимум, 50% кругов в главном заезде.
Но учитывая плотность борьбы в группе, жаркие условия некоторых гонок, воздействие турбулентности от аэродинамики прототипов MotoGP, соблюсти правило оказалось очень трудно. Практически все пилоты MotoGP успели получить, как минимум, предупреждение за это нарушение. Но несколько пилотов допустили повторное нарушение, например, Алеш Эспаргаро лишился позиции в Таиланде. В схватке за титул между пилотами группировки Ducati шла очень напряженная борьба, и каждый использовал свои "козыри" - возможность выйти на старт одной гонки с сильно заниженным давлением, чтобы получить преимущество: Энеа Бастианини, Хорхе Мартин, Пекко Баньяя, Марко Беццекки, Лука Марини и другие применили свой "читерский код" для борьбы друг с другом. Хорхе Мартин в интервью, данном уже после завершения сезона, заявил, что на гонке в Сепанге победу Энеа Бастианини обеспечило давление в 1.2 бар при минимуме в 1.8 бар. Бестия получил предупреждение и после этого не имел возможности блеснуть талантами.
Но в 2024 году правило ужесточится: никаких предупреждений или штрафных секунд; при фиксации нарушения давления, гонщик будет просто дисквалифицирован без всякого обсуждения!
Буквально на всех заседаниях Комиссии по безопасности MotoGP пилоты обращались к Dorna с просьбой - изменить подход Michelin к этому правилу. Повышение давления в колесах всегда ведет к потере стабильности на торможении, снижает безопасность гонок. Но бороться с ростом давления невозможно, поскольку в слипстриме переднее колесо и двигатель гарантированно перегреются, такова физика процесса...
Пилоты MotoGP предупреждают, что в 2024 году гонки могут стать скучными, поскольку обгоны проводить станет просто невозможно - все будут доезжать гонку, исключая плотную борьбу в группе, чтобы не рисковать из-за срыва переднего колеса.
Босс Dorna Sports Кармело Эспелета согласен с тем, что ситуация складывается странная. Однако, считает, что Michelin лучше видит ситуацию с безопасностью на данный момент. С точки зрения французских шинников, минимальное давление в покрышках обеспечивает стабильность каркаса и гарантирует заданные дизайнерами свойства работы резины. При значительном снижении давления по их мнению есть шанс разбортовки покрышки, нарушения стабильности каркаса и так далее - со всеми этим доводами команды и пилоты MotoGP не согласны, но их мнение в данный момент не учитывается.
«Мы пока не анонсировали и не подтверждали, что дисквалификация за нарушение этого правила будет мгновенной и обязательной. Это на стадии обсуждения. Но правило о давлении в шинах уже много год является неотъемлемой частью Регламента, просто раньше за это не следовало никаких наказаний. Однако, мы внимательно отслеживали тенденции в паддоке и знаем, что злостное нарушение этого правила давало необоснованное преимущество гонщикам, когда их соперники играли честно» - комментирует ситуацию Эспелета.
Кармело Эспелета: Нет причин не доверять Michelin!
«Я лично верю, и что на данный момент Michelin лучший наш шинный партнер [с 2009 года, когда правило единого поставщика вступило в силу в MotoGP, прим. МОТОГОНКИ.РУ], который действительно болеет за безопасность гонок и ищет все возможности, как сделать их более зрелищными. У меня к ним большое уважение, к их мнению. Если они говорят, что такой-то и такой-то уровень давления так важен для обеспечения безопасности, нет оснований не доверять этому - они же эксперты!»
«Когда на заседании MSMA с участием Michelin мы обсуждали нижние границы давления, обе стороны согласились, что это обеспечит должный уровень безопасности. Но к сожалению, это стало весьма чувствительной проблемой для многих команд и их гонщиков. Некоторые всерьез злоупотребляют этим нюансом, допуская существенное отклонение от правила. В итоге, мы были вынужден анонсировать жесткий подход к контролю за этим».
«Но сейчас мы ведем переговоры с Michelin о возможности понижения планки. Возможно, есть шанс того, что небольшое снижение лимита сделает жизнь команд комфортной. Конкуренция в MotoGP сейчас слишком плотная, любое изменение в Регламенте может иметь серьезные последствия. В 2024 году мы вряд ли увидим изменение. Может быть, к 2025 году будет найден компромисс».