МОТОГОНКИ.РУ, 15 сентября 2019 - В конце 2021 года произойдет тотальная перезагрузка MotoGP. Во-первых, истекают сроки действия всех существующих контрактов между Dorna Sports и организациями, входящими в Комиссию FIM по Большим Призам - это MSMA (Ассоциация производителей - гильдия промышленников, диктующих свои условия промоутеру) и IRTA (Ассоциация гоночных команд - «профсоюз пилотов», отстаивающий интересы команд). Неизменной останется роль FIM, как законодательного органа.
Соответственно, в 2021 году Dorna Sports должна будет перезаключить все контракты, и намерена сделать это на своих условиях.
Больше этапов - больше доходная статья
«Мы уже много лет знаем о значительном интересе некоторых стран ко вступлению в календарь MotoGP, и некоторые из этих стран очень важны для мотоциклетной индустрии, особенно, в регионе Юго-Восточной Азии, - заявил Кармело Эспелета в обращении, опубликованном на официальном сайте motogp.com. - При этом, мы, очевидно, должны иметь в виду, что календарь не может расширяться бесконечно. С 1992 года мы начинали с формата 13 гонок. А в 2020 году будет уже 20 гонок. 20 - это максимальное количество этапов, с которым мы можем согласиться на данный момент».
Здесь речь идет о действующих договоренностях с IRTA и MSMA: профсоюз защищает права пилотов и команд, стараясь сдерживать рост нагрузки на их плечи; производители и промоутер, конечно же, хотели бы ее увеличивать - все ради новых прибылей, хотя это никто никогда и не скрывал! Новый договор все изменит. Ведь главный во всей истории - кто? Производитель мотоциклов, который спонсирует большую часть активностей Dorna!
«Но что-то может поменяться [после 2021 года]. Поэтому мы уже сейчас ведем переговоры с производителями, прежде всего, а также с командами, чтобы увеличить количество проводимых за сезон Гран-При. Мы давно обсуждаем формат, и он колебался между 21-26 гонками, в итоге, мы пришли к формату 22 гонок, как оптимальному» - продолжил Эспелета.
Куда будет расширяться календарь MotoGP географически, уже понятно
Юго-Восточная Азия получит пару этапов - это Индонезия, а также, вероятно, Вьетнам. Южная Америка ждет не дождется возвращения Гран-При в Бразилию, но еще и Мексика - неосвоенный рынок развлечений. Европа не исчерпала свой потенциал. Кроме Бельгии в MotoGP хочет вернуться Португалия, где и так есть две трассы с нужной инфраструктурой - Эшторил и Портимао.
«Мы видим ситуацию так: в Испании проводятся 4 этапа, в Италии - два, а в других странах - по одному, и это не совсем справедливо. Но два Гран-При в Италии востребованы: многие пилоты родом из Италии, многие команды оттуда. Это останется неизменным. Но мы хотим пригласить новые страны тоже! Португалия прислала запрос на возвращение этапа, и для нас это позитивный сигнал».
Интересное решение с перенаселением
Желающих вступить в MotoGP больше, чем MotoGP может себе позволить - и как же быть? Может, отказаться от высокой концентрации гонок в Испании? Но здесь в дело вступает экономический фактор: каждый из четырех Гран-При в Испании приносит огромный доход Dorna, но еще и помогает развивать испанскую экономику! ...и как же быть?
«Конечно, какое-то количество гонок в Испании останется. Но мы не можем концентрировать больше 25% гонок в одном регионе, притом, что хочется вернуть и Португалию. Нужна ротация. Пять Гран-При на Иберийском полуострове в течение 5 лет, не будет ли это перебором? Может быть, нужен какой-то более верный экономический рычаг. Возможно, тендерный подход: если кто-то готов заплатить за право проведения Гран-При больше, чем другие, он его получит. Мы обсуждаем и такой вариант».
Итого: ближайший план - еще два абсолютно новых этапа в календаре после 2021 года, плюс, замена одного из европейских на третий старый-новый ("возвращение в календарь"). Но Эспелета пока не готов говорить, какие именно страны получат входной билет в мир Больших Призов - до подписания контрактов. Ну, кроме Индонезии, конечно: тут все определено на 100%.
Новая формула «22»: с 2022 года - 22 этапа и 22 мотоцикла
Есть и другой момент. Логистику чемпионата финансирует Dorna Sports из своего бюджета, полученного от прав на трансляции, а также сбора за ежегодные права на Гран-При. Фактически, сейчас Dorna субсидирует 12 команд MotoGP: они получают от промоутера (совершенно бесплатно) покрышки, полное покрытие транспортных расходов, компенсацию аренды мотоциклов у заводов (как минимум, одного на пилота). Набегает субсидий на 2 млн евро на каждого пилота, а их в чемпионате 24.
Еще пару лет назад рассматривалась оптимальной именно формула 24 байка на старте: 12 команд по 2 пилота, делящихся поровну на два лагеря - по 6 заводских команд и 6 саттелитов. Сейчас система не работает в полной мере, поскольку у Ducati большие амбиции - и больше мотоциклов на решетке, чем у всех остальных; но это только пока Aprilia и Suzuki не нашли себе партнеров. Совсем скоро, вероятно, мы узнаем (официально), что Suzuki запускает саттелит в сотрудничестве с Avintia - эти два мотоцикла она «откусит» из квоты Ducati. А как с Aprilia? Пока это самый медленно развивающийся заводской проект из шести, и он вовсе может выйти из игры к 2022 году.
Экономика MotoGP проста и понятна: права приносят все больше дохода, но при этом значительно возрастают и логистические издержки.
Суммируя все «за» и «против», какое решение приходит в голову?
Правильно: сократить стартовую решетку до 22 байков - формула «22» складывается сама собой!