МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Видео Календарь Энциклопедия Контакты
Уведомления

Бортовые камеры: Сколько стоит стать Гострайдером?

EXTRAS!
Публикации на тему
Новости за этот день
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Лента новостей
»
6 февраля 2009 | 47592
 
Кирилл Чернышев, главный редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Краткая история бортовой видеокамеры

От 16-мм Arriflex SR до современных миниатюрных микроволновых передатчиков, установленных на каждом из байков в MotoGP. Сколько это стоит? И какие технологии помогут рядовому байкеру стать «Гострайдером»?

МОТОГОНКИ.РУ, 6 февраля 2009 - На гоночной трассе за 12000 км от вашего телевизора происходит интереснейшая битва между двумя гонщиками Королевского класса. Вот камера переключается на заднее колесо Yamaha Валентино Росси, после каждого поворота от его покрышки отслаивается сгоревшая резина. Стоунер буквально в паре метрах. Спустя несколько секунд, режиссер дает картинку переднего колеса – Валентино жестко оттормаживается перед входом в поворот, видно, как складывается вилка и колесо будто замирает на долю секунды. Следующий кадр уже с мотоцикла Кейси: мы смотрим на гонку его глазами – он вынужден тормозить до стоппи, дабы избежать столкновения с Росси … общий план: Стоунер выкатывается в гравий, борьба за первую позицию в Лагуне проиграна!

Росси и Стоунер в Лагуне, 2008

Согласитесь, хотя бы раз вы ловили себя на мысли: но как же, черт возьми, удается все это снимать и выдавать в эфир?
Каждый гранприйный байк оснащен десятком миниатюрных произведений инженерного искусства, камерами размером с батарейку от карманных часов. Сигнал от каждой из них обрабатывается высокопроизводительным процессором, тут же превращается в бинарный код и с помощью микроволнового передатчика отправляется в эфир. Но ведь расстояние от мотоцикла до пресс-центра постоянно меняется, а длина гоночного трека – более трех километров, перепады высот составляют до 50 метров... Какой мощностью должен обладать передатчик, и где он установлен на мотоцикле?

в MotoGP вертолет играет роль зеркала для отражения сигналов бортовых камер

Все просто: вы много раз видели вертолет, постоянно сопровождающий пелетон по ходу гонки. Да, на его борту есть телеоператор и иногда нам показывают красивую картинку – общий план трассы или борьбу лидеров. Но главная его задача в другом: вертолет играет роль «зеркала», ретранслятора видеосигнала с каждого байка. Аккумулирует информацию, а затем передает ее на режиссерский пульт. Точно таким же образом вы, сидя дома или с друзьями в спорт-баре, можете наблюдать за гонкой в прямом эфире, принимая сигнал на свою спутниковую тарелку. Та же технология! Цены – аналогичные, космические. Но, именно чудеса современного телевидения сделали из Формулы-1 и MotoGP то, что мы имеем.

Джой Данлоп в 1983 годуДвадцать лет назад все выглядело не так впечатляюще. История бортовой мотоциклетной камеры начинается с момента выхода киноленты V Four Power, снятой в 1983 году Дэвидом Вудом в кооперации с легендарным Джой Данлопом-старшим на острове Мэн. Идея принадлежала Вуду: профессиональную 16-мм кинокамеру Arriflex SR размером с коробку из-под ботинок и стоимостью около $40000 жестко закрепили на двух кронштейнах на бензобаке 118-сильного Honda RS850. Это было первое цветное кино о мотоспорте, и это было первое кино, где все желающие могли увидеть гонку глазами великого гонщика. Джой ехал быстро, и камеру трясло неимоверно. Но картинка все равно получилась очень качественная. Достаточно качественная, чтобы фильм навсегда вошел в анналы спортивного кинематографа.

Arriflex SR 16 - такой же установили Джой Данлопу на Honda RS850 в 1983!«Это была полноразмерная кинокамера, вот почему картинка получилась достаточно хорошая, - рассказывает Вуд, - Ведь тогда камкодеров и в помине не было! Ближайшее подходящее оборудование весило 25 кг. Кинокамера справилась, часть вибраций гасила жесткая рама, на которую мы ее закрепили. Но без конфузов не обошлось. Джой проехал два круга, вернулся радостный и первым делом спросил: «Ну, как, получилось что-нибудь?» И только после этого мы заметили, что в пылу гонки он потерял объектив – тот просто открутился из-за вибрации. Так мы его и не нашли! Джой валил под 200 км/ч – где теперь искать? К счастью, случилось это уже после того, как закончилась первая кассета с пленкой»

Джой ДанлопСпустя восемь лет, в дело пошли бытовые видеокамеры. Профессиональные BETACAM были слишком громоздкими, чтобы их как-то разместить на байке. Камкодеры (CamCoder – компактная кассетная видеокамера) вошли в обиход журналистов и тест-редакторов разных журналов. Первым в своей работе бытовую камеру применил британец Пол Рупперт. В 1991 году он снял дорожные испытания Kawasaki ZZ-R1100 с трех разных ракурсов, и впервые показал стрелку спидометра, «упавшую» за отметку в 300 км/ч. Поскольку Интернета тогда не было, это видео он продемонстрировал на кабельном телеканале, где у него была 10-минутная еженедельная передача. Его S-VHS Panasonic был достаточно удобен, но качество картинки оставляло желать лучшего: для телевидения этого уже не хватало.

Нестареющая классика - теперь на DVD!В середине 90-х появились компактные цифровые камеры формата miniDV стоимостью от $3000. На одну из таких камер Майк МакКнайт снял свой знаменитый фильм North West 200 об одноименном Турист-троффи. МакКнайт закрепил камкодер у себя за спиной, на «хвосте» мотоцикла и снял практически весь заезд, а затем несколько других. Этот полупрофессиональный фильм можно и сегодня найти в библиотеке Duke Video.

Было что снимать, но негде было показывать: компактность камер компенсировалась отвратным качеством картинки, телеканалы не принимали любительские фильмы о мотоциклах. Но настала пора, когда моторный спорт должен предстать перед зрителями в новом ракурсе на миллионах телевизионных экранов по всему миру. Ситуацию усугубляли лишь вездесущие вибрации.

Установить камеру на гоночный байк – это совсем другая история, нежели любительская съемка на камкодер: здесь требовалась не только стабильная по качеству картинка, но и очень компактные размеры. Никто не хотел жертвовать временем круга ради «красивых кадров» с профессиональных телекамер.

Bullet-Cam на хвосте Yamaha YZR-M1 Валентино Росси

«Все боялись ставить дорогие камеры. Прежде всего, из-за боязни угробить технику при падении, - рассказывает МакКнайт, - Да и погода не всегда позволяла использовать обычные камкодеры. Все изменилось, когда появились выносные объективы. Но возить с собой камеру все равно приходилось. Мне удалось лишь дважды договориться с гонщиками, чтобы они укрепили на своих шлемах крохотные (размером с батарейку) камеры-«пули». Один все-таки упал на квалификации в Донингтоне. Но второй привез мне отличный материал!»

Решение пришло с появлением на рынке цифровых камер со встроенными блоками памяти.

Bullet Cam - такие ставят на мотоциклы в MotoGP (512 x 582, 12 вольт, микроволновый передатчик)«Переломным моментом стал 1997, тогда мы впервые испытали безкассетную камеру на одной из гонок в Ирландии, - говорит ведущий специалист компании Greenlight TV Газ Олдридж, - Мы наконец-то избавились от этих поясных сумок, стесняющих движения и отвлекающих пилотов. Теперь мы цепляли компактные камеры даже на пластик. Но нам требовалось нечто большее – живая картинка с мотоцикла, прямой эфир. Мы пробовали несколько разных способов, включая радиопередачу на вертолет. Передатчики тогда были слабоваты, поэтому вертолету приходилось кружить над пилотом, с которого мы хотели «снять» сигнал, подниматься не выше 30 метров. Да, с одним байком это работало. Нам же нужно было вести 20 человек!»

Один набор приема-передачи для прямого эфира без учета стоимости камер обходился тогда порядка $30000. Сегодня системы телеметрии и встроенные в мотоциклы микроволновые передатчики стоят не многим дешевле.

С появлением YouTube, байкеры-любители наконец-то смогли раскрыть свои режиссерские таланты. Настоящим прорывом был первый фильм небезызвестного Гострайдера actioncams.ru - все виды видеокамер для экстремального спорта"My French Trip", снятый на компактную miniDV камеру, размещенную в сумке на бензобаке. Формат miniDV на годы стал основным инструментом для любителей бортового видео. Сегодня камеру этого формата можно купить за 5000 рублей, для размещения картинки на YouTube более чем достаточно! Производители аксессуаров для мотоциклов, особенно туристических, давно и внимательно следят за развитием любительской киноиндустрии. По каталогам можно заказать универсальные крепления для камкодеров на бензобаки, рули, рамы и даже шлемы.

Однако, ближе всего к технологиям профессионального видео и «картинок из телика» подобрались сверхкомпактные цифровые камеры с записью на карты памяти – так называемые «экшнкамы» (actioncam – камера для записи движухи). Стремительное падение цен на носители сделало их весьма популярными в последние годы: цены на рынке определяются компактностью, качеством оптики и заложенными в прибор технологиями, но не превышают $1500!
[nxtpage]

Бортовые камеры и экшнкамы

Рассмотрим несколько камер, кои можно купить в Москве не выходя из дома, например через Интернет. Забегая вперед, хочется отметить, что мы использовали три разных камеры на базе карточек SD и microSD в съемках мотогонок «от первого лица» в сезоне 2008 года, у каждой есть свои преимущества и недостатки.

VholdRНачать обзор хочется с очень удобной и компактной камеры VholdR. Камера может быть установлена под любым углом: объектив поворачивается вокруг оси на 190 градусов, а затем калибруется при помощи двух встроенных лазерных маркеров. Эргономичный прибор легко закрепить на любой плоской поверхности, используя двухсторонний скотч или штатные крепления. Запись идет на ультракомпактную карту microSD объемом до 2Gb (около 2 часов непрерывной записи). На деле, Li-On батареи хватает на полтора часа. Камера управляется всего одной кнопкой (On/Off), запись активируется слайдером, который легко переключать даже в перчатке. VholdR заявлена как пыле- и влагоустойчивая камера, но НЕ непромокаемая. Одно из главных технологических достоинств – оптический стабилизатор, сглаживающий до 80% вибраций. Такой камерой мы снимали on-board на Чемпионате России по шоссейно-кольцевым мотогонкам, на этапах Чемпионата России по Супермото и Минимото. Результат съемки – 30-кадровый AVI размером 640x480 точек, вполне качественный, чтобы использовать при монтаже телевизионных программ. Их вы могли видеть в еженедельной передаче «Овердрайв» на телеканале 7ТВ. Во время эксплуатации всплыло несколько врожденных болезней, одна из которых – боязнь вибраций. Батарею и контакты пришлось фиксировать, ведь при сбросе питания, текущий ролик … не сохраняется! В остальном, максимально удобное устройство. Стоимость в магазинах Москвы колеблется от 10500 до 12500 рублей. Карта памяти на 2 Gb – около 400 рублей. Камера чувствительна к качеству карточек памяти, лучше не рисковать и купить карту в проверенном месте и с гарантией, чем сэкономить 100 рублей и жалеть о потерянных кадрах.

ATC-2000 (ATC2k)Второе место по соотношению цена-качество может занять крайне популярная ATC2K или ATC-2000. Камера предназначена для самого широкого круга применения: от мотофристайла до горных лыж. Основной метод крепления – на шлем, но можно пристроить ATC и на любую другую поверхность (двухсторонний скотч никто не отменял!) Запись в формате AVI 30 fps 640x480 осуществляется на полноразмерную SD карту объемом до 2 Gb. Как и в случае с VholdR, на полном заряде батарей условно можно сделать до 2 часов записи. Полезный хронометраж обусловлен погодными условиями, температурой и так далее – на деле, также не более полутора часов. Во время эксплуатации мы обнаружили примерно те же проблемы, что и с VholdR – чувствительность к вибрациям и требовательность к карточкам памяти. Пару раз камера нас подвела. Эх, какие кадры не попали в эфир!.. Зато тест мотофристайлом ATC-2000 прошла: все бортовые записи на FMX Masters с мотоцикла Леши Колесникова осуществлялись именно этой камерой. Цена в Москве – около 4500 рублей. Карта памяти – от 250 рублей.

Тестовые видео в полном формате 640x480 можно найти в конце статьи.

Эрик Бостром и его Yamaha R1: упакована камерами Digital Hero

Третье место по очереди, но не по значению за серией Digital Hero. Сейчас можно купить камеру третьего поколения с 3-мегапиксельной матрицей (качество картинки увеличивается прямо пропорционально количеству точек) за несравнимо меньшие деньги, чем год назад – около 7000 рублей! Камера имеет ряд преимуществ, таких как высокое качество записи, полная водонепроницаемость (до 30 м) и полноценная стеклянная линза объектива. Однако есть и недостаток: ориентирована на «экстремальное» применение – велосипеды, горные лыжи и мотокросс, чем обусловлен единственный способ крепления – на шлем или на запястье. Надо отметить, что многие известные мотофристайлеры сейчас используют такие камеры. По крайней мере, на Red Bull X-Fighters в Варшаве на шлемах Мэта Рибо и Робби Мэддисона я видел именно Digital Hero.

Джош Хилл, на голове что? Шлем. На шлеме - GoPro Hero!

В 2009 году в продажу поступила новая версия этой популярной камеры – GoPro Hero. От предшественника отличается набором крепежей и 170-градусной оптикой. В техническом и математическом плане – та же камера, только чуть универсальней, да и динамику передает лучше за счет невероятно широкого угла обзора. Цена около 9000 рублей.

ELMO SUV CAMДля искушенных видеоманов есть и свои деликатесы: полупрофессиональные камеры серии ELMO SUV CAM с выносным объективом высокой четкости Sony со стабилизацией и коррекцией изображения. Противоударный и влагонепроницаемый блок рекордера снабжен 2.2-дюймовым TFT экраном для просмотра записи в режиме Live и Replay. Вобщем, полноценная видеокамера с оптическим шнуром, позволяющим закреплять объектив на любой поверхности на расстоянии до 1.5 метров. Цена устройства соответствует предназначению и технологиям – от 33000 рублей. На SD карту объемом 2 Gb помещается до 33 минут высококачественного видео формата ASF (совместим с MPEG4) с разрешением 704x480 пикселей.

VIO POV.1Новинкой полупрофессиональных бортовых камер со встроенной «жесткой памятью» в 2009 году стала камера VIO POV.1 32-битный процессор обрабатывает видеопоток с CMOS-сенсора в 12-битном цвете и пишет его на 2Gb SD карточку. Есть два режима записи: блоками или непрерывно. Это очень важная инновация: вспомните, как обидно нам было упустить пару горячих моментов в гонках из-за обрыва питания – 20-минутное видео не сохранилось! При блочном режиме «LOOP» можно не бояться за весь фильм целиком. Даже если аккумулятор сядет в самый ответственный момент, остальные клипы будут уже записаны на карту и не пострадают. По сути, это полноценная видеокамера, которая позволяет делать фильмы с разрешением до 720x480 точек и 30 кадров в секунду. Выносной светосильный объектив с широким углом в 110 градусов оснащен чувствительным микрофоном. К испытаниям этой камеры мы приступим весной, сразу как сойдет снег. Предполагаемая цена на actioncams.ru – около $900
[nxtpage]

Мэт Рибо и Тревис Пастрана на X Fighters Supersession - на шлеме у Рибо GoPro Hero

Пара советов начинающим Спилбергам

Как установить камеру, чтобы фильм получился динамичным? Во-первых, во время съемки обязательно используйте несколько разных ракурсов. Одного «общего плана» и асфальта в кадре будет явно не достаточно. Во-вторых, никогда не снимайте приборную панель, если только не ставите перед собой цель похвастаться достижениями максимальной скорости. Наличие спидометра в кадре отвлекает и визуально снижает скорость объектов вокруг. В-третьих, используйте «динамические детали» - то, что нас так привлекает в телевизионной картинке с MotoGP: работа отдельных узлов мотоцикла в различных условиях. Не забывайте, что место для установки должно быть безопасным. Вы же не хотите, чтобы на полном ходу ваш дорогостоящий прибор отвалился и попал прямо в цепь или под колесо? Выбирайте одну из следующих позиций: на гладкой поверхности (рама, пластик облицовки или открытая площадка) с прямой видимостью одного из объектов, постоянно находящихся в движении – переднее или заднее колесо, вилка, задний амортизатор, ступица колеса и так далее.

Не брезгуйте дополнительным мерами безопасности: надежно закрепляйте камеру, армированный скотч и пластиковые стяжки вам в помощь!

Большинство объективов бортовых камер широкоугольные и рассчитаны на съемку общего плана, нежели отдельных деталей. Не бойтесь размещать камеру ближе к объекту (например, колесу), скорее всего, она сфокусируется даже с расстояния в 5-7 см. При этом, учтите, что камера сфокусируется на объекте, преобладающем в кадре: хотите иметь вид трассы из-под переднего колеса – направьте камеру не на колесо, а чуть в сторону. В идеале – прямо по ходу.

VholdR можно просто примотать скотчем к любой поверхности и настроить объективУстановка камеры на шлем – часто применяемый прием. В нем есть свои плюсы и минусы. Камера показывает то, что видит пилот. Однако чаще всего при этом в кадр попадают посторонние объекты: например, козырек и другие части шлема (объектив-то широкий!), это, конечно же, снижает качество материала.

Во время монтажа своего видео, используйте опыт известных видеорежиссеров – чаще обращайтесь к проверенным записям с мотогонок: как были подобраны ракурсы в обзорных видео после заездов? Эти картинки «нарезаны» уже после прямого эфира, где выбор камер не всегда идеален. В обзорные видео (highlights – наиболее яркие моменты) идут только лучше последовательности кадров и ракурсов.

И, главное, не "затягивайте" картинку: долгий монотонный ракурс утомляет!

Удачи в творчестве.

Inspired by John Westlake‘s Onboard evolution, PB 8/2008

P.S. Тестовые видео: ATC-2K против VholdR. Внимание! Приведенный ниже видеоряд однозначно теряет в качестве после размещения в Интернете. Если вы хотите увидеть картинку в оригинальном качестве, нажмите на эту ссылку (54Mb, формат WMV, 640x480, 90% качество).

Нажмите, чтобы посмотреть видео - тест ATC2K и VholdR

И еще одно видео, найденное на YouTube HQ: GoPro 5, установленная на кроссовом мотоцикле:

Нажмите, чтобы посмотреть видео - тест GoPro 5

ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 6 февраля 2009
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2020 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ. Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
Фото история
Yamaha YZF-R3 для Motorrika R3 Cup 2020
MotoGP - QatarGP 2020: Гран-При Катара - Moto2 и Moto3
MotoGP: Ducati Desmosedici GP20 (2020)
МОТОГОНКИ.РУ


1165230
годовая
аудитория
68467
читателей
за месяц
6107
прочитано статей
за сегодня

Для рекламодателей
Закажите обратный звонок - перезвоним сразу!
Новости Фото Видео Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891).

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOGONKI.TV / MOTOFOTO.RU © 2003-2020

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message