МОТОГОНКИ.РУ, 5 ноября 2022 - Бартоломе Альфонсо (именно так он значится в ключевых документах FIM и Dorna) гораздо лучше известен под другим именем, которое куда чаще мелькало в испанских специализированных изданиях - Томе Альфонсо Эспелета. И да, он является близким родственником Президента Dorna Sports Кармело Эспелеты.
Как получилось, что малоизвестный в паддоке MotoGP человек получил в свои руки такую большую власть - и будет ответственным за приемку и омологацию автодромов, желающих вступить в чемпионат мира. За какие заслуги? Не из-за родственных ли связей?
Это первые же вопросы и аналогии, которые приходят на ум, не так ли? Но инсайдеры MotoGP, проработавшие в чемпионате более 10 лет, знают Томе. И знают они его потому, что этот человек очень давно в гоночном бизнесе: с 2016 года Альфонсо плотно вовлечен в качестве эксперта в работы над многими современными трассами, прежде всего, в Испании (в Андорре, Калафате и Басселе), но также в его портфолио экспертиза изменений на Losail International Circui, а также достройка Sokol International Racetrack в Казахстане. Очевидно, что участие Альфонсо Эспелеты в этих проектах не случайно.
Судя по резюме Бартоломе Альфонсо, его карьера началась еще в 2002 году с роли комиссара трассы на мадридском автодроме Jarama, после чего он вступил в команду Dorna Sports в качестве технического координатора и входил в Комиссию FIM по кольцевым мотогонкам от RFME (Мотоциклетной Федерации Испании).
Томе Альфонсо Эспелета, ген.директор компании Racing Loop
В 2004, когда только открылся Losail International Circuit, Альфонсо Эспелету пригласили на пост генерального директора катарского автодрома. Наконец, в 2008, как только родился нацпроект «Motorland Aragon», Бартоломе занял пост управляющего директора автодрома, а затем и менеджера всего Технопарка.
Как пишет испанская Heraldo, получить эту должность без определенного набора навыков, квалификации и ученых степеней по испанским законам, а также требованиям нанимателя (региональное правительство Арагона) было бы невозможно. Для этой работы требовался выпускник со степенью магистра университета, желательно в области инженерии, экономики или бизнеса имевший не менее 5 лет опыта работы на аналогичных должностях, желательно с подтвержденной аккредитацией в области моторного спорта. У кандидата на роль директора Motorland Aragon должен был быть реальный опыт организации спортивных мероприятий, руководства и управления рабочими коллективами. Кроме того, английский на уровне C1 (сертификат обязателен), знание еще, как минимум, одного иностранного языка, идеально, французского или итальянского. А также постоянное место жительства в непосредственной близости от объекта.
С 2018 Бартоломе Альфонсо значится генеральным директором компании Racing Loop, связанной с проектированием и экспертизой гоночных треков. Именно эта компания в феврале 2022 года получила контракт на организацию и промоутирование Гран-При Арагона, второго ключевого события MotoGP в Испании после национального, на Circuito de Jerez. Компания Racing Loop мелькает во многих контрактах по омологации автодромов в качестве консалтингового партнера. Есть она и в контракте с Mandalika.
В списках официально выданных суперлицензий FIM за последние годы за Бартоломе Альфонсо значатся три действующих: суперлицензия FIM за №4195 как спортивного стюарда от RFME, две суперлицензии FIM за №4288 и 4251 как представителя трассы на этапах чемпионата MotoGP и World Superbike.
Президент FIM Жорж Виегас на презентации нового офицера по безопасности MotoGP объяснил, как выбирали замену для уходящего на пенсию Унчини: «Прежде всего, мы очень давно и долго думали вместе с Dorna, кто мог бы разделить большой груз ответственности с нами, - начал Виегас. - Мы много размышляли, кто мог бы взять на себя ту огромную работу, которую делал Франко. Томе много лет работает над дизайном гоночных трасс, его задачей всего было - сделать их безопасными и современными. Он работал над ними в разных частях света, но теперь мог бы поработать на FIM эксклюзивно. Думаю, он лучший кандидат на эту роль из всех, кого мы рассматривали».
Унчини тоже сказал пару слов о Томе, поскольку уже работал с ним, в том числе, по омологации и решению вопросов с проблемами в Мандалике: «У меня есть устойчивое чувство, что Томе легко подхватит дело. Как сказал Президент [Виегас], Томе - это и мой выбор тоже. Я верю в него, он продолжит эту работу».
Но официальные презентации - одно, а реальность, которая находится за дверями медиа-центра - другое. В паддоке MotoGP привыкли скептически и даже враждебно относиться к новым назначениям, учитывая большое количество нерешенных и всё новых возникающих вопросов в сфере безопасности. Так что о новом Офицере FIM по безопасности в эти дни добрых слов там никто не сказал. Возможно, потому что мало кто знает Томе Альфонсо Эспелету лично.
Алеш Эспаргаро, пожалуй, единственный из всех, кто высказался в защиту нового назначения. Алеш рассказал, что хорошо знает Бартоломе: «Конечно, я его знаю. Он живет в Андорре, мы давно знакомы. Всё то время, что я его знаю, он работал над созданием и модификацией дизайна трасс именно с точки зрения их безопасности. И я уверен, в этом он дока! У нас - у всех гонщиков MotoGP - было очень много вопросов к Стюардам и на Комиссии по безопасности, которые остались нерешенными после ухода Унчини. Однако, откуда мы знаем, что Томе не сможет их решить? Мы должны дать ему шанс! Но ему придется очень много времени проводить в общении с нами, если он хочет сделать всё правильно. Потому что он не гонщик».
Есть в паддоке голоса пилотов MotoGP, которые считают, что человеком, отвечающим за безопасность автодромов должен быть не бывший гонщик, а специалист по строительству и асфальту.
Маверик Виньялес дал ответ на вопрос, почему так: «Очень просто: мы [гонщики] ничего не знаем о технологиях производства современного асфальта! А это главное, что сейчас определяет качество треков. Если FIM думает о значительном повышении безопасности, им следовало бы нанять реального специалиста».
С этой точки зрения, кандидатура Томе Альфонсо соответствует требованию: он знает, какие асфальты сегодня подходят для разных климатических зон, времени года и даже разных типов гонок. Вероятно, его экспертиза позволила бы избежать глобальных проблем при реконструкции Silverstone Circuit в 2018 году, когда именитый подрядчик бабахнул на легендарную гоночную трассу обычный дорожный асфальт, не способный пропускать влагу.
Алеш Эспаргаро также сказал, что Томе имеет представление о повышении безопасности трасс на примере своей работы в Motorland: «Я знаю, что для вас [журналистов] фамилии - это красная тряпка. Но могу сказать, что есть и другая сторона вопроса, такая, как реальный опыт. И у нас он есть, потому что одним из автодромов, который улучшился с точки зрения безопасности, является Motorland. И все эти изменения произошло, когда Томе работал в Арагоне. Помните, вся трасса была "засажена" этой дурацкой искусственной травой якобы для сбора пыли? Сколько из-за нее было аварий в прошлом!!! Мы просили убрать это ото всюду, но только при нем произошли изменения: нашлись средства, чтобы заменить астрограсс на асфальтовые зоны безопасности. Дадим ему время и посмотрим».