МОТОГОНКИ.РУ, 28 февраля 2023 - Wildcard - «дикая карта», как принято ее называть в спидвее - это возможность выставить пилота в титульную серию, где количество участников ограничено промоутером или правилами Федерации. В World Superbike, MotoGP и MXGP эти правила действуют в полную силу, и чтобы получить wildcard на старт, нужно иметь очень веские основания, а пилот обязан доказать свой уровень и квалификацию, соответствующую сложности события.
Иными словами, случайного гонщика-любителя без большой истории и действующей лицензии FIM в MotoGP не пустят. Были в прошлом 1-2 случая, когда частные (коммерческие) команды "продавали" wildcard непрофессиональным гонщикам, желавшим попробовать себя в Больших Призах. К счастью, это не привело к каким-либо последствиям, но каждый раз вызывало шквал критики. Теперь Dorna старается не давать wildcard в MotoGP кому попало, но в Moto3 и Moto2 новички появляются регулярно. Команды подают заявки через национальные федерации, главное, сделать это не позже, чем за 90 дней до события, чтобы в FIM успели уладить все нюансы.
Гарретт Герлофф получил шанс выйти на старт в MotoGP вместо Валентино Росси, когда итальянец подхватил Covid в 2020
Основной смысл wildcard - иметь возможность оперативно заменить того или иного пилота, выбывшего из-за травмы или по какой-либо иной причине из состава команды. В этом случае, команда может запросить замену в любой момент, до старта квалификации (т.е. до субботы) текущего события MotoGP.
Гарретт Герлофф подменял Валентино Росси в Валенсии в 2020 году
Так, в 2020 году, когда антиковидные правила были самыми жесткими, Валентино Росси (единственными из всех пилотов MotoGP) действительно подхватил заразу и самоизолировался на две недели. Он намеревался вернуться в строй на Гран-При Европы (в Валенсии), но Yamaha Racing, понимая, что Росси может не пройти тест, вызвала пилота World Superbike Гарретта Герлоффа на замену Валентино. Росси получил доступ в паддок в пятницу вечером. Герлофф успел проехать обе тренировки и показал, кстати, неплохой результат.
Но в последнее время чаще wildcard применяют заводские проекты, выставляя своих тест-пилотов на этапы MotoGP, чтобы провести те или иные "боевые испытания" - испытания гонками
По правилам, заводы, на которые распространяются концессии (т.е. преференции) - это заводы, пилоты которых за сезон не достигли ТОП-3 в ряде сухих гонок. Но после того, как Алеш Эспаргаро выиграл Гран-При Аргентины в 2022 году, заводов с преференциями не осталось - у всех пяти производителей - Honda, Yamaha, Ducati, KTM и Aprilia равные права. GASGAS не в счет, поскольку это квази-заводской проект: по договоренности Dorna, MSMA и Технической Дирекции MotoGP бренд будет представлен, как 6-й производитель, но де-факто эта команда по-прежнему саттелит KTM Factory Racing, выступать Августо Фернандес и Пол Эспаргаро будут на KTM RC16.
Штефан Брадль проехал за Марка Маркеса 10 гонок сезона MotoGP 2020 года
Если в 2024 году в MotoGP решит вступить BMW или Kawasaki, а то и MV Agusta, то у этого производителя будет полный спектр преференций для ускорения разработки прототипов. Им позволят не опечатывать моторы, вести разработку круглый год, проводить тесты на любых треках (без участия призовых пилотов, конечно), а призовым дадут доступ на "закрытые" официальные тесты, рассчитанные только на разработчиков. Плюс, у такой команды будет 6 wildcard на сезон, тогда как у всех "нормальных" команд их только 3.
Особенностью системы wildcard является запрет на выставление райдеров на нескольких Гран-При подряд. Как минимум, через этап. Исключение делают только для wildcard, выданных в случае замены выбывшего гонщика с перманентной лицензией. Так было в 2020 году, когда место Марка Маркеса в Repsol Honda на 10 гонок занял Штефан Брадль - ему даже вернули перманентную лицензию пилота MotoGP после этого.
Aprilia Racing и KTM активно пользовались своим правом на 3 дополнительных wildcard и вели тестовую активность в полный рост и тестировали новые запчасти и даже моторы по ходу сезона MotoGP. О том, что это имело колоссальный эффект, KTM узнали только тогда, когда их пилоты стали регулярно бороться за подиум и выигрывать гонки: в 2021 году они лишились преференций и вдруг ощутили жуткую нехватку тестового времени, а также дополнительных данных от разработчиков. На адаптацию ушел целый год, и теперь KTM втянулись в игру без послаблений.
Aprilia вступает в первый "нормальный" сезон без преференций после того, как Алеш Эспаргаро неожиданно для всех включился в схватку за титул в 2022 году.
Тем не менее, Aprilia Racing через IRTA уже запросила 3 wildcard для своего тест-пилота Лоренцо Савадори, который усилит заводскую группировку (теперь это четыре гонщика - Алеш Эспаргаро, Маверик Виньялес, Рауль Фернандес и Мигель Оливера) в Муджелло, Ассене и на Phillip Island.
Даже действующие чемпионы MotoGP - Ducati не останавливают хода разработки после восхождения на Олимп мотоспорта.
Давиде Тардоцци подтвердил, что Ducati Corse запросила для Миккеле Пирро wildcard на оба итальянских этапа - в Муджелло и Мизано. Пока под вопросом только участие тест-пилот на гонке в Ассене, то факт, что Пирро появится на старте трижды в 2023 году.
KTM Factory Racing уже объявила о возвращении на старт Гран-При Испании 2023 года звезды MotoGP Дани Педросы, который возглавляет команду разработчиков из Мундерфинга. Команда ведет переговоры с Педросой о том, чтобы он вышел на трек еще один раз, на Гран-При Сан-Марино, но Дани пока не дал своего согласия.
Honda Racing подтвердила, что Штефан Брадль обязательно появится на гонках в 2023 году по wildcard, но пока не назвала этапы, где ожидает увидеть своего разработчика.
Программа тестов также очень плотная в стане Yamaha: план Кэла Кратчлоу расписан до октября, он будет работать, как в Европе, так и в Японии. Лин Джарвис на тестах в Сепанге сказал, что завод еще не решил, на какие события пригласить британского разработчика. У них есть время, как минимум, до старта чемпионата в Португалии, т.е. до 26 марта.