МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Видео Календарь Энциклопедия Контакты

Не говорите мне - прощай... Завершение эры классического MotoGP - часть 5: Valentino Rossi

MotoGP
Лента новостей
»
2 декабря 2020 | 45714
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU
Валентино Росси провел худший сезон в своей карьере, пропустил две гонки из-за Covid и не финишировал еще в пяти из-за падений и поломок, завершив год на 15-й строчке генерального зачета MotoGP. Росси простился с заводской командой Yamaha, в которой проработал 15 лет.

МОТОГОНКИ.РУ, 2 декабря 2020 - Он не уходит в отставку здесь и сейчас, а переходит на «спокойную работу» в саттелит Petronas Yamaha SRT в пару к своему любимому ученику - к Франко Морбиделли, ставшему вице-чемпионом MotoGP в этом году. Не чудо ли это? К чему все идет? Не прогадал ли Vale, и не совершил ли ошибку, которая, как считал в июле Кейси Стоунер, может лишить его «лица» и «магической ауры»? Попробуем разобраться.

Просто стар или Superstar?

В 2021 году Валентино Росси будет уже 42 года, и он по праву станет самым успешным возрастным пилотом всех времен (с 1949 года), если взойдет еще хотя бы на один подиум до конца сезона. Он и сейчас является таковым, как минимум, за последние 40 лет. Но в прошлом гонщики участвовали в Гран-При, пока могли ездить, а покидали спорт только из-за травм, реально мешающим им быть конкурентоспособными.

Валентино Росси
Валентино Росси

Сейчас же ситуация иная: гоночная психология стала играть определяющую роль в подборе пилотов на лучшие места. Менеджеры заводских команд хотят иметь у себя самых быстрых из самых молодых. Причин две: 1) мотивация юных райдеров выше, поскольку они меньше думают в целом; 2) у молодых спортсменов лучше метаболизм, они быстрее восстанавливаются, да и скорость реакции в целом лучше, чем у тех, кто достиг возраста 30-33 года. В одном из интервью Хорхе Лоренцо заявил: «с сегодняшнего дня моя карьера идет на убыль» - в тот день Хорхе стукнуло 27 лет. Марк Маркес, конечно, не согласился бы с ним. Но кажется, сам воочию убедился в справедливости слов Лоренцо 19 июля в гравийной ловушке Circuito de Jerez с сломанной пополам плечевой костью. 17 февраля 2020 года Марку тоже исполнилось 27... «Совпадение? Не думаю» (С)

Что было с Росси, когда ему было 27? Это сезон 2006 года, упущенный шанс - взять 3-й подряд титул вместе с Yamaha из-за странного падения на финале в Валенсии. Что это было - намеренно допущенная ошибка ради светлого будущего MotoGP или глупое недоразумение, до сих пор никто точно не знает. Знает только Великий и Ужасный Валентино.

«...как в хорошем фильме»

Поистине, о жизни Валентино Росси имеет смысл снять полноценный сериал или полнометражный фильм с элементами документалистики и художественного вымысла, ибо за 20 лет Валентино достаточно наследил и оставил ряд загадок.

Лучшие wheelie в MotoGP - все в исполнении Валентино Росси
Лучшие wheelie в MotoGP - все в исполнении Валентино Росси

Как он сам отметил, его карьера в Yamaha состояла как бы из двух серий, «как в хорошем фильме»: «Но это не сиквел, это именно приключенческая драма в двух сериях» - смеется Росси.

Прощание с Monster Energy Yamaha MotoGP состоялось дважды. Первое, по возвращении Росси на пит-лейн после финиша Гран-При Португалии. Второе, вечером того же дня, по завершении всех церемоний FIM, брифингов и прочего.

«Возвращение на пит-лейн после финиша в последний раз с этой командой - это было слишком эмоционально, потому что история завершается не только с моей командой. Она завершается для ряда людей, которые были вовлечены в MotoGP даже дольше моего!» - отметил Валентино, имея в виду свою команду - Бриггса и Стивенса, которые начали свою карьеру в Гран-При задолго до того, как Росси вообще пришел в Гран-При.

Сценарий был бы хорош: история человека, воспитанного в атмосфере абсолютной любви... к мотоциклу, рожденного с бензином в крови, вскормленного грудью на гоночном треке (в прямом смысле этого слова) и искренне верящего, что жизнь можно превратить в перманентную вечеринку. История человека, прошедшего все фазы взросления внутри паддока MotoGP, фазу острой звездной болезни и феерического низвержения с Пантеона, но и последующего перерождение в истинного идола мотоспорта.

Round One - Mission One

Вся история Росси и его команды - это история современного MotoGP, каким мы его знаем в принципе, это более 20 лет. 20 лет в Королевском классе ездит только Валентино, но он пришел в GP125 в 1996, тогда как его команду собрал в 1993 Джереми Бёржесс, и она успела поработать с величайшими пилотами Гран-При, такими как Рон Хезлам, Фредди Спенсер, Уэйн Гарднер и Мик Дуэйн.

Команда Валентино Росси в лицах
Команда Валентино Росси в лицах

Росси и его команда пережили многих и очень многих: молодые и горячие конкуренты приходили с единственный мыслью - побить Валентино, а затем уходили. Некоторые, как Лоренцо, заявляли, что их цель - Росси. И каким бы «великим чемпионом» не был Хорхе, без Росси он был никогда им не стал - Росси двигал Хорхе вперед и мотивировал его совершенствоваться!

А теперь представьте: как непросто чувствовать себя актуальным, когда восемь из твоих новых соперников по MotoGP моложе настолько, что когда ты вышел на старт своей первой гонки Гран-При Малайзии в 1996, их еще не было на свете!

«Думаю, что за эти 15 лет с технической стороны гонок мало что изменилось. Но эти 15 лет были частью моей жизни, и основную часть составляли люди - команда, друзья, с которыми мы всегда были и остаемся в хороших отношениях. Так что особенно я буду скучать именно по этому» - сказал Валентино Росси после завершения уикенда в Портимао.

Подиумный triple Yamaha - и Масао Фурусава в центре композиции
Подиумный triple Yamaha - и Масао Фурусава в центре композиции

На самом деле, путь Росси в MotoGP состоит из трех больших частей. Вступление в MotoGP с Honda в 2000 и четыре года ошеломительного успеха - первая. Росси принял вызов, перейдя в Yamaha Factory в 2004, так началась вторая. Первые 10 лет в Королевском классе Росси фартило просто повсеместно. За все это время он не получил ни одной травмы и не пропустил ни одного старта! Проблемы начались весной 2010 года, когда Валентино допустил ошибку на тренировке по мотокроссу и повредил правое плечо. Только затем он допустил ошибку на свободной практике Гран-При Италии, поймал хайсайд и сломал лодыжку правой ноги. Но именно порванная связка плеча оказала самое негативное воздействие на его физическую форму: после перелома Росси вернулся в строй на 43-й день и через этап уже мог снова бороться за подиум; но операция на плече замедлила его в начале сезона-2011, осложнила освоение Ducati и в целом негативно сказалась на настроении итальянца. Та травма плеча осложняла ситуацию 12 месяцев подряд.

Если в паддоке видна большая толпа, на 100500% - в ее центре - Валентино Росси!
Если в паддоке видна большая толпа, на 100500% - в ее центре - Валентино Росси!

Round Two - В погоне за 10-м титулом

Возвращение в Yamaha в 2013 - третья часть саги. Это были 8 лет достаточно сложных, как для Росси, так и для Yamaha в целом. Главной проблемой стало то, что разработку YZR-M1 в период с 2004 по 2010 год вел чрезвычайно успешный тандем из Росси и лидера проекта «Mission One» Масао Фурусавы. Именно Фурусава пригласил Валентино в заводскую команду и, как позже стало известно, Масао совершенно не ожидал положительного ответа от Росси: казалось бы, что может заставить действующего чемпиона Honda поменять мотоцикл на пике славы? Но именно этот мотив и сработал: Росси принял вызов - и довел байк до совершенства.

Уход Масао Фурусавы совпал с уходом Валентино Росси из Yamaha в 2010 и означал закат блистательной кампании
Уход Масао Фурусавы совпал с уходом Валентино Росси из Yamaha в 2010 и означал закат блистательной кампании

«Отец M1» покинул Yamaha одновременно с Росси в конце 2010 года. После этого, на несколько лет R&D Yamaha погрузился в спячку: прототип совершенствовался, но не менялся глобально - команде не хватало решительного и смелого руководителя, каким был Масао. Honda и Ducati, напротив, стали стремительно расти после реформ внутри компаний - и достигли прогресса. В 2015 году, когда заводская команда Honda допустила грандиозный просчет при тестах нового двигателя (схожий по масштабам с просчетом, допущенным Yamaha в 2020 году с клапанами), единственным 100% конкурентоспособным мотоциклом в паддоке остался YZR-M1 - и Росси с Лоренцо сразу же включились в схватку за Triple Crown. Но тот год был исключительным: «Desmosedici by Dovi & Dall′Igna» был в процессе разработки и не представлял угрозы при явных недостатках Honda, мешавших Маркесу «ехать, как хочет», так что картина была ясна уже на тестах в Сепанге. И уже в следующем году и Ducati, и Honda совершили рывок вперед, а Yamaha - нет. Нынешние проблемы Yamaha - снежный ком, накопившийся за последние 5-7 лет.

Все это время Росси жил только одной идеей - взять 10-й мировой титул. Восемь лет он жил этим, тянул за собой огромную армию последователей, которые верили в достижимость цели.

Вера все еще сильна в нем самом и тех, кто рядом. Росси не стал прилагать меньше усилий для достижения главной цели всей жизни. С того момента, как в чемпионат пришел Марк Маркес, Росси настолько изменил свой стиль пилотирования, что он вообще уже не похож на себя образца 2009 года. В схватках с Лоренцо решающую роль играл опыт и подходящий момент, а в схватках с Лоренцо и Маркесом потребовались смелость + идеальная техника пилотирования. Нельзя не отметить важный факт, что в 2016 году в Муджелло Хорхе все же превзошел Валентино в технике. И даже это не пошатнуло его веру. Хотя, явно поколебало.

Валентино Росси
Валентино Росси

...а можно сказать и так: Vale просто устал бороться с инженерами Yamaha. С 2017 года повторял одно и то же: «мы им говорим, что не так и что надо бы поправить, но они делают все по своему разумению». В 2020 эти слова стали твердить Маверик Виньялес и Фабио Куартараро, который придет на смену Росси в заводской гараж. Еще в 2018 Виньялес не верил Росси на слово и настоял, чтобы завод разделил их программы разработки на два русла - и в Yamaha пошли на этот форк. Сегодня же заводские пилоты говорят, что лучше бы вернуть в гараж прототип модели 2019 года... в общем, неплохой момент, чтобы сделать шаг в сторону, дать дорогу молодым - пусть помучаются! - а для себя кое-что изменить, не меняя жизнь радикально!

«На самом деле, я очень горжусь этой - второй частью своего приключения с Yamaha, - отметил Росси. - Я просто обязан сказать "спасибо" и компании, и Лину, за то, что они дали мне шанс вернуться после тех двух чрезвычайно негативных сезонов, из другой заводской команды... А ведь я уже тогда был, скажем так, достаточно староват в сравнении с многими соперникам! Но я был отчаянным парнем».


Валентино Росси и Лин Джарвис
Валентино Росси и Лин Джарвис

«Никогда не забуду момент, когда Лин сказал мне, что у меня есть шанс вернуться. Именно за это я ему буду благодарен по гроб жизни, потому что он буквально спас мою карьеру: в Ducati я серьезно стал опасаться, что мне пока завязывать с гонками, и по завершению сезона-2012 я уже был готов остановиться. Но возвращение в Yamaha вернуло меня к жизни на 8 лет, и это на год дольше, чем та - первая часть. Да, она вышла не такой яркой, но я был всего в паре очков от 10-го титула. Всего одно-два очка изменили историю!»

Роль Валентино Росси в MotoGP - «Икона на все времена»

Валентино Росси является №1 не по результатам сезона, но по совокупности факторов. Вместе с ним выросло несколько поколений гонщиков, фанатов и последователей. И что гораздо важнее для индустрии - несколько поколений мотоциклистов, которые сели на байк, благодаря Валентино. Многие последовали за его мечтой и пришли в мотоспорт. Академия VR46 - ярчайший пример наследия, которое останется после того, как Росси завершит карьеру.

Лучшие wheelie в MotoGP - все в исполнении Валентино Росси
Лучшие wheelie в MotoGP - все в исполнении Валентино Росси

Зрителей же Валентино Росси привлекал своей непредсказуемостью и неиссякаемым потенциалом на новые шутки, забавные выходки, яркий дизайн шлемов и экипировки, традиционное wheelie с «ласточкой» на круге почета и прочими элементами шоу, про которые остальные прорайдеры никогда не задумывались.

Валентино Росси - это ритуалы, целая религия, миллион нюансов и деталей. Он создал вокруг себя индустрию слухов, которой кормились полсотни журналистов и фотографов на протяжении двух десятилетий

Звезды шоу-бизнеса и мирового спорта первой величины, приходя по приглашению или по собственному желанию в паддок MotoGP, первым делом направлялись в бокс Yamaha - к Валентино Росси. Его считают величайшим промоутером и перформером в мире спорта, уважают и ценят. Росси легко мог бы занять пост менеджера или продюсера любого лейбла, если бы только захотел. Но он хочет развивать собственный бренд - VR46, и занимается этим целеустремленно, точно так же, как боролся за победу в MotoGP.

Валентино Росси и Брэд Питт
Валентино Росси и Брэд Питт

Росси на протяжении 20 лет был реальным двигателем индустрии и главным продающим лицом Yamaha в мире. Сейчас парадигма меняется, мотоциклизм несколько постарел, маркетологи ищут новые лица и новые методы привлечения клиентов. Росси уже не нужен в прежнем виде. Но он был и остается самым успешным и обожаемым персонажем в MotoGP за последние 25 лет! Второго такого нет и пока не ожидается.

Видя это, и Dorna Sports меняет свое отношение к чемпионату. Если раньше MotoGP строился на персонах-магнитах («обожествление» и эксклюзивность), теперь же требуется более плотное вовлечение зрителей в процесс, а гонщики, как участники шоу (персонально каждый), стали иметь меньшее значение. Для тех, кто пережил 2000-ные, это выглядит реальным даунгрейдом. Но 40-летних совершенно не понимают 20-летние, для которых тот же Росси - просто еще один состарившийся спортсмен, которому «пора дать дорогу молодым». Это течение актуально, потому ЛИЧНОСТИ, аналогичной Росси по совокупности характеристик, в MotoGP больше нет. Есть персонажи - великие и не очень, но срок жизни их на Олимпе стал слишком короток, и они просто не в состоянии за свою карьеру консолидировать аудиторию: вот они становятся №1, но... им уже пора уходить!

Валентино Росси и легенда NBA Майкл Джордан
Валентино Росси и легенда NBA Майкл Джордан

Секрет этого, кстати, прост. Когда в Большие Призы вступал Валентино, Гран-При было своеобразной мечтой детства, праздником жизни, который, в случае положительного исхода, мог стать неплохим источником доходов. Но о деньгах в MotoGP никто никогда не думал: гонки должны, прежде всего, приносить удовольствие. Даже игра с поиском спонсоров для Валентино в 90-х - это была действительно своеобразная игра для группы его саппортеров, своего рода развлечение. Главный принцип, по которому всегда жил Гран-При: стань быстрым, деньги придут сами. Так оно и было до недавнего времени.

Деньги никогда не стояли на первом месте, хотя и были неотъемлемой частью процесса - потому что в паддоке их всегда было в достатке! Неоприходованных наличных и тех, у кого их хватало и кто жил аналогичной мечтой - оказаться в Гран-При - было чуть больше, чем теперь, а запретов и рамок - меньше

В сегодняшние Большие Призы рвутся именно ради больших денег! Он стал разменной монетой, в том числе, для проходимцев. Для постоянных участников Чемпионат является не более, чем работой. Попасть туда по-прежнему чрезвычайно сложно - почти невозможно, тем не менее, сотни отцов по всему миру готовы грызть гранит финансовой науки, чтобы изыскать пару миллионов евро и вложить их в своих сыновей, чтобы лет через 10 те привезли домой новенький BMW M5 Coupe или другой родстер, выигранный ими в MotoGP. Фабио Куартараро пообещал отдать выигранный в BMW M Award 2020 M2 CS отцу, потому что... сам уже ездит на похожей машине! Да, Фабио вообще не бедствует. И он один из тех, кого родители для этой роли готовили с самого детства.

Мелкий Валентино Росси в Имоле - хулиганит
Мелкий Валентино Росси в Имоле - хулиганит

Вот еще один важный момент хочу сюда добавить! Большинство сегодняшних прорайдеров в глаза не видели дорожного мотоцикла, не ездили в путешествия на нем и даже не имеют прав! Многие по определению понятия не имеют, что такое удовольствие от езды на мотике, потому что с детства для них это был - инструмент, снаряд. Совершенно ясно, что такое количество профессиональных мотогонщиков выгорают на глазах и завершают карьеру в растрепанных чувствовах. Они никогда не смогут представлять индустрию в глазах других людей, ибо они - «уставшие от Нарзана», а вокруг - станки, станки... кому такое понравится? Росси и его сверстники гоняли на всем, что имеет колеса. И они продолжают заниматься любимым делом - на треке и за его пределами.

Первая таблетка
Первая таблетка

Dorna видит, что индустрия продолжает расти, и потому придумывает все больше и больше сопутствующих ответвлений, которые проще монетизировать: попасть в MotoGP нереально? но можно поиграть в гонки на приставке - и даже получить за это приз! И так далее. И тому подобное... бла бла бла.

Конец одной истории - это начало новой

Росси переходит в Sepang Racing Team, где его ждут старые знакомые, а также 100% заводской YZR-M1 (на чем он настаивал с самого начала). При этом, партнер по гаражу - Морбиделли поедет на все том же клиентстком шасси прошлой спецификации без актуальных нововведений.

Для Росси это лучший вариант, который только можно придумать: он остается в строю, сбрасывает со свиох плеч всю ответственность за будущее мотоцикла и проекта - ему нужно только ездить! Ездить в свое удовольствие, что немаловажно. С этим приходит ряд новых мотиваций.

Валентино Росси
Валентино Росси

«В новом году со мной будут работать парни из моей нынешней команды - Маттео [Фламиньи, телеметрист, единственный из старой команды, кого удалось сохранить Росси - прим. МОТОГОНКИ.РУ], Идальо и Давид [Муньос, шеф команды]. Думаю, мы по-прежнему в состоянии удивить кого-то. Все хотят поскорее завершить этот тяжелый сезон и открыть новую страницу истории - мы уже живем мыслями о следующем сезоне, о первой гонке».

Валентино Росси встретится со своей новой командой теперь только в феврале, на официальных тестах IRTA MotoGP в Сепанге. До того, с учетом официального запрета на тесты и разработку, вступивших 1 декабря, никто из пилотов Королевского класса не выйдет на трек.

Валентино Росси на улицах города
Валентино Росси на улицах города

Читать дальше:

Часть 1: Кэл Кратчлоу

Часть 2: Андреа Довициозо

Часть 3: Тито Рабат

Часть 4: Андреа Янноне

ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 2 декабря 2020
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2022 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ. Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2022 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


1198271
годовая
аудитория
118830
читателей
за месяц
9895
прочитано статей
за сегодня

Для рекламодателей
Новости Фото Видео Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOGONKI.TV / MOTOFOTO.RU © 2003-2022

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message