МОТОГОНКИ.РУ, 24 декабря 2020 - Чувствуется, что все силы заводского гоночного департамента переброшены именно в Мото Гран-При, но Honda остается главным соперником. По мнению босса KTM Штефана Пире, меньшую цель выбирать нет смысла. И пусть на «Дакаре» и в чемпионате мира по мотокроссу MXGP Honda в 2020 году оттяпала победу у KTM, в MotoGP начали складываться предпосылки для скорой битвы - без всяких там "но" и "если бы". И то, что HRC пошла на глобальную диверсию, перекупив у Red Bull KTM Пола Эспаргаро - это часть большой игры, которая лишь подтверждает: KTM сегодня в шаге от того же успеха, которого достиг завод Suzuki!
Пол Эспаргаро де-факто быстрейший и опытнейший пилот KTM - был перекуплен Honda Racing
И одной из важнейших предпосылок для этого была выбранная заранее стратегия - четыре пилота, две команды, но единый мотоцикл RC16 в идентичной комплектации для всех. Заводская команда Red Bull KTM Factory Racing и саттелит Red Bull KTM Tech 3 работали, будто единый коллектив абсолютно во всем. Они даже в боксах стояли один из другим, а их моторхоум был де-факто объединен, несмотря на новые правила о разделении рабочего пространства разных команд.
Брад Биндер возглавил кампанию KTM по итогам тестов в Катаре - все было готово к решающей атаке
Сезон начался для KTM на тестах в Сепанге превосходно: Дани Педроса и Пол Эспаргаро надежно загнездились в ТОП-10 с первого же дня тестов. Эспаргаро завершил тесты после большого Time Attack на 7-й позиции, но с точки зрения абсолютной скорости - всего в 0.2 секунды от лидера тестов, Фабио Куартараро (Педроса оказался в 0.3). В отличие от Honda и Ducati, у KTM не было проблем с переходом на новый дизайн передних покрышек Michelin, а повышенный уровень держака на заднем придал пилотам завода уверенности. Новобранцы из Moto2, бывшие (и будущие) партнеры по официальной команде KTM - Мигель Оливера и Брад Биндер отстрелялись неплохо, легко уложившись в 0.75 секунды от наиболее вероятного фаворита в схватке за титул-2020.
Штефан Пире, Хуберт Трункенпольц и Майк Ляйтнер (технический директор KTM Factory Racing)
С хорошим предчувствием завод отправился на тесты в Катар, и там результаты удалось подтвердить. И на этот раз, быстрейшим оказался уже Брад Биндер. В целом, прогресс четверки пилотов KTM был сопоставим с демонстрацией готовности Suzuki к схватке за подиум в каждой гонке. Для KTM это означало - шанс побороться за место в ТОП-5. Как показало время, реальность превзошла ожидания обоих недавних «новичков» MotoGP.
Брад Биндер вошел в историю Гран-При, как пока единственный, выигравший Moto3, Moto2 и MotoGP на мотоцикле одной марки - это KTM
На первом же этапе в Хересе KTM RC16 неожиданно для многих сделал заявку на старт с заглавных линий стартовой решетки. Пол Эспаргаро сразу прошел в Q2 и по итогам квалификации оказался на 7-й позиции, но от старта в ТОП-5 на раскаленном до +60 градусов асфальте Circuito de Jerez его отделили лишь 0.04 секунды. Брад, Мигель и Икер не попали в Q2 в своем дебюте в MotoGP, но Биндер боролся за переход в решающую сессию до последнего. Ему не хватило 0.3, чтобы превзойти Алекса Ринса и Пола Эспаргаро. Но по времени круга он легко мог бы претендовать на место рядом с Полом, причем, на позицию выше!
Победа Брада Биндера в Брно стала сенсацией
Настоящие чудеса начались после Хереса, в Брно, где стало ясно, что Марк Маркес не вернется в строй еще некоторое (достаточно длительное) время. Брад Биндер тогда сказал за всех, и его слова, наверное, могут описать ситуацию в чемпионате MotoGP 2020 года наилучшим образом - вот они:
Брад Биндер: «Когда нет явного лидера, каждый видит себя лидером. И это раскрывает что-то, прятавшееся внутри тебя долгое время - дает шанс реализоваться»
Биндер приехал на финиш Гран-При Чехии 1-м с каким-то нереальным отрывом от финишировавшего вторым Франко Морбиделли из Petronas Yamaha SRT в 5.2 секунды. На подиум в той гонке легко мог бы подняться и Пол Эспаргаро, если бы Жоан Зарко был поаккуратней при возвращении на траекторию после большущей ошибки, допущенной на торможении в первом повороте. Жесткое касание выбило Эспаргаро из гонки - в гравий.
Брад Биндер выиграл Гран-При Чехии в MotoGP
Первая победа KTM в MotoGP, тем более, одержанная новобранцем - это сенсация в любом случае. И после анализа, все сошлись во мнении: победа взята не от того, что другие ехали медленно, а потому что Брад был быстрее всех. Точка.
Брад Биндер вошел в историю, как первый и пока единственный мотогонщик, выигравший Большой Приз на прототипе KTM во всех трех классах - в Moto3, Moto2 и MotoGP.
Но на этом сенсации в исполнении KTM не кончились. Мигель Оливера из Tech 3 удивил всех на Red Bull Ring, вырвав Гран-При Штирии из рук у Пола Эспаргаро, спорившего в тот момент с Джеком Миллером (Pramac Ducati). Последний круг гонки был погорячее полюбившихся нам дуэлей Довициозо и Маркеса: Миллер и Эспаргаро спорили за 1-е место очень жестко, и они совсем не ожидали, что в решающий момент в их игру вмешается третий.
Мигель Оливера выигрывает Гран-При Португалии по MotoGP буквально в одни ворота
Но и здесь Оливера заслужил похвалу: это был - прорыв сезона! Мигель, как и Биндер, подтвердил верность стратегии, выбранной Штефаном Пире и Питом Байером в формировании пилотского состава. Молодые, очень-очень голодные до славы и побед, выросшие вместе с KTM парни нашли себя в августе 2020 года. Для Оливеры приключения на этом не окончились. Когда FIM и Dorna Sports объявили о возвращении в календарь Гран-При Португалии, Мигель уже был готов на подвиг. И он продемонстрировал, на что реально способен, выиграв гонку в Альгарве с поул-позиции, не дав и шанса ни одному сопернику. Оливера в этой ситуации легко мог бы сказать те же самые слова, что до него в Брно сказал Биндер - см. цитату выше.
Пол Эспаргаро - 5 подиумов за один сезон MotoGP
Но больше всех призовых мест - пять - за эти 14 гонок принес заводу именно Пол Эспаргаро. Его средний счет за гонку (9.6 очка с учетом всех DNF или 12.3 "чистыми") оказался гораздо выше, чем у Биндера и Оливеры, что привело его на 5-е место в чемпионате. 135 очков, заработанных за 11 гонок в 2020 году - это 35% рост результативности "чистыми" или 220% рост средней результативности по сравнению с в 2019 годом. Не стоит забывать и о двух поул-позициях, которые заработал Пол Эспаргаро в Штирии и на Гран-При Европы (в Валенсии)! И все это - на одном и том же мотоцикле.
KTM RC16 (2020) на фотосессии перед поездкой на тесты IRTA MotoGP в Сепанг
Ну, конечно, мотоцикл был уже другой. Внутренне, RC16 модели 2019 года был «совершенно иным», если сравнивать с моделью, использованной на тестах в феврале 2020 года, и «еще более иным» в сравнении с мотоциклом, который вышел на старт в июле на Circuito de Jerez. У KTM и Aprilia был шанс доработать шасси и двигатели после тестов в Катаре, чем воспользовались оба завода. Причем, у Маттигхофена были большие опасения, что Ноале успеет завершить свою программу тотального апгрейда RS-GP до 1 июня. Но из-за отсутствия Янноне (по мнению Массимо Риволы), подтвердить успешность/неуспешность этого апгрейда Aprilia не удалось. В KTM же четко знали все свои сильные и слабые стороны.
В итоге, KTM RC16 принес заводу следующие достижения в MotoGP:
3 победы в гонках MotoGP (2 у Оливеры, 1 у Биндера)
8 подиумов в сумме (5 у Эспаргаро, 2 у Оливеры, 1 у Биндера)
3 поул-позиции (2 у Эспаргаро и 1 у Оливеры)
4 быстрейших круга в гонке (2 у Биндера, 1 у Эспаргаро и 1 у Оливеры)
Все пилоты KTM финишировали в 2020 году в ТОП-10, включая Икера Лекуону (трижды): Эспаргаро - 10 раз, Оливера - 9 раз, Биндер - 5 раз.
Пол Эспаргаро завершил чемпионат на 5-м месте (лучшая позиция в MotoGP для KTM)
4-е место в Кубке производителей, выше Honda и Aprilia.
Red Bull KTM Factory Racing заняла 3-е место в Командном чемпионате MotoGP
Брад Биндер выиграл схватку в номинации Rookie of the Year
Средний счет пилотов KTM в MotoGP за этап вырос на 188% по сравнению с 2019 годом (26.71 против 9.3).
В младших классах KTM традиционно борется за титул с 2012 года, как только FIM и Dorna ввели новый класс Moto3. И здесь именно Honda - главный конкурент.
Альберт Аренас - чемпион Moto3 2020 года, команда Aspar Racing (KTM)
В Moto3 чемпионом стал пилот KTM Альберт Аренас. Для Аренаса это был просто шоковый сезон: выигрывая гонки, поднимаясь на подиум и сохраняя лидерство в чемпионате, он мог потерять все в следующей гонке из-за собственной или чужой ошибки; он был дисквалифицирован практически перед самым финалом, что едва не похоронило шансы на титул, но испанец выкарабкался.
Год начался победой в Катаре, 100-й для истории KTM в Гран-При. По-началу, Аренас выглядел абсолютно безоговорочным фаворитом. Но то, что он стал чемпионом в итоге - это фантастика по ряду причин. Альберт выступает в Moto3 с KTM с 2012 года и никогда не изменял заводу, но впервые приблизился к титулу так близко только вместе с командой Aspar Racing. В 2020 году он потерял очки в 4-х гонках (речь идет, как минимум, о 50-60 очках), а в Португалии из-за колоссального нервного напряжения Альберт провалился назад в пелетоне за 4 круга до финиша и смог заработать лишь 4 очка, которых, впрочем, хватило для победы. Но все потерянные очки «подобрали» пилоты Honda - и вот, у HRC Кубок производителей!
Рауль Фернандес из заводской команды KTM в Moto3 выстрелил под конец сезона серией побед
Несмотря на то, что последние 3-4 года считается, что заводское гоночное подразделение KTM несколько ослабило хватку в Moto3 и переключило всё внимание на MotoGP, пилоты KTM в младшем классе регулярно составляют конкуренцию Honda и финишируют в ТОП-10 на регулярной основе. Кроме Аренаса, победы в гонках KTM принесли Челестино Виетти, Даррин Биндер и дважды - Рауль Фернандес. Также, пилоты KTM стартовали с поул-позиции в 7 гонках, 6 из которых взял Фернандес, одну - Биндер-младший.
Хорхе Мартин - один из наиболее вероятных претендентов на корону Moto2... пока в дело не вмешалась другая корона - вирусная
В Moto2 главным человеком KTM был Хорхе Мартин, но из-за проблем, связанным с непонятными результатами тестов на Covid-19 в самый разгар сезона, Мартин лишился шанса заработать очки в четырех гонках. В итоге, Мартин проиграл 45 очков новому чемпиону Moto2 Энеа Бастианини и завершил сезон на 5-м месте.
Вообще, в 2020 году у KTM в Moto2 нет именно что «заводской команды» с «заводским мотоциклом». На деле, Хорхе Мартин выступал в цветах KTM Racing, но на шасси немецкого ателье Kalex, а моторы здесь от Triumph. Казалось бы, что такого в Moto2 может быть от KTM? Подвески! Поскольку поставщик двигателей, покрышек, моторных масел, бензина и электроники - это монополии, а 80% участников чемпионата едут на Kalex, главнейшую роль начинают играть инженеры-подвесочники. KTM и WP используют Moto2 для разработки и совершенствования заводских система демпфирования, которые затем используются в Moto3 и MotoGP. Оперирует деятельностью KTM в Moto2 та же команда, что и в Moto3 - Ajo Racing под управлением финна Аки Айо.
Биндер и Оливера - напарники по заводской команде KTM в Moto2 (2017 год)
KTM называет свою деятельность в Moto3 и Moto2 - «Академией», поскольку попасть в нее могут только те пилоты, которых отбирает сам завод. Источников стало очень много. Во-первых, это Red Bull MotoGP Rookies Cup, домашний проект KTM и Dorna Sports по взращиванию юных талантов. Во-вторых, все ценней и ценней кадры, пришедшие из FIM Moto3 Junior World Championship (CEV Moto3). Лучших юных райдеров KTM стремится подписать в свои ряды (и в RBRC у Ajo Racing 100% приоритет на чемпиона перед любыми другими командами).