МОТОГОНКИ.РУ, 14 марта 2024 - Отчет Pirelli о первом этапе в Мото Гран-При, в целом, был выдержан в нейтральном ключе, без традиционного для того же Michelin выпячивания рекордов круга и всего такого. Это потому, что сотрудники команды Джорджио Барбье из Pirelli Motorsport понимают, что не все так однозначно.
Lusail International Circuit ждет дебюта Pirelli в Мото Гран-При
Dunlop участвовал в Moto2 и Moto3 с первого дня создания серий, то есть, с 2010 и 2012 годов, отработал 4 полных контракта по 3 года, накопив кое-какой опыт. К Dunlop всегда было много вопросов, особенно, в переходных погодных условиях и когда было достаточно прохладно. Но единственное, в чем их никто не мог упрекнуть, это в стабильности работы шин на протяжении гонок.
В случае с Pirelli, которая предложила гонщикам Moto2 использовать проверенные временем слики из World Superbike - Pirelli DIABLO Superbike, уже на четырех гоночных трассах - в Мизано, Валенсии, Хересе и Лусаиле были существенно улучшены рекорды круга. В Moto3 используются покрышки из World Supersport, и там тоже ускорение достигло местами 2 секунд.
Но динамика расхода резины радикально изменилась с переходом с Dunlop на Pirelli - на первый взгляд, кое в чем ухудшилась
Так ли это?
Вот анализ ситуации
Гонки Гран-При Катара 2023 и 2024 годов проходили в примерно равных погодных условиях (+29-30 градусов на поверхности трека) на новом асфальте Lusail International Circuit. И в ноябре 2023 года этот асфальт обеспечил невероятный уровень держака, проявив также чрезвычайно высокую агрессивность по отношению к резине. Логично предположить, что второе событие, состоявшееся 4 месяца, должно было принести лучшие показатели в среднем.
Но Фермин Альдегер из SpeedUp на Dunlop тогда сумел проехать абсолютно ровную гонку с доминирующим темпом 1:57.9-1:58.3. Первые два круга ноябрьской гонки темп был существенно хуже мартовского - порядка 2:00-2:01 из-за трафика и плотной борьбы. Начиная с третьего круга, как только толпа разобралась на группы и выстроилась в линию, Альдегер выстрелил вперед. Альдегер разгонялся по ходу всего заезда и показал свои лучшие круги, в том числе, 1:57.546 на 15-м круге из 18-ти. Даже на предпоследнем круге он проехал 1:57.9.
Но гонка 2024 года на Pirelli показала совершенно иную динамику: от начального темпа, взятого лидерами пелетона на 1-м круге - 1:58.2-1:58.3 не осталось и следа уже через 5-6 кругов. Более того, затем, каждые 5 кругов темп ухудшался на секунду во всем пелетоне.
Победитель Гран-При Катара 2024 года в классе Moto2 Алонсо Лопес, напарник Альдегера по заводской SpeedUp финишировал, замедлившись с 1:58.2 в начале гонки до 1:59.7-2:00.223 - ровно на 2 секунды. Ближайший его преследователь, Барри Балтус на Kalex показал совершенно аналогичную динамику сброса темпа. Серхио Гарсиа был быстрее обоих на первых кругах, но раньше соперников исчерпал потенциал покрышек, и поэтому ему не хватило резины, чтобы совершить рывок при атаке на Лопеса и Балтуса на последних двух кругах.
Фермин Альдегер начал заезд 2024 года медленней лидеров из-за старта в середине пелетона, куда его передвинула Дирекция MotoGP за неподобающее поведение на квалификации. Альдегеру не удалось улучшить 10-ю стартовую позицию, он вообще не заработал ни очка в этом заезде, финишировав 16-м. Его темп на 2-3 круге соответствовал скорости 2023 года, но после 10-го круга резко просел до 2:01.5 и ниже на оставшихся кругах. Таким образом, 2/3 гонки Альдегер проехал на 1.5-2 секунды медленнее самого себя образца ноября 2023 года на Dunlop.
После финиша, пилот, уже заключивший контракт в MotoGP на 2025 года, перед которым стоит план - стать чемпионом Moto2 и войти в Королевский класс с высоко поднятой головой сказал: «Я бы не сказал, что старт был неудачным, но возникли совершенно неожиданные проблемы в середине заезда, из-за которых я откатился на 16-ю позицию. Впрочем, это пока еще 1-я гонка сезона, и мы кое-что усвоили в связи с этим».
Картина в Moto3 еще ярче демонстрирует ситуацию. Там, стартовый темп во всем пелетоне существенно, на 2.5 секунды превысил показатели 2023 года - 2:03.3-2:03.8. Но после 9-го круга произошел критический сброс резины, и темп резко снизился до 2:05.5-2:05.7. Финишировали лидеры на грани 2:06.000, как в ноябре 2023 года.
Давид Алонсо одержал победу, благодаря выдающемуся рывку именно на последнем круге, который он прошел на 0.6 секунды быстрее Дани Ольгадо и на 0.4 секунды быстрее, чем Тайо Фурусато.
В ноябре 2023 года пелетон Moto3 проехал ровную гонку внутри 2:06 от старта до финиша. Тот же Давид Алонсо на Dunlop ускорился к концу заезда до 2:05.9, что позволило ему стать 2-м после Хайме Масии. Онжу финишировал 3-м с теми же 2:05.9.
Однако, плохо ли это? Нет, всё дело исключительно в привычных стратегиях
Выводы
После тестов в Валенсии и Хересе, где пилоты младших классов поверили в силу Pirelli и гораздо лучший держак с самого старта, они впервые смогли понять их истинную суть. Но поскольку условия одинаковые для всех, новые вводные не изменят радикально ситуации в пелетоне, и быстрейшие пилоты всё равно выйдут вперед. И это произойдет уже в Портимао: там гонки пройдут совершенно иначе, нежели были в Катаре.
С учетом быстрого сброса резины, нас ожидает поголовная смена стратегий в шинном менеджменте, как в Moto2, так и в Moto3 - эти гонки теперь должны стать ближе к заездам MotoGP, где пилоты стараются сохранить резину до финиша, чтобы иметь шанс на решающую атаку
Все, кто сделал те же выводы, теперь постараются начать Гран-При Португалии менее агрессивно, ускоряясь к концу заезда, как они это делали на Dunlop.
Также, будет очень интересно послушать комментарии Джоржио Барьбье перед Портимао, где у Pirelli накоплен грандиозный опыт эксплуатации DIABLO Superbike за последние 10 лет: какие рекомендации Pirelli Motorsport даст командам Moto2 и Moto3 на трассе, которая только 3 года, как вошла в календарь MotoGP.