МОТОГОНКИ.РУ, 30 июня 2020 - Пьеро Тарамассо возглавляет отделение Michelin Motorsport, отвечающее за активность французской компании в MotoGP как официального производителя и поставщика резины. Тарамасо знает четко: тесты в Сепанге и Катаре зимой 2020 года показали тенденцию - те, кто затруднялся найти нужные настройки на покрышках предыдущего поколения (с 2017 по 2019), больше не испытывают проблем.
Пилоты Yamaha остались довольны итогами тестов IRTA MotoGP в Сепанге и Катаре
Подробнее: Результаты тестов IRTA MotoGP в Катаре: Yamaha и Suzuki доминируют
Как это может изменить игру? На самом деле, изменения могут быть радикальными
Об этом подробнее - ниже, а пока, о том, что и как происходит на заднем дворе у Michelin после выхода Европы из карантина.
Отсрочка - на пользу!
Пауза в несколько месяцев после Гран-При Катара позволила Michelin сделать кое-какую домашнюю работу, тщательнейшим образом проанализировав поведение новых комплектов Powerslick, особенно, задних баллонов. Пока сама фабрика в Клерман-Ферранде была закрыта из-за карантина, инженеры-гоммисты провели глобальный анализ собранных на зимних тестах данных: они открыли для себя кое-какие потрясающие моменты, и это знание делает новый сезон интригующе непредсказуемым.
Новые задние Michelin Powerslick, представленные в Валенсии, могут изменить весь чемпионат
Покрышки, испытанные в Сепанге показали себя фантастическим образом, особенно, это касается производителей, использующих рядные 4-цилиндровые двигатели - Yamaha и Suzuki. Подробнее об этом: Итоги тестов IRTA MotoGP в Катаре: Yamaha готова к реваншу
Если бы чемпионат стартовал в июне, например, в Sachsenring, как предполагали в Dorna Sports, у Michelin возникли бы серьезные проблемы в плане производства шин для первых раундов, поскольку для Гран-При Германии и Нидерландов требуются особые наборы, которых нет на складе, а произвести их в апреле и мае было невозможно. Но дополнительная пауза до июля и план - провести все гонки только в Европе - разрешили проблему.
Пьеро Тарамассо, босс программы Michelin Motorsport в MotoGP
«Непросто все спланировать и подготовить такое количество шин, даже не зная, на каких треках и сколько гонок будет, и когда это все произойдет, - говорит Тарамассо. - Даже, если вы знаете, ГДЕ состоится событие, этого недостаточно. Одно дело - гонки весной, когда они проводятся в нормальной ситуации, и у нас есть масса данных для анализа, проверенные решения. Совсем другое, если та же гонка проводится в октябре или ноябре! Температуры настолько будут различаться, что один и тот же набор будет работать совершенно по-разному».
Сколько на деле требуется времени, чтобы приготовить набор покрышек для определенного Гран-При?
«В нормальной ситуации, в начале сезона объявляется "шинная карта" со всеми спецификациями покрышек для каждой трассы. Затем, мы начинаем производство по этому плану - примерно за 2 месяца до каждого события. Чтобы работать с комфортным запасом, я бы сказал, что нам требуется 5 недель на производство и комплектацию перед конкретным Гран-При: на каждое событие мы отправляем порядка 1200 баллонов».
«Для событий на другом континенте то же самое нужно делать загодя, поскольку мы грузимся на океанский контейнеровоз (самолета недостаточно для перевозки такого тяжелого груза), который идет до места от 2-х до 3-х недель. В случае заокеанских гонок, конечно же, логистическая операция существенно осложняется, и мы уже не можем вносить никаких правок в план».
Circuito de Jerez - самый хорошо изученный автодром в MotoGP, и это касается всех вовлеченных в проект
Для Гран-При Испании Michelin не потребуется варить много шин, поскольку комплект на уикенд был готов еще в марте. Однако, это уже не будет то же самое событие, что в 2018 или 2019 годах, плюс, там состоятся две гонки MotoGP!
«Херес открывает сезон, затем мы едем в Брно и Австрию. Что мы делаем сейчас, так запустили в производство некоторое дополнительное число покрышек, чтобы убедиться, что нам хватит на 2-3 гонки. Как только будет более-менее известен остальной календарь***, мы сможем запустить в производство остальные комплекты».
*** беседа с Тарамассо велась в середине июня, но до публикации Dorna официального календаря MotoGP 2020
Всем сестрам по серьгам
У Michelin есть три основных «семейства» покрышек для MotoGP. Первое предназначено для гонок, как в Таиланде, где температура асфальта чрезвычайно высокая, а асфальт очень цепкий. Там требуется особая задняя покрышка с сверхпрочным каркасом.
Второе семейство - это серия шин с асимметричным компаундом для трасс, где количество левых и правых поворотов значительно различается, что создает повышенную нагрузку и износ. Такие трассы, как Sachsenring, Ricardo Tormo Circuit и Phillip Island нуждаются в асимметричных наборах, причем, как задних, так и передних.
Но даже от трека к треку, в одном семействе шин есть различия. То есть, недостаточно сварить 300 одинаковых комплектов, чтобы этого хватило на все три события, нет. Для каждой из этих трасс нужно варить комплекты с разными параметрами жесткости каждой боковины, а также середины. Вот почему так важно знать, КОГДА на этих трассах состоится гонка.
У Michelin три основных семейства покрышек, для трех типов трасс
Наконец, самое большое семейство - «базовые покрышки» - более универсальные, запас которых можно иметь на ряде треков. К ним относятся Automotodrom Brno, Mugello, Misano World Circuit, Jerez, Barcelona - для них у Michelin всегда есть достаточное количество покрышек. Плюс, близость к Франции и базовому производству (а также складам) обеспечивает возможности для маневра.
«У нас на складе есть некоторое количество покрышек для обеспечения 2-3 событий, так что мы спокойны насчет первых трех этапов в июле-августе...» - уточнил Тарамассо.
В чем особенность рестарта сезона в Хересе
Херес... испанский дом MotoGP! Много-много лет подряд Гран-При Испании проводится в мае, но приватные тесты часто организуют и в конце ноября, перед самым закрытием сезона. Но чемпионат никогда не был в Андалусии в июле, в самую жару. Как Michelin намерен справиться с этим челленджем?
Чтобы обеспечить паддок MotoGP покрышками, Michelin привозит 1200 баллонов на уикенд
Челлендж? Тарамассо считает это слово подходящим: «Конечно, нам придется полностью изменить шинную карту для этого этапа. В обычных условиях мы едем в Херес в мае. Жесткость компаунда в мае - soft и medium, что-то в этом духе. Но из-за существенного повышения температуры, придется заменить soft на medium, а medium - на hard. Так что в Херес мы повезем более жесткие комплекты, чтобы температура не стала проблемой для команд».
Две гонки подряд на одном треке означает двойной комплект покрышек - это 2400 или 2500 баллонов. Однако никто сегодня точно не знает, какой будет погода, значит придется брать с запасом.
Но у Michelin есть план: «План - сварить достаточно покрышек для первого события. Затем, мы подождем финиша гонки, чтобы провести анализ. Затем, мы успеем внести необходимые корректировки и доделать покрышки ко второму Гран-При».
Michelin может обеспечить Гран-При Испании и Андалусии достаточным количеством подходящих покрышек
Идея Michelin заключается в том, чтобы обеспечить Гран-При Испании 19 июля самым широким набором, который затем можно будет сузить, сварив больше шин нужной спецификации: «Фабрика готова сделать это предельно быстро» - уточняет Пьеро.
Ключевой момент всего сезона
Возвращаемся к пункту, на котором мы остановились в конце февраля, после тестов IRTA в Катаре. Заводские команды Yamaha и Suzuki покинули Лосаил с широченными улыбками. Пилоты и инженеры Ducati и Honda, напротив, были серьезно озадачены: после тестов в Сепанге, данные из Катара подтвердили их опасения - у Yamaha больше нет никаких проблем с держаком на горячем асфальте, а в остальных случаях пилоты на мотоциклах с рядными двигателями показали лучшие результаты, чем их коллеги на V4. Как уверяют в командах, это благодаря новым покрышкам Michelin, в частности, новым задним сликам...
Пьеро Тарамассо: наша задача, чтобы в паддоке были довольны все!
«Наша философия, чтобы счастливы были все в паддоке. Мы работаем на всю решетку, а не на конкретные гаражи. Мы не выбираем спецификацию, потому что она кому-то нравится, но пытаемся сделать так, чтобы она нравилась всем одинаково. Конечно, давление испытываем постоянно, потому что невозможно угодить всем в одинаковой мере. Теперь мы не можем представлять новые модификации резины по ходу сезона, поэтому, как только внесены последние изменения, это означает, что все с ними согласились».
«Когда мы разрабатывали новый дизайн заднего баллона, целью было дать лучший держак на выходе из поворотов. На ускорении новый компаунд обеспечивает лучшую сцепку и большее пятно контакта, так что в плане использования мощности улучшения радикальные».
Главным изменением по сравнению с резиной предыдущего поколения Тарамассо называет лучшие показатели Powerslick в поворотах, что несомненно дает преимущество мотоциклам с более плавным ходом - Yamaha и Suzuki:
«Когда мы начали тестировать новые шины, поняли также, что они дают лучший держак поворотах - в целом, и corner speed и стабильность во многих случаях повысились из-за этого. Новые шины в целом гораздо более зацепистые. А когда у тебя есть хороший держак на заднем колесе, можешь больше загружать перед, и это нормально».
Алекс Ринс на заводском Suzuki - в новых условиях может представлять серьезную угрозу для Маркеса и Ко.
Изменения в задней покрышке 2020 года могут иметь гораздо более далеко идущие последствия для всех пилотов MotoGP, считает Тарамассо:
«Поняв свои новые возможности, пилоты начнут активнее играть с развесовкой и настройками подвесок. А все это может, в итоге, привести к смене философии езды, к значительной смене стиля пилотирования: вы уже не можете выходить из поворота, как прежде; не можете тормозить до поворота, как прежде... В какой-то момент мы поняли, что с новой покрышкой пилоты MotoGP не смогут вести свои прототипы так же агрессивно, как прежде. Им потребуется плавность, чтобы извлечь больше скорости. В Сепанге и Катаре некоторые пилоты сразу раскусили эту особенность, другим же потребовалось время. Но уверен, что на тестах в Хересе команды поставят точку в своих изысканиях».
Адаптация и дополнения: Кирилл Чернышев
Фото: Michelin Motorsport
Новые задние Michelin Powerslick после тестов в Сепанге и Катаре открыли новые перспективы перед Yamaha