МОТОГОНКИ.РУ, 28 октября 2023 - Марка Маркеса можно любить и ненавидеть, но отказать ему в изобретательности, стратегическом мышлении, четком планировании и вероломном осуществлении своих планов - нельзя! Иначе, он бы никогда не стал 8-кратным чемпионом мира, 6-кратным чемпионом MotoGP, новым Великим и Ужасным.
Маркес - всегда напролом
Свое лицо Марк впервые показал в 2012, после того, как лишился титула из-за травмы в Сепанге-2011. Он уже тогда знал, что в Moto2 ему равных нет, и даже пропуск осенне-зимней серии тестов и тренировок не повлиял на его потенциал. Марк вернулся и стал выигрывать гонку за гонкой, иногда настолько преобладая над соперниками, что буквально сметал их с пути. Так случилось в Мизано, за что он был жестоко пенализирован - лишен стартовой позиции на следующем этапе и перемещен на последнюю линию, откуда... выиграл Гран-При Японии с существенным превосходством. Никакие санкции не могли сдержать Маркеса ни в том году, ни в дебютном сезоне MotoGP 2013. Даже дисквалификация из Гран-При Австралии не помешала ему стать чемпионом Королевского класса с первой попытки!
Но причем тут 2015 год? Вспомним, что тогда происходило...
MotoGP 2015 Malaysian GP 17 Round: Росси высказал мнение, что Марк Маркес действует в интересах Лоренцо - он его новый друг
перейти в фотогалерею
Амбиции, которые превзошли вообще всё
Выиграв титул MotoGP в 2013, Маркес рулил в 2014: взял 10 побед подряд с начала сезона в Катаре, а затем добавил к ним еще три, став 2-кратным чемпионом досрочно. Он настолько уверился в собственной исключительности и значимости, что упустил важнейший момент на тестах IRTA Sepang в феврале 2015 года, пропустив в серию слишком мощный двигатель, который не подходил к новому шасси Honda RC213V. Ошибка была не Маркеса персонально, но всей его команды, также как и команды Дани Педросы, который имел что-то сказать, но таки не сказал - и Repsol Honda столкнулась с непреодолимыми трудностями в апреле, мае и июне: Маркес либо ехал на победу, либо падал, потому что внезапно терял контроль над байком. Локализовать и исправить проблему HRC смогла только к Гран-При Нидерландов, после которого ситуация более-менее стабилизировалась для Маркеса, но Хорхе Лоренцо и Валентино Росси к тому моменту уехали от Марка на непреодолимое расстояние.
В сентябре 2015 года Маркес понял, что титул упущен, и по какой-то странной причине сменил стиль игры - и повлиял на ход чемпионата. Понимая, что не борется за титул, он решил сохранить свою персональную значимость, вмешиваясь в ход борьбы между Валентино Росси и Хорхе Лоренцо. В сентябре Марк еще не знал, что именно и как ему следует делать. Но политическая ошибка, допущенная Валентино Росси на Гран-При Австралии подсказала путь.
MotoGP 2015 Malaysian GP 17 Round: плотнейший вход во второй поворот Sepang International Circuit - старт гонки
перейти в фотогалерею
Росси стал замечать, что Маркес сдерживает его, как на квалификациях, так и в гонках. В тот момент, Валентино еще не понимал, что именно и с какой целью делает Маркес, но видел это и чувствовал - и поэтому решил пойти в контратаку, заявив о своих подозрениях во всеуслышание на пресс-конференции перед гонкой на Phillip Island.
Маркесу просто необходимо было показать всем вокруг, что он остается №1 и просто играет со своими соперниками: так, он одновременно и унизил Лоренцо, "подарив" ему титул, и покарал Валентино Росси за смелость
Маркес возмутился тогда, отрицал, но... в той же гонке продемонстрировал, что сделал выбор - в пользу Хорхе Лоренцо: Марк никогда не признавался в этом и вряд ли признается, но он решил поддержать Лоренцо в дуэли с итальянцем. В Австралии, но что стало гораздо яснее в Сепанге и, в конечном счете, на Гран-При Валенсии - Марк Маркес сделал всё, чтобы Росси потерял, а Лоренцо получил ценные очки. И добился своего: Валентино Росси упустил свой самый вожделенный 10-й мировой титул ценой всего в несколько очков, которые достались Лоренцо после слишком явной защиты его позиции Маркесом от атак Дани Педросы в финальной гонке.
Что происходит сейчас?
Ситуация с Маркесом близка к той же, что и в 2015 - он не борется за титул, он уже никому ничего не должен, поскольку покидает заводскую Repsol Honda и переходит в частную команду, где договор заключен между ним и командой (никакой завод уже не в состоянии изменить этого). И похоже, что Марк снова выбрал сторону!
Он готов поддержать Хорхе Мартина в споре с Пекко Баньяей, как испанец-испанца в противостоянии с итальянцем
Так всё это выглядело сегодня. Посмотрим, сохранится ли тренд в Сепанге, Катаре и Валенсии! Но почему я так решил?
Пекко Баньяя уже показал, что умеет справляться со стрессом
Хронология событий
Во-первых, вспомним кое-какие слова Маркеса, сказанные им после спринтовой гонки Гран-При Японии, где они встретились с Хорхе на подиуме: «На мой взгляд, чемпионом MotoGP 2023 станет Хорхе Мартин ... Мартину просто нечего терять, тогда как Баньяя может потерять всё». Это предсказание, сделанное Марком в интервью лояльному ему испанскому изданию AS.
Если слова «пацан сказал - пацан сделал» имеют для Марка какое-то значение, и в Испании есть их национальный аналог, то вот оно - нужно теперь сделать...
Всё так, как сказал Марк, и было до Гран-При Индонезии. Предсказание Маркеса начало как бы сбываться. Однако, после схода в Мандалике, Мартин и Баньяя поменялись местами: итальянец вновь вернул уверенность и силу, тогда как испанец немного просел, переживая шок. Это и есть давление, которое спортсмен начинает создавать сам на себя, и которое, в итоге, снижает его показатели. Баньяя является вторым фактором давления на Мартина: если они будут бороться на локтях, Пекко имеет хорошие шансы выиграть в дуэли, как это было в Австралии.
И вот, есть такое видение, что Марк пытается обеспечить Мартину простор и свободу действий, свободных от давления со стороны Баньяи. Зачем? Марку по-прежнему нужно поддерживать свой авторитет - абсолютного феномена, самого опытного и дальновидного пилота MotoGP. Ему теперь очень надо, чтобы Мартин выиграл эту дуэль и стал чемпионом в 2023 году. Хотя бы потому, что он тоже испанец.
Первая печать
На квалификации Гран-При Таиланда инсайдеры сообщили, что Марк Маркес и его команда вновь выбрали «тактику паровозика». Команда заслала наблюдателя на трек, который высчитывал момент выхода пилотов на трек, чтобы Марк мог покинуть пит-лейн в самый подходящий момент и сесть на колесо тому пилоту, который был ему нужен. Данные о начале атаки сообщали Маркесу, и он прекрасно провел сессию!
Марк Маркес выходит на охоту
На Q1 в качестве мишени Марк выбрал Миллера, поскольку тот был достаточно быстр, но не настолько, чтобы помешать самому Марку пройти в Q2. План Маркеса удался на 100% - он прошел на 2-ю позицию, опередив Джека. Джек был явно недоволен тем, на нем выехали.
Но затем, на Q2 произошло еще более интересное: выехав на трек вместе с большой группой топовых райдеров, Маркес сначала делал вид, что хочет сесть на колесо Хорхе. Однако, Хорхе Мартин после выхода с пит-лейна пропустил всех вперед, включая Маркеса и, сделав небольшую паузу, присоединился к пелетону.
Стратегия большинства пилотов MotoGP, особенно, Ducati на Q2 заключалась в использовании комплекта Medium/Medium в двух сериях выездов по 3-4 круга: первый - прогревочный, второй и третий - time attack, четвертый - на всякий случай. И практически все показали лучшие времена на 3-м круге второй серии.
Марк Маркес обошел Алеша Эспаргаро перед финишем и финишировал 4-м
По подтвержденной информации Маркес вышел на Q2 на таком же наборе - Medium. У него остался только один набор, поэтому он вышел лишь на 1 круг, чтобы "прожарить" комплект и вернуться в ожидании атаки. Другие проехали полный план - по 4 круга: первая серия, чтобы убедиться в производительности набора покрышек, второй - для time attack на свежем комплекте.
Пекко Баньяя, как ни старался отпустить от себя пелетон, в том числе Маркеса, не смог избежать своей участи: скауты на треке верно подсказали Марку, в какой момент он окажется прямо за Баньяей. Марк, используя эту тактику, оказался позади лидера чемпионата в решающую минуту, повис на колесе у Пекко - и сломал итальянцу всю квалификацию!
Нет, на этот раз Маркес не пытался выехать на слипстриме у Ducati, потому что дистанция между ними почти всё время достигала 15-20 метров! Это было давление иного рода. Баньяя сделал один хороший круг, но видя, что его преследует Маркес, попытался ускориться, оторваться, при этом переволновался и... допустил ошибку на втором круге, что не позволило ему сделать третью попытку. Баньяя упустил возможность стартовать с заглавной линии, оказался 6-м, Маркес - 8-м. По возвращении в свой бокс Баньяя просто кипел от негодования, это было слишком видно - от него искрило!
Хорхе Мартин всегда силен на спринтовых гонках
Предоставленный сам себе Хорхе Мартин в гордом одиночестве, без преследователей и с чистым треком впереди собрал идеальный круг - 1:29.287, новый абсолютный рекорд Chang International Circuit. Этот поул обеспечил Мартину гарантированную победу в спринтовой гонке.
Баньяя же оказался в тяжелой ситуации, поскольку тот же самый комплект резины, который хорошо отработал на Q2, перестал работать на спринтовой гонке - температура трека повысилась. Пекко проиграл на старте 3 позиции, выбрался на 7-ю, и тут перед ним вновь возник Маркес. Что бы ни предпринимал Баньяя, ему не удалось пройти Марка.
Темп Марка был хорош, но не достаточен, чтобы убежать от Баньяи - лидер Ducati ехал на 0.2-0.3 секунды быстрее! Но чтобы пройти Honda, ему нужно было существенное преимущество в скорости на прямых и пространство для маневра, а Марк целенаправленно держал дистанцию, чтобы Пекко не мог этого сделать.
Последний круг MotoGP Sprint Race в Таиланде
За 3 круга до финиша темп Баньяи упал до среднего по пелетону (1:31.2-31.5) и он потерял возможность атаковать. Маркес и в этот момент был медленней на те же 0.2-0.3 секунды, но сделал блестящий тактически ход - прошел Марко Беццекки, которого подставил вместо себя под Пекко. Бец оказался еще более трудным соперником, так что Баньяя финишировал 7-м, потеряв в пользу Хорхе Мартина сразу 9 очков.
Маркес же провел успешную атаку на Алеша Эспаргаро на последнем круге, чтобы стать 4-м.
Смотрите повтор MotoGP Sprint Race Гран-При Таиланда
А 10 очков - это средняя статистическая потеря Баньяи в пользу Мартина в этом сезоне. В воскресной гонке Гран-При Таиланда Мартин вновь получит преимущество, и если не станет играть в «шинное казино», сможет оформить еще один хет-трик. Что ждет Баньяю в длинной гонке, предсказать сложно. Но обычно, он хорошо выбирается из подобных ситуаций. При условии, что кто-то не встанет между ним и лидирующей группой достаточно надолго. Маркес может взять на себя эту миссия снова.
Посмотрим на это завтра?