МОТОГОНКИ.РУ, 20 января 2022 - В интервью журналу MotorSport Альбезиано рассказал, в каком направлении двигалась разработка RS-GP в последние 2-3 года и почему теперь это мотоцикл, готовый к схватке за победу и даже за титул. Полностью интервью руководителя гоночного проекта Aprilia мы опубликуем чуть позже.
А прежде, вот что получил мотоцикл в 2021.
Абсолютно новый двигатель RS-GP был введен в эксплуатацию в самый сложный для MotoGP период, когда FIM и Dorna Sports, ища выход из непростой кризисной ситуации, связанной с пандемией Covid-19, внесли и утвердили проект запрета разработки новых моторов до конца 2021 года. В то же время, Aprilia Racing осталась единственной командой, которая воспользовалась своими преференциями, завершив полную реконструкцию силовой установки в середине 2020 года. И в 2021 завод представил двигатель V4 новой конструкции с 90-градусным наклоном цилиндров. Во всех моделях RS-GP моделей 2017-2020 годов цилиндры были наклонены друг к другу под углом 72 градуса. Переход на более широкий угол позволило не только получить от мотора больше мощности, но и добиться лучшей подконтрольности тяги. Плюс, новый двигатель в новом шасси позволил добиться лучшей централизации масс.
Алеш Эспаргаро, Aprilia Racing, Гран-При Испании 2021
Прототип, на борту которого Алеш Эспаргаро смог взять первый подиум Aprilia в MotoGP в августе 2021 года, был дополнительно усовершенствован к 2022 году. Так что пилоты заводской команды - Маверик Виньялес и Эспаргаро должны начать сезон сразу же на высокой ноте. Подробнее об этом - в полной версии интервью.
Альбезиано рассказал, что работает над системой контроля нагрузки на колеса, именуемой «mass damper». Это то самое устройство из «черного ящика» под "хвостом" Ducati Desmosedici. Это механическое устройство, смысл которого в создании гироскопического эффекта с изменяемым вектором для противодействия wheelie и создания постоянного давления на заднее колесо для обеспечения стабильного пятна контакта. Считается, что это снижает риск хайсайда. Но никто точно не знает, как именно оно работает у Ducati, из чего состоит и так далее. Никто, кроме технического Директора MotoGP, который производит омологацию прототипов каждый сезон и получает на руки конфиденциальную техническую документацию разработчиков.
Альбезиано признался: «На самом деле, мы работаем над этой штукой. Mass damper у нас есть, но в гонках мы его пока ни разу не применяли. Однако в принципах и результатах его работы мы уверены. В прошлом году мы им не занимались, а теперь, когда основная работа завершена, перезапустим этот проект. У нас есть более развитая тестовая база в Piaagio, где мы можем испытывать всё, что угодно. Mass damper в списке наших ближайших внедрений. Правда, прежде чем внедрять, нужно лучше понять его функциональность. Думаю, только Ducati использует его в гонках на самом деле. Я знаю, что та же система есть у Honda, но откровенно говоря, никогда не видел ее в сборе, в работе».
Романо Альбезиано, технический директор Aprilia Racing
Альбезиано не совсем верит в то, что такое устройство, как mass damper способно предотвратить хайсайд: «У нас есть трекшн-контроль, который должен предотвращать срыв колеса, но даже он не помогает в полной мере. Мы видим их [хайсайды] в MotoGP регулярно, хотя все реже. Чтобы спасти мотоцикл от хайсайд в предельном угле наклона нужно какое-то принципиально иное решение, совсем другая концепция, что-то более сложное».
Гораздо чаще гонщик допускает ошибку, нежели причиной хайсайда становится атипичное поведение мотоцикла: «Мы изучали принципы хайсайда - как они происходят в MotoGP и выяснили главное: когда акселерация из сильного наклона только начинается, здесь все зависит исключительно от движения правой кисти руки пилота. Наш двигатель очень плавный, его легко контролировать, но это не значит, что можно открутить ручку в полном наклоне - ты неминуемо отправишься в полет! Нельзя баловаться с газом, когда едешь на самой кромке покрышки. Ни одна система контроля не способна спасти ситуацию в такой момент, ни одна покрышка не обеспечит нужный уровень держака».
Маверик Виньялес вступил в Aprilia Racing в августе 2021 года
Электронная начинка Aprilia RS-GP и стратегии, разработанные за последние три года, не уступают по качеству конкурентам в чемпионате. Сегодня решающую роль играет powertrain - силовая установка и качество передачи мощности, плавность доставки крутящего момента. Над этим работают все.
«Крутящий момент, который создает двигатель и момент, который в действительности можно безопасно использовать - это не одно и то же, не одна и та же величина. Сегодняшние двигатели выдают чудовищный момент, качественно передать на асфальт который не сможет ни одна из существующих покрышек. Поэтому, его приходится купировать и контролировать. Но мы можем контролировать, наверное, 2% крутящего момента, и даже это непросто. В прошлом году система контроля тяги Aprilia здорово эволюционировала. Мы протестировали обновление вместе с парнями, которые пересели с других байков [имеются в виду Довициозо и Виньялес, прим. МОТОГОНКИ.РУ], и они подтвердили, что наш двигатель очень плавный и подконтрольный с самых низов».