МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Видео Календарь Энциклопедия Контакты
Уведомления

Технологии MotoGP: Все секреты Yamaha YZR-M1 - Mission One как борьба за место под солнцем

MotoGP
Лента новостей
»
2 марта 2021 | 13363
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU
Yamaha претендовала и забрала Triple Crown в MotoGP пять раз с тех пор, как Валентино Росси присоединился к заводской команде в 2004 году. Прототип YZR-M1 (Mission One), созданный под руководством Масао Фурусавы в 2001 году, эволюционировал, но сохранил первоначальную философию. В чем она заключается, и благодаря чему YZR-M1 сегодня является самым сбалансированным прототипом MotoGP?

МОТОГОНКИ.РУ, 2 марта 2021 - С тех пор, как чемпионат мира по Мото Гран-При перешел на 4-тактную платформу, в Yamaha сменились три генеральных конструктора, каждый из которых одновременно возглавлял проект Mission One в MotoGP (Project Leader). Этот пост после ухода на пенсию Фурусавы принял его ближайший соратник Куити Тсудзи, а после него, в 2019 - Такахиро Суми, который руководит программой сегодня.

История Mission One

В 2000 году перед новым лидером проекта Yamaha в Гран-При поставили задачу - создать прототип под новый регламент. Первым требованием FIM был 4-тактный двигатель объемом 990 куб.см., что по расчетам консультантов Федерации примерно равнялось по мощности имевшимся на вооружении в тот момент 2-тактным 500-кубовым двигателям (205-210 л.с.) Технология создания и тюнинга 2-тактных моторов достигла своего пика примерно к 1998 году, когда мощности их впервые достигли отметки в 200 л.с., а энерговооруженность - показателя 1.5 л.с./кг. Новые показатели должны были колебаться в тех же пределах при новых ограничениях сухой массы в 145 кг для 4-5-цилиндровых моторов и 135 кг для 2-3-цилиндровых. В регламенте был и пункт насчет 6-цилиндровых машин (155 кг), но ни один производитель не решился создать прототип такого форм-фактора - слишком дорого. Большинство почти единогласно сошлись во мнении, что 4 цилиндра для нового MotoGP будет более, чем достаточно. Исключением стал прототип Honda RC211V, V-образный двигатель которого оснастили пятью цилиндрами. Но и он в итоге эволюционировал в классический V4 к 2012 году.

Масао Фурусава, крестный отец и создатель проекта Yamaha Mission One
Масао Фурусава, крестный отец и создатель проекта Yamaha Mission One

Инженеры Yamaha остановили свой выбор на L4 - рядном 4-цилиндровом двигателе, поскольку в распоряжении завода уже была технология производства успешных спортбайков подобного формата. Но Фурусава решил, что шасси YZF-R1 было слишком «дорожным» для прототипа с двигателем на 70 л.с. мощнее. Поэтому, за основу YZR-M1 0WM1 взяли шасси YZR500 модели 0WL9 (1999) - алюминиевую раму, к которой крепился маятник, а двигатель подвешивался сверху. Разработчики также добавили инновационную систему торможения двигателем: проскальзывающее сцепление, уровень допустимого скольжения которого контролировался отдельным блоком управляющей электроники.

Дебют в MotoGP

2002 год был годом испытаний и обучения и показал, что Honda удалось реализовать новую концепцию с V5 в алюминиевом шасси лучше. Yamaha на старте представляли шесть пилотов, трое из которых получили сразу YZR-M1 (0WM1), а еще трое ездили на усовершенствованном YZR500. Макс Бьяджи и Карлос Чека вышли на 4-тактных YZR-M1, но гонки показали ряд недостатков решения Фурусавы: мотоцикл был недостаточно стабильным, чтобы приносить победы в каждой гонке. В итоге, Бьяджи завершил сезон 2-м, проиграв новой звезде Honda, Валентино Росси 140 очков.

Двигатель и шасси Yamaha YZR-M1 0WM1 с 942-кубовым мотором
Двигатель и шасси Yamaha YZR-M1 0WM1 с 942-кубовым мотором

0WM1 по-началу имел 942-кубовый мотор мощностью около 190 л.с. На этой фотографии, сделанной на TT Circuit Assen, представлен именно такой прототип. Бьяджи не выиграл с ним ни одной гонки, хотя трижды взошел на подиум. Команда выявила пару важных негативных моментов, одним из которых был слишком высокий уровень гибкости шасси (из-за конструкции рамы). Начиная с Гран-При Чехии, Yamaha заменила двигатели на 990-кубовые, чтобы полностью соответствовать регламенту. Это придало необходимое ускорение пилотам Yamaha: Макс Бьяджи сразу выиграл гонку в Брно, а затем взял победу в Сепанге и завершил сезон на подиуме в Валенсии. Новый двигатель объемом 990 куб.см. выдавал ровно 200 л.с., но весил почти на 25 кг больше, чем его 2-тактный предшественник.


Yamaha YZR-M1 (0WN3) 2003 года
Yamaha YZR-M1 (0WN3) 2003 года

Вторая версия YZR-M1 (0WN3) получила алюминиевую раму, созданную с нуля специально для нового двигателя и новой мощности, который уже питался инжекторной системой с цифровым зажиганием, имел полностью программируемый блок управления ECU. Отдельную систему торможения двигателем заменила система ICS (Idle Control System), интегрированную в общую систему управления системой питания. Это дало дополнительный рост базовой мощности и помогло лучше контролировать торможение двигателем. Новая рама получилась на 14% жестче в продольной плоскости и обеспечила на 11% большую жесткость на скручивание.

Yamaha YZR-M1 (0WP3) 2004 года
Yamaha YZR-M1 (0WP3) 2004 года

«Истинный» Mission One, каким мы его знаем, родился только в 2004 году - версия 0WP3, созданная летом 2003 года и доработанная осенью, а затем зимой 2004-го в сотрудничестве с Валентино Росси. Приглашение Росси для Фурусавы была ставка ва-банк. Как позже рассказывал Масао, когда он делал предложение Валентино, то совершенно не надеялся на лояльность со стороны действующего чемпиона Honda. Однако, Росси принял вызов - неожиданно для обеих сторон!

Ключевым изменением в подходе к проектированию мотоцикла для Фурусавы стала передача мощности на заднее колесо, поскольку прототипы MotoGP уже достигли показателя энерговооруженности 1,6 и даже 1,65 л.с./кг, и эту мощность нужно было контролировать.

Валентино Росси на Yamaha YZR-M1 2004 года - летит к первому титулу с Yamaha
Валентино Росси на Yamaha YZR-M1 2004 года - летит к первому титулу с Yamaha

Управляющая электроника 0WP3 уже позволяла использовать несколько разных карт зажигания и питания с возможностью переключения по ходу заезда («полносильная» и «экономичная»). Также, благодаря изменению дизайна и объема воздухозаборника, Yamaha удалось получить значительный прирост мощности двигатель - до 20-25 л.с. Еще в 2003 году удалось достичь скоростей свыше 320 км/ч. Пиковая же мощность YZR-M1 еще на осенних тестах составила 240 л.с. После тестов с Росси в Валенсии (в ноябре 2003) внесли еще ряд изменений. Маятник удлинили значительно (почти на 80 мм), чтобы сделать колесную базу больше и повысить устойчивость на прямых. Двигатель в раме сдвинули вперед, заодно понизив его позицию для улучшения развесовки. Жесткость рамы чуть уменьшили, вернув шасси гибкость. В итоге, получился мотоцикл, который привел Валентино к титулу в 2004 году с первой попытки.

С тех пор, философия мотоцикла в целом не менялась. Но что же стало главной фишкой Yamaha YZR-M1, что принесло Yamaha Factory Racing пять «тройных корон» - титулы в личном и командном зачетах, а также Кубок производителей в 2005, 2008, 2009, 2010 и 2015 годах?

Продолжение: эволюция развития Yamaha YZR-M1 с 2004 по 2010 год

ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 2 марта 2021
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2021 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ. Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2021 Dorna Sports S.L. All rights reserved
Фото история
MotoGP 2021 - Monster Energy Yamaha & YZR-M1
MotoGP 2021 - Pramac Racing & Ducati Desmosedici GP21
MotoGP 2021 - Team Suzuki Ecstar & Suzuki GSX-RR
МОТОГОНКИ.РУ


1283253
годовая
аудитория
123875
читателей
за месяц
24216
прочитано статей
за сегодня

Для рекламодателей
Закажите обратный звонок - перезвоним сразу!
Новости Фото Видео Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79035773407

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOGONKI.TV / MOTOFOTO.RU © 2003-2021

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message