МОТОГОНКИ.РУ, 13 апреля 2023 - Гран-При Америк без Honda, то есть без Марка Маркеса - это совершенно новое событие. Circuit of the Americas вступил в MotoGP ровно в 2013 году, когда вступление Маркеса в Королевский класс возвестило о новой пятилетке тотального доминирования Honda Racing.
Шериф и пончик: Марк Маркес доминировал в Остине с 2013 года
О том, как Маркес проводил уикенды в Остине, можно слагать легенды: он умудрялся терять двигатель на квалификации, а затем совершать пробежку к своему гаражу за запасным байком и выигрывать поул за секунду до клетчатого флага; он доминировал в гонках от старта до финиша, проезжая Гран-При Америк «в стиле родео», когда на новых кочках Honda RC213V прыгал из стороны в сторону, как разъяренный бык; наконец, Маркес съел пончик на подиуме после победы 2021 года, потому что участвовал в челлендже - и выполнил задание, которое мог бы и проигнорировать. Всегда оставалось неизменным одно - Марк Маркес и Honda выигрывали Гран-При Америк с 2013 по 2018 и 2021. Даже в 2015 году, когда у Honda был абсолютный провал из-за технического просчета, Маркес неизменно контролировал ситуацию в Остине.
Почему Honda, а вернее - Маркесу удавалось так контролировать ситуацию в COTA, вы поймете, прочитав этот обзор: Технический анализ Circuit of the Americas для MotoGP
С 2013 года автодром Circuit of the Americas принял 9 событий MotoGP, 7 из которых выиграл Маркес
И вот теперь перед HRC стоит вопрос: не прогадали ли они, взяв в напарники для Марка именно Жоана Мира, а не Алекса Ринса, который очень комфортно загнездился в саттелите LCR. Почему?
MotoGP 2023 - настоящее казино!
Потому что из всех 9-ти событий реальных конкурентов у Марка в схватке за победу было только трое. Валентино Росси уже вышел в отставку. Энеа Бастианини, выигравший AmericasGP в 2022, отсутствует из-за травмы. Но Алекс Ринс, взявший победу в 2019 - будет на старте в седле RC213V!
Гонка 2019 года была особенной по очень многим причинам. Для Honda это был один из "черных дней", поскольку до финиша не доехал ни один пилот Repsol. Маркеса и Лоренцо сбили с пути истинного проблемы с блоком контроля торможения двигателем, и если Лоренцо вовремя ретировался, то Маркес решил ехать до конца, и поплатился, вылетев с трассы после прыжка на кочке в 1-м повороте. То, как произошел тот вылет, многое говорит о состоянии пилота: очевидно, что Марк уже на старте понял, что байк работает некорректно, но будучи бойцом, он не хотел сдаваться, к тому же, возглавлял заезд. Поймав несколько раз продолжительные срывы и пару жестких хайсайдов на скоростных виражах, он затем упал самым безвредным образом - с медленного лоусайда. Но упав, уже решил не возвращаться в гонку. Причем, вернувшись, он мог бы побороться за 6-7 место. Но не стал делать этого.
Когда Маркес выбыл, именно Алекс Ринс на заводском Suzuki и Валентино Росси на заводском Yamaha возглавили гонку. И эти два парня устроили зрителям превосходное шоу, сражаясь за победу в техничной секции COTA. И Ринс красиво сделал ветерана и Легенду MotoGP №1. Это был истинный мастер-класс пилотажа и современных технологий (Suzuki в тот момент уже были на чемпионском уровне чисто технически), что даже Росси не смог не отметить после финиша. А третьим на подиум взошел Джек Миллер, лучший Ducati того уикенда.
В 2019 году флагманом Ducati все еще был Андреа Довициозо, которого Джек оставил без почестей (Андреа довольствовался 4-м местом). Потребовалось еще два сезона, чтобы Борго-Панигале перехватили инициативу в MotoGP. В 2022 Энеа Бастианини взял удивительную победу, щелкнув по носу и будущего чемпион Баньяю, и Джека Миллера, который снова поднялся на подиум.
Но как и в 2019, в 2022 Алекс Ринс снова обливал соперников шампанским, напялив на голову ковбойскую шляпу! Не стоит забывать, что у Ринса в карьере уже 3 Больших Приза, выигранных на Circuit of the Americas: ведь он выиграл гонки в Moto3 и Moto2 перед вступлением в Королевский класс. И теперь вопрос: удастся ли ему третий AmericasGP подряд оказаться в призовой тройке MotoGP? И что в этом случае скажет руководство Honda?
А теперь - Миллер. KTM никогда даже близко не подбирались к подиму в Остине. Лучшим результатом австрияков стало 8-е место Пола Эспаргаро в 2019. Джек Миллер, претендующий на роль пилота KTM #1, добился в Остине гораздо большего за свою карьеру: он выиграл Гран-При Америк в Moto3 в 2014 и затем, перепрыгнув сразу в MotoGP, прошел путь с 14-го места в седле Honda до 3-го места на Ducati. Сегодня, Джек преисполнен надежд - оказаться, как минимум, на подиуме, но еще лучше - лидером AmericasGP, вернуть KTM старый долг и былое величие.
Но на самом деле, предсказать исход Гран-При Америк в 2023 году невозможно.
Какие еще важные вводные есть перед стартом 10-й редакции AmericasGP?
В январе 2022 года Circuit of the Americas был вынужден под давлением FIM переложить асфальт сразу в двух секторах, наиболее пострадавших от последствий землетрясений 2016 и 2018 года. Сама платформа, на которой возведен город Остин, стабильна, отголоски двух сильных толчков не могли не сказаться на качестве гоночного полотна. Бетонная подушка лопнула в нескольких местах, на асфальте образовались заметные кочки. Солнце сделало свое: каким бы жестким не варился асфальт, он сохраняет пластичность на протяжении всего срока службы и не превращается в "бетон" - за пару лет он принял форму всех неровностей, образовав массу впадин на прямых и кочек в поворотах, особенно ярко выраженных в последнем секторе, перед выходом на финишную прямую. Чтобы всё исправить, COTA пришлось снять покрытие до основания и разрушить фундамент, построив новую, ровную подушку.
Новый асфальт первыми в апреле 2022 года испытали именно пилоты MotoGP. Уикенд был совмещен с этапом MotoAmerica Superbike, чтобы хорошенько укатать и прорезинить совершенно новый трек - для главной гонки уикенда, 500-го Гран-При в истории MotoGP. И всё сработало, как нельзя лучше!
Самые высокие дивиденды от ровного покрытия получили пилоты Ducati. Раньше, шасси Ducati не справлялось с обилием кочек, особенно, с провалами: пилотам завода приходилось искать новые траектории, объезжать опасные места - и терять время. Как когда они поняли, что проблемы позади, стали валить на все деньги!
В первый день Гран-При Америк 2022 года во всех трех классах были побиты старые рекорды. Жоан Зарко на Pramac Ducati проехал на FP2 круг за 2:02.542, улучшив Best Race Lap Марка Маркеса 2014 года сразу на полсекунды. Осталось достать All Time Lap Record, установленный Марком в 2015 (2:02.135). И это сделал Хорхе Мартин (Pramac Ducati), взяв поул на квалификации Q2, благодаря кругу 2:02.039 - сейчас это новый ориентир для всех.
Внутри рекорда Маркеса оказались еще два Ducati - Джек Миллер и Пекко Баньяя, а Зарко показал 4-й результат, лишь на 0.008 секунды опередив Бастианини.
Пилоты Honda в 2022 году оказались в 1 секунде от лидеров квалификации. Фабио Куартараро из Monster Energy Yamaha MotoGP - в 0.6 секунды от Мартина и Миллера. На ровном асфальте COTA у плавного шасси Yamaha YZR-M1 уже не было преимущества перед Ducati, а скорости Фабио не хватало уже в трех секторах.
Кто еще в перспективе является претендентом на подиум Гран-При Америк MotoGP 2023 года?
Если внимательно считать статистические данные, то у нас по-прежнему один главный кандидат - это Франческо Баньяя, действующий чемпион MotoGP из заводской Ducati Lenovo Team. Позорное падение в Аргентине должно подстегнуть Пекко к действию в Штатах. Кроме того, он утратил лидерство в чемпионате - второй повод для перегруппировки. Наконец, после Аргентины пилоты MotoGP успели хорошо отдохнуть и подумать над своим поведением.
Вполне вероятно, команды уже начали выстраивать совершенно новые стратегии на уикенд, чтобы MotoGP Sprint Race не было для них столь (как это принято говорить in american) «разрушительным дерби». Demolition derby - известная забава в США: парни арендуют стадион, строят там узкую закрытую трассу с препятствиями, выкатывают на нее на хорошо защищенных багги или джипах, и начинают сшибать друг друга на пути к финишу - побеждает выживший!.. Но в MotoGP так нельзя, потому что людские ресурсы слишком ограничены.
В общем, после Гран-При Португали и Аргентины, третий этап - Америка может стать полным перезапуском чемпионата MotoGP 2023 года. Не фигурально выражаясь, а буквально - технически.
Мы увидим, как быстро адаптируются заводы и команды к абсолютно непредсказуемой природе Новой Эры MotoGP, когда победить в гонке может любой, а выбыть из борьбы за титул слишком просто даже для таких опытных бойцов, как Пекко Баньяя и Марк Маркес. Поп-корн и еще больше поп-корна!
Хотите знать больше?