МОТОГОНКИ.РУ, 6 января 2023 - Из-за нестабильной и слишком теплой европейской зимы ледовый спидвей на грани вымирания - гонки просто негде проводить! Устойчивые условия для проведения гонок на льду есть только в России, но FIM отвернулась от нашей страны. Также, они отказались от планов проводить гонки в Казахстане. Но в Европе условия всё хуже.
На фото: FIM Ice Speedway of Nations 2020 под угрозой срыва - в Берлине +7
Обычно, либо слишком тепло и нет льда (это традиционные проблемы Германии и Нидерландов); либо слишком холодно и проводить гонки со зрителями нереально (это проблемы Скандинавии). А если нет зрителей, нет и заработка - и площадки просто отказываются от организации событий.
Квалификационные отборы проводятся на открытых стадионах Финляндии и Швеции и не представляют особого интереса для зрителей. Но ключевые этапы FIM Ice Speedway Gladiators планируются на конец февраля и март, когда работает только один план - это искусственный лед с постоянной поддержкой его уровня с помощью специального оборудования. А оно есть только на 3-4 стадионах во всей Европе.
Но в 2022 году остро встал вопрос: сколько это стоит в сегодняшних реалиях и есть ли смысл?
Нидерланды демонтировали ледовую арену в Ассене из-за нецелесообразности и выработки срока службы оборудования 3 года назад. Берлинский Horst-Dohm-Eisstadion больше не в состоянии принимать ледовый спидвей: на открытой трассе проблемы с оборудованием, которое поддерживало уровень льда начались уже в 2020 году в ходе «Спидвея Наций», после стадион предусмотрительно отменил все события в 2021-22. Переоборудование нецелесообразно: если температура от -2 до +5, Horst-Dohm-Eisstadion просто не может поддержать безопасный уровень льда.
Max Aicher Arena в Инцелле
На Max Aicher Arena в Инцелле лед поддерживается искусственно и обеспечивается должный микроклимат. Но самый стабильный лед всегда был на Thialf Arena в Хееренвене, это наиболее современная площадка из всех. В итоге, Бавария и Нидерланды согласились принять у себя два финала по два дня в конце марта 2023. Но!
Тут в плане вмешалась чистая математика: стоимость электроэнергии в Нидерландах взлетела до небес, и поддержание уровня льда в Хееренвене стало слишком затратным.
Голландцы уже отменили ряд событий, включая традиционный молодежный кубок Рольфа Тайса, единственный европейский юниорский турнир. Затем, последовало и сообщение о невозможности провести финал ЛЧМ: «Из-за высоких цен на энергоносители мы не можем проводить соревнования по ледовому спидвею с 30 марта по 2 апреля, - заявил местный организатор Ice stadium Thialf Heerenveen. - Мы очень сожалеем, что гонка невозможна сейчас, но надеемся, что она снова станет возможной в 2024 году».
Таким образом, личный чемпионат мира по мотогонкам на льду - FIM Ice Speedway Gladiators 2023 пройдет в один этап, 18-19 марта в Баварии на Max Aicher Arena Inzell.
Инцелль, привет! Полный российский подиум на финале 2018 года
P.S.
Если ЛЧМ 2023 года пройдет в один этап, это будет неприятный прецедент в истории чемпионата мира по мотогонкам на льду. Дело в том, что с 1966 года, за все 56 лет, что он проводится, ЛЧМ лишь трижды проходил в формате одного события. Но еще никогда ЛЧМ полностью не отменяли!
В 1966 и 1968, когда серия только появилась на свет под эгидой FIM, были разыграны два титула (оба забрал Габдрахман Кадыров, СССР) в формате одного события - двух финалов, два дня подряд. И третьим исключением стал сезон 2021 года, когда из-за пандемии Covid-19 и локдауна в Европе, из-за которого не было никакой возможности для допуска зрителей на трибуны, все европейские организаторы отказались от проведения этапов FIM Ice Speedway Gladiators; тогда, российская МФР предложила FIM провести чемпионат в Тольятти в рамках одного уикенда (двух дней). МинСпорта РФ обеспечила европейским гонщикам и их командам исключительные условия для получения виз в Россию для участия в событии. По сути, Россия спасла чемпионат мира от преждевременной кончины. Чемпионом впервые стал Динар Валеев, но защитить корону в 2022 ему не дали: уже после старта чемпионата в Тольятти и начала СВО 24 февраля FIM заняла непримиримую позицию, закрыв доступ российским спортсменам на все международные турниры. Соответственно, все контракты на проведение гонок в России также были аннулированы.
Без российских мотогонщиков ЛЧМ де-факто потерял свой мировой статус, потеряв сразу 25% участников и 80% топовых гонщиков. 20% оставшихся в строю ветеранов из Германии, Финляндии и Швеции по уровню едва дотягивали до ТОП-5. FIM пришлось добирать состав участников ЛЧМ-2022 за счет юниоров и новобранцев. В 2023 году в квалификационных раундах должны принять участие на 80% новички, в прежние годы выступавшие по разовым wildcard и не способные заработать даже 1-2 очка за событие.
Даже однократная отмена ЛЧМ будет означать конец истории этого вида спорта, поскольку европейские мотогонщики просто не смогут существовать без титульных соревнований (из-за отсутствия спонсоров и финансовой поддержки). А без местных ледовиков нет смысла и проводить какие-либо местные события - круг замыкается.