МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Видео Календарь Энциклопедия Контакты
Уведомления


#YakhnichAthlete
Национальная программа

    Race Ready: подготовка мотоцикла к гонкам

    35091
    1 июня 2010
     
    Кирилл Чернышев, главный редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU | Публикаций: 6813
    НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

        Начинаем серию публикаций о подготовке обычного спортбайка к гонкам: ведь не секрет, что "овощ", гордо именуемый спортивным мотоциклом, выходя из мотосалона способен лишь на дефилирование по улицам города, а на гоночной трассе - абсолютный ноль без палочки. Как приписать к нулю эту самую палочку, мы и расскажем. Часть первая: тюнинг-шмунинг.
        
    МОТОГОНКИ.РУ, 1 июня 2010 - Продолжение: Подготовка к классу Supersport

    Реальные советы спортивной подготовки мотоцикла

    Каждый, кто хотя бы раз выезжал на пит-лейн гоночной трассы не забавы ради, задумывался о специальной подготовке мотоцикла. То, что самые навороченные спортбайки, выкатываясь из салона, не готовы к выезду на трек – секрет Полишинеля. Они омологированы для движения по дорогам общего пользования и оборудованы массой ненужных, а в некоторых случаях опасных деталей. О том, как сделать из мотоцикла аппарат, подходящий для гонок, да к тому же еще и конкурентоспособный, мы постараемся рассказать.

    Эталон минимализма

    Рассмотрим список навесного оборудования, которое вам, уверяем, совсем не нужно (его можно сохранить до лучших времен в гараже – целее будет).
    Зеркала. Самый опасный атрибут современного мотоцикла. Предположим, вы «валите» на все деньги, и вдруг вас настигает более опытный и быстрый пилот. Не дай бог в этот момент посмотреть в зеркало и увидеть стремительно приближающегося соперника! Минимум, вам обеспечен испуг и потеря концентрации на какое-то мгновение. Этого может быть достаточно, чтобы уехать в гравий. Худшее, что вы можете, машинально «уступить» ему дорогу, тем самым поведя себя непредсказуемо для обгоняющего. Это самая частая ошибка новичков, поэтому первое требование перед выездом на трек – снять с мотоцикла зеркала или свернуть так, чтобы посмотреть в них было невозможно.

    Шасси CBR600RR

    Светотехника. Фара, стоп-сигнал, указатели поворота опасны в случае падения, когда все это стеклянно-пластиковое великолепие бьется, колется на куски и превращается в поражающий элемент для тех, кто едет следом: порез шины или пробой осколком радиатора охлаждения – наименьшее из зол, а вот если на эту «кашу» кто-то упадет... Второе – визуальный эффект. Рефлексы, выработанные годами езды по городским улицам, работают и на треке: обгоняющий может неосознанно зафиксировать взгляд на стоп-сигнале, сработает «Золотое правило»: куда смотришь, туда едешь. Вас может просто сбить пилот, засмотревшийся на ваш стоп-сигнал. Да и дорого это стоит, чтобы ломать. Плюс, можно облегчить мотоцикл на 7-10 кг!

    Стандартный пластик. Главное его неудобство - цена. Одна деталь облицовки сравнима с покупкой спортивного комплекта. Второе неудобство – способ крепежа и количество деталей. В стандартной облицовке 6-9 кусков на резьбовом и клипсовом крепеже. В спортивном варианте 4-5 крупных элементов на быстросъемном крепеже. Снимать стандартный пластик однозначно! Вместе со стандартным пластиком удаляем сиденье - водительское и пассажирское.

    Что еще можно снять? Вентиляторы охлаждения. В городских пробках без них ездить невозможно. Но в условиях трека, где радиатор постоянно обдувается, вентилятор наоборот, добавляет двигателю 5-8 градусов температуры! Если вы не планируете ездить на трек и обратно на мотоцикле, надо снимать. Так же удаляем неиспользуемые пульты управления (у нас ведь теперь нет поворотников и фары) и звуковой сигнал. Можно снять боковой упор (сразу минус 600 г), но только если вы уже обзавелись подкатом и научились в одиночку ставить на него мотоцикл.
    Перед нами подходящая заготовка для постройки трекового мотоцикла любого уровня. Дальше рассмотрим, что нужно поменять/добавить, чтобы мотоцикл стал более конкурентным.
    [nxtpage]
    Правильные тормозные диски и машинки

    От простого к сложному

    Трековые мотоциклы можно условно разделить на 4 уровня подготовки: 1. «Хочу попробовать»; 2. «Физкультурник»; 3. «Суперсток»; 4. «Суперспорт». Начнем строить наш «виртуальный» мотоцикл с самого простого – «Хочу попробовать». Этот вариант подойдет тем, кто хочет понять: надо оно ему или нет.

    Вначале было слово? Нет – тормоза! Нет ничего проще, чем открутить ручку «за 250 км/ч». А вот остановить его с такой скорости безопасно и за минимально возможное расстояние – задача не из легких. Первое, что должно подвергаться доработке – тормозная система. Тормозные шланги подлежат замене сразу же. Армированные шланги дают превосходную обратную связь и линейную передачу тормозного усилия от главного к рабочим тормозным цилиндрам и меньше весят, чем стандартные. Рекомендуем не заниматься творчеством и не собирать шланги самостоятельно. Готовые наборы шлангов для конкретной модели мотоцикла от Goodrige, Hel, TRW-Lucas и Galfer давно можно купить «в наличии». Следующий шаг – установка спортивных тормозных колодок. Фрикционный материал стандартных колодок имеет очень хорошие показатели по трению, но стандартные колодки не рассчитаны на температурный режим гонок. Ставим колодки, которые способны выдерживать перегрев без изменений свойств фрикциона и обгорания. Наш выбор – шланги и колодки немецкой TRW-Lucas: на рынке сейчас это лучшее предложение по качеству!

    Хвост мотоцикл - целиковый кусок легкого пластика и дешевый люминиевый подрамник - расходники!

    Пока наш мотоцикл «раздет», его надо нарядить в спортивный пластик. В этом нет ничего сложного: комплекты можно купить в спортивных командах. Безусловно, все производители делают его из разных материалов и по разным матрицам. На Honda CBR600RR мы ставим чешский Sebimoto. В установке нет ничего особенного, но если не уверены в своих силах, лучше обратитесь к тем, кто делает это постоянно.

    Мотоцикл для «пробы пера» готов! Ничего лишнего, как и дополнительного спортивного оборудования. Смело едем на трек, будь то Мячково, Казань или любимый автомотодром в Брно!
    Итак, вы благополучно откатали несколько пробных тренировок. Если после этого решили, что трек вам не нужен и «светофорные гонки» с четырехколесными интересней, вас ждет нудный процесс обратной сборки «городского» мотоцикла. Если же вы осознали всю опасность псевдоспортивной езды по городу, то нам с вами по пути и давайте строить мотоцикл «физкультурника»!
    На этом уровне вообще нет никаких ограничений по модификации мотоцикла. Если вы не собираетесь участвовать в чемпионате России, то рамки технического регламента вашу фантазию не сковывают. Обычно, подготовка в «любительских» классах происходит исходя из соображений здравого смысла и потребностей пилота. На мотоцикле уже установлены: армированные тормозные шланги, хорошие тормозные колодки и спортивный пластик.

    Набор ведущих звездочек

    Наверняка, пока вы ездили, чтобы понять «как оно вообще» – заметили, что как не накручивай ручку газа, многие пролетают мимо или просто уезжают из поворота «в точку». Что помогает так резво разгоняться? Более мощный мотор!? Глубокий тюнинг двигателя в младших классах запрещен повсеместно, а установка Power Commander даже в купе с полной выхлопной системой не способна дать столь заметное преимущество. Ответ – final gearing, то есть передаточное отношение между ведущей и ведомой звездами. В современном мотостроении «стандартным» принято считать «передатку» равную 2.6 (читай, передняя звезда 16, задняя 42). В спорте никаких стандартов нет. На одном и том же треке разные пилоты могут использовать передаточные отношения от 3.2 до 2.8. Но, как правило, все начинают с «3» (передняя 15, задняя 45). Так что закупаемся звездами, еще понадобится более длинная цепь. Заодно облегчим и ее! 98% мотоциклов на треке используют тип цепи «520». На 1000-кубовых мотоциклах – усиленные «520», Extra Heavy Duty. Длину новой цепи подбираем исходя из того, какие звезды собираемся использовать. На HONDA CBR600RR, для задних звезд 43-48 достаточно установить два дополнительных звена. В базе 112, покупаем 114. Будьте аккуратны! Мотоцикл начнет гораздо агрессивней откликаться на поворот ручки газа! Надо понимать, что замена звезд не делает ваш мотор мощнее, но увеличивает крутящий момент на заднем колесе, что позволяет разгонять мотоцикл интенсивнее. Можно купить сразу несколько разных комплектов, чтобы менять передаточное отношение по мере роста навыков или под разные треки.

    Гоночные покрышки после заезда

    Мы научили мотоцикл разгоняться и тормозить. Но для уверенного управления надо больше. Следующее по списку - покрышки! Это главный компонент, значительно повышающий коэффициент сцепления с асфальтом. Спортивные покрышки в Россию почти не поставляются из-за проблем с таможней, сертификацией и прочей ерундой. Искать стоит все в тех же командах, регулярно выезжающих на тренировки в Европу. Можно прикупить не плохие варианты «б/у», достаточно качественные и по очень вкусным ценам. На спортивном рынке представлены все известные бренды, но если у вас нет колесных грелок, то наша рекомендация – Pirelli либо Metzeller. Одни из лучших покрышек – Dunlop, но в непрогретом виде они жесткие и скользкие, что на треке просто опасно! Слики (покрышки без протектора) имеют наибольший коэффициент сцепления и дешевле «нарезки». Но помните, что слики запрещены к использованию в гонках на мотоциклах с объемом 600 куб.см.
    В принципе, на этом можно и остановиться: запастись несколькими комплектами покрышек и тренироваться в свое удовольствие. Но, как мы уже говорили, если вы не выезжаете на чемпионат России, тюнинг можно не ограничивать. Дальнейшие модификации мы отнесли к классу «Суперсток».
    [nxtpage]
    Блок сбора информации AIM MyChron

    Борьба за результат

    Амбиции бьют через край - готовы выезжать в гонки? Уже есть пластик, хорошие тормоза, правильные звезды и покрышки. Дальнейшие модификации направлены на 1) разрешенное регламентом повышение мощности мотора; 2) эргономику; 3) ремонтопригодность в «полевых» условиях.

    Из допустимого тюнинга двигателя в младших классах – установка прямоточных выхлопных систем и блоков управления двигателем (ECU), таких как Power Commander. Но если вы не привыкли идти на компромисс, ваш путь – гоночная электрика и блок управления от заводского гоночного подразделения. Например, есть канал поставки компонентов HRC (Honda Racing Corporation). Ставить «дудки» без ECU смысла не имеет, равно как и наоборот. Поэтому приготовьте сразу 2300 Евро на дополнительные 10-15 «лошадок». Если у вас Honda, забудьте о воздушном фильтре нулевого сопротивления: со штатным с мотора снимают на 3-5 л.с. больше! Ну, о качестве фильтрации можно не упоминать?

    К гоночной электрике также относится одна маленькая, но очень полезная деталь: QuickShifter – модуль, позволяющий переключаться на повышенную передачу без сброса газа и без выжима сцепления. Стоит недешево: около 350 Евро.

    Блок проскальзывающего сцепления

    В современных кольцевых гонках немаловажной деталью является проскальзывающее сцепление (Slipper Clutch), позволяющее вытворять невероятные выкрутасы при переключении на пониженную передачу, не тратя внимание на поведение заднего колеса, если вдруг «бросили» рычаг сцепления. Только прогнозируемое движение и максимально возможное торможение двигателем! Если ваш мотоцикл не укомплектован таким девайсом на заводе, рекомендуем обзавестись им. Правда, некоторые «ямаховоды» жалуются на стандартное проскальзывающее сцепление и меняют его на «продвинутое», за 700 Евро. Вот и весь «Суперсток»!

    Мотоциклы, подготовленные к гонкам в классе «Суперспорт» отличаются от STK-600, но к России это относится в меньшей степени. Поэтому дальнейшие переделки – суть максимальное облегчение техники и ее ремонта.

    Складывающийся рычаг тормоза на CBR600RR

    Меняем кронштейн приборной панели. По совместительству он держит лобовой обтекатель. Стандартный не плох, но его минус – высокая стоимость и хрупкость: ломаются при незначительных падениях. Гоночный «паук» обойдется в 120-140 Евро, но прослужит гораздо дольше из-за простой формы, меньшего веса и материалов – варится из алюминиевых труб и легко правится после падений.
    Клип-оны руля. Стандартные не регулируются, да и снять их без демонтажа верхней траверсы невозможно. Гоночные регулируются в 3-4 плоскостях, позволяют менять посадку и делать мотоцикл более контролируемым. При падении, как правило, ломается только рукоятка, которую можно заменить за пару минут и 10 Евро. Нехитрый «racing» комплект обойдется примерно в 100-130 Евро.
    В стоковых классах российского кольца разрешено применение спортивных подрамников. Выгода от него та же, что и от «паука» - экономия веса и ремонтопригодность. Эта опция не бюджетная (350 Евро), но своих денег стоит.

    Фирменный rearset от Ten Kate Racing

    Подножки. Для владельцев спорбайков со «смотровой» подножки – возможность индивидуализироваться. Многие производители пользуются именно этим, поэтому не все киты подходят для трека. Мы опробовали и рекомендуем наборы TRW, Ten Kate и PPTuning, прочные и полностью регулируемые. Как не крути, а качественный набор с кронштейнами дешевле 350 Евро не найти...

    Напоследок, несколько слов о рычагах сцепления и тормоза. Можно ездить и на стандартных. Как правило, все современные рычаги имеют пропилы, чтобы при падениях ломаться не у основания, а по «прослабленному» месту, что позволяет доехать до места ремонта/финиша. Хотите большей уверенности и гибкости настроек, заложите в бюджет 220-350 Евро на комплект складывающихся ручек, вероятность поломки которых практически сведена к нулю.

    Продолжение: Подготовка к классу Supersport

    Благодарим Сашу Меньших и Женю Клеандрова из команды Forspeed Honda за подготовку материала. Впервые опубликовано в журнале МОТОРЕВЮ 04/2010.

    Оригинальная версия доступна по адресу http://www.forspeed.ru/documents/109.html

    Редактура и фотографии: Кирилл Чернышев
    Нравится эта новость? Лайкни!


    Хочешь знать больше? Подпишись!
    Нравится эта новость? Лайкни!



    Хочешь знать больше? Подпишись!
    Directlink:
    При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
    Все права защищены © 2003-2019 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ. Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
    Фото история
    МОТОГОНКИ.РУ


    1340600 за год
    107522 за месяц
    3595 за 24 часа

    Для рекламодателей
    Закажите обратный звонок - перезвоним сразу!
    Новости Фото Видео Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

    Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

    Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891).

    Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

    Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOGONKI.TV / MOTOFOTO.RU © 2003-2019

    Политика конфиденциальности
    О правах на распространение
    Welcome message