МОТОГОНКИ.РУ, 9 февраля 2021 - В публикации от 8 февраля 2021 года в Guardian свое слово «WTF, Brexit?» сказали музыканты знаменитой рок-группы Radiohead: статья вышла под заголовком «Европейские туры сделали Radiohead той группой, которой мы являемся. Brexit не должен разрушить это».
Рок-группа Radiohead
Рок-группы и музыканты похожи на гоночные команды и мотогонщиков во многом. У тех и других есть база, где ведется основная подготовительная работа (в том числе, репетиции), хранится оборудование и прочий скарб. Те и другие путешествуют по Европе в ходе туров на своих фурах и автобусах продолжительное время. То есть, покидают базу и возвращаются на нее, спустя несколько месяцев. У тех и других есть одно гражданство, но деньги они зарабатывают в других странах. Так было на протяжении более 30 лет, когда Евросоюз и Великобритания были по сути единым целым, без границ, визовых и таможенных препонов.
Brexit стал неожиданным препятствием и может нарушить устоявшуюся систему планирования туров, которые стали весьма обременительны для компаний с пропиской в Соединенном Королевстве.
Radiohead прославилась, благодаря дебюту в датском клубе Huset 2 июня 1993 года, после чего о ней заговорили. Первый выездной тур команда организовала в Швеции, Нидерландах и Франции. А в 1999 уже гастролировала по всей Европе, выехала в Штаты и так далее. Это было несложно организовать, достаточно подписать контракт с площадкой - и приехать туда. Но после Brexit организация тура за пределы Великобритании - это настоящая спецоперация, готовиться к которой приходится с калькулятором и толстенной папкой документов загодя.
Парк техники Radiohead перед выездом на гастроли 2018 года: два автобуса, два трейлера и несколько минивенов
Есть такое понятие - каботаж (англ. cabotage): право на перемещение морем, по земле или воздуху за пределы определенной территории. Если до 1 января 2021 года таким правом в рамках ЕС обладали все компании Великобритании (а рок-группа или гоночная команда - это, прежде всего, коммерческая компания), то с 1 января это право безоговорочно аннулировано, и его необходимо приобретать каждый раз заново.
Для обширной британской музыкальной индустрии это сродни катастрофе, поскольку новые правила перемещения между UK и EU делают туры на 40-50% дороже, а покупательская способность в ковидный кризисный 2020-й никак не увеличилась. Значит, все затраты лягут прямиком на плечи самих рок-групп и промоутеров. Вот, что рассказал бас-гитарист Radiohead Колин Гринвуд:
Бас-гитарист Radiohead Колин Гринвуд
«Во что превращается наш гастрольный тур по Европе после Brexit? Мы много времени провели, обсуждая его последствия с парнями, которые раньше помогали нам с организацией туров. Адриан, наш гастрольный менеджер и бухгалтер сказал, что теперь это станет дороже почти наполовину. До Brexit, нам нужен был карнет только для въезда в Норвегию и Швейцарию. Но теперь кажется, будто мы едем на гастроли в страну третьего мира, где-нибудь в Южной Америке - такое количество документов потребуется, просто чтобы покинуть Англию. Адриан сказал, что оформление карнета на каждую из моих гитар стоимостью £10000 будет стоить £650 плюс НДС. Ценник на перемещение по ЕС и гостиницы и без того здорово выросли, а объем бумажной работы такой, будто мы вывозим в свет симфонический оркестр».
«Вторая проблема, с которой столкнулся наш менеджер - это изменившиеся условия каботажа. По новым правилам грузовик из Великобритании имеет право лишь на 2 [длительные] остановки в ЕС перед возвращением в Англию. Таким образом, мы полностью лишаемся шанса на организацию гастролей по нескольким городам. Другой наш бухгалтер, Стив посчитал и сказал, что будет дешевле и проще нанять людей в Европе и перевезти туда нашу базу. Вот, что значит Brexit для музыкальной индустрии Великобритании. Что это за сделка?! Кто делал ее экспертизу, какой "гений"?..»
Гоночные команды из Великобритании, а их очень много в мотоспорте (как в чемпионате мира по мотокроссу MXGP, так и в Superbike) уже наметили переезд на базы в Евросоюзе.
Евгений Бобрышев в RFX Racing Husqvarna
Например, команда Евгения Бобрышева - RFX Racing, базирующаяся в Девоншире, в 2021 году будет выступать одновременно и в чемпионате Англии (ACU British Motocross Championship), и в чемпионате Европы по мотокроссу (проходящем в рамках Гран-При MXGP) с новым составом. В данный момент команде предстоит принять непростое решение: для европейского тура ей потребуется новая фура, купленная в Европе и оформленная в ЕС, чтобы членам команды не требовалось тратить по несколько суток на границе и регулярно возвращаться домой, чтобы закрыть карнеты.
Плюс, календарь чемпионата мира по мотокроссу MXGP 2021 года составлен так, что покинув свою базу в апреле, вернуться на нее RFX Racing сможет только в ноябре - ведь британского раунда MXGP в 2021 году не будет (как минимум, не ожидается)!
PATA Yamaha WorldSBK образца 2020 года - претендент на подиумы и победы в WSBK
Заводская команда Yamaha в WorldSBK - PATA Yamaha (Crescent Racing) вынуждена переехать на сезон с базы в Вервуде, что в 100 милях на юго-запад от Лондона, в Италию, на базу Yamaha Racing. Но с этим связана другая проблемами: ведь вся разработка мотоциклов YZF-R1 и оборудование - это остается на базе в Англии. Crescent Yamaha заявилась в чемпионат Англии по мотокроссу, и ей придется держать две команды и две базы по обе стороны от Ла-Манша.
Программы логистики радикально меняются в 2021 году. В идеале, зажиточные команды будут вынуждены открыть европейские сезонные базы и вывезти туда все необходимое на 6-7 месяцев. Двойные расходы, двойной персонал. Плюс к этому, за каждый гоночный мотоцикл, поставленный команде в Великобритании по контракту, при вывозе в Евросоюз придется выложить депозит за временный ввоз техники в ЕС в размере до 40% от рыночной стоимости техники, который, конечно же, вернется на счет компании при возвращении на родину. Но стоимость корнета, НДС и страховки, необходимые при въезде в ЕС - те новые траты, к которым мало кто пока психологически и финансово готов.