МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Видео Календарь Энциклопедия Контакты
Уведомления
Реклама здесь

    Special: История Brembo в MotoGP

    7941
    28 декабря 2015
     
    Кирилл Чернышев, главный редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU | Публикаций: 4937

        История участия Brembo в MotoGP - это сама история развития Больших Мотоциклетных Призов: настоящий прорыв в технике пилотирования, тотальное ускорение и, как следствие, доминирование многих легендарных гонщиков 80-90-х нельзя рассматривать отдельно от развития тормозных систем спорт-прототипов.
        
    Первым клиентом небольшой мастерской, открытой в окрестностях Бергамо Эмилио Бобмасси и Итало Бреда 11 января 1961, был завод Alfa Romeo. Скоро, компания поняла, что тормозные системы - их конек, и в 1964 выпустила на рынок первые продукты под собственной маркой и по собственным стандартам качества. Это был переломный момент, определивший статус и место Brembo в мировой иерархии. В 1972 Brembo вышла на мотоциклетный рынок, благодаря сотрудничеству с Moto Guzzi. В 1975 сам Энцо Феррари попросил разработать тормоза для болида Формулы-1. С тех пор Brembo - бессменный поставщик систем торможения для Ferrari, Maserati, Jaguar, Ducati, Honda, Yamaha, Kawasaki и даже Harley-Davidson. В первом полугодии 2015 оборот группы компаний Brembo превысил 1 млрд евро (+15.2% к прошлогоднему показателю на тот же период). Красный цвет суппортов Brembo стал синонимом слова "гонки". Это лишь официальные факты.

    80-е начались!
    80-е начались!

    Головокружительная история Brembo в Больших Мотоциклетных Призах началась в 1975. Итальянские инженеры поставили первую партию тормозных дисков разным итальянским командам, начав долгий путь к вершинам успеха.

    Грациано Росси выступал за команду Galina Suzuki вместе с Феррари, а иногда подменяя его
    Грациано Росси выступал за команду Galina Suzuki вместе с Вирджинио Феррари

    Первую победу на мотоцикле Suzuki RG500 EX, оснащенном тормозами Brembo, в финале сезона 1978 года взял Вирджинио Феррари, известный итальянский гонщик команды Gallina Racing. Битва длиной в 6 кругов по 22.8-километровому Nurburgring с Джонни Чекотто продолжалась весь заезд и завершилась под клетчатым флагом, где Феррари оказался на 0.07 секунды раньше. С Gallina Suzuki у Brembo было плотное и плодотворное сотрудничество на протяжении многих лет, за команду выступал, в том числе, отец Валентино Росси - Грациано Росси, который дважды взошел на подиум в том же 78-м (во Франции и Финляндии).

    Yamaha YZR500 Кенни Робертса
    Yamaha YZR500 Кенни Робертса

    Но переломным моментом стала работа с Кенни Робертсом и Yamaha. Прототип YZR500 модели 0W70 был построен специально для использования колес диаметром 17 дюймов. Для этого завод обновил раму типа Deltabox и добавил в конструкцию 499-кубового 2-тактного V4 дополнительный балансирный вал, чтобы улучшить стабильность и управляемость.

    Король Кенни Робертс на борту Yamaha YZR500
    Король Кенни Робертс на борту Yamaha YZR500

    На этом мотоцикле в 1983 Робертс бился весь сезон с Фредди Спенсером из Honda, оба заводских пилота доминировали и выиграли каждый по 6 гонок в 12 состоявшихся. На финальном этапе в Сан-Марино сложилась ситуация, очень схожая с ситуацией в MotoGP этого года: Спенсер и Робертс прибыли в Мизано с минимальной разницей в счете, но Кенни нужно была только победа, да так, чтобы Спенсер финишировал не выше 3-го места. Робертс выиграл гонку, но и Спенсер сделал все, что было нужно для взятия титула - стал 2-м. В итоге, их разделили только 2 очка (в пользу Спенсера).

    Эдди Лоусон принес Brembo и Yamaha первый совместный титул
    Эдди Лоусон принес Brembo и Yamaha первый совместный титул

    Но для быстро развивающейся компании Brembo тот сезон стал лучшим. Инженеры многому научились за год и вышли на новый уровень, так что в Yamaha продолжили сотрудничество с итальянским заводом, и не разочаровались: в 1984 году Эдди Лоусон выиграл титул!

    Кенни Роберт и его знаменитые слайдеры на скотче - самая первая первая версия (с куском покрышки внутри)
    Кенни Роберт и его знаменитые слайдеры на скотче - самая первая первая версия (с куском покрышки внутри)

    Кенни Робертс был первым, кто понял, как нужно управлять современным прототипом с дельтабоксом: как его наклонять и повышать скорость в повороте, а также как пользоваться тормозами перед узкими шпильками - поздно-поздно. Именно Роберт первым стал использовать подобие слайдеров для комбинезона, чтобы свешиваясь и компенсируя момент инерции мотоцикла, скользить коленом по асфальту и контролировать наклон.

    Кенни Робертс - законодатель моды Больших Призов - во всем!
    Кенни Робертс - законодатель моды Больших Призов - во всем!

    Первые "слайдеры" выглядели довольно стремно - это были куски автомобильных покрышек, приклеенные к коже армированным скотчем. На следующий год, Лино Дайнез, владелец компании Dainese внедрил первые пластиковые слайдеры. Выглядели они именно так, как на этом фото: скользящим элементом были пупырышки из ПВХ. Но уже через год из заменили сплошные элементы, к каким мы привыкли.

    Алюминиевые тормозные диски применялись почти всеми командами и были стандартом, заданным Brembo
    Легкие алюминиевые тормозные диски применялись почти всеми командами и были стандартом, заданным Brembo

    До Brembo в Больших Призах использовали стандартные заводские стальные тормозные диски. Brembo первым из всех поставщиком предложила командам легкие фиксированные алюминиевые диски. Они имели свои плюсы и минусы, поэтому за четыре года исследований в гонках инженеры из Бергамо пришли к компромиссному решению. В 1985 году в гонках впервые были применены тормозные диски, состоящие из двух роторов - легкого алюминиевого внутреннего (сердечника) и жесткого чугунного наружного, соединялись между собой роторы круглыми фиксами.

    Затем, Brembo ввела в оборот первые плавающие диски, состоящие из двух роторов
    Затем, Brembo ввела в оборот первые плавающие диски, состоящие из двух роторов

    Главное преимущество плавающих дисков от применявшихся до того фиксированных (однородных) состояло в значительной гибкости конструкции и устойчивости к изменениям температур. Плюс, на холодную диск работал лучше, имея небольшие люфты, то есть свободный ход. Эффективность работы плавающих дисков вкупе с плавающими суппортами Brembo до достижения рабочей температуры, также как и при значительном нагреве (более +400С) доказана не только результатами гонок, но и лабораторными замерами. Так что эта технология применяется и по сей день и является наиболее эффективной.

    Золотая эра Brembo наступила в 1990 году, когда сотрудничество с итальянской компанией начала Honda Racing Corporation. В 1991 Brembo и Honda вместе достигли уровня в 10 побед и на следующий год довели его до 12 из 14 состоявшихся Гран-При.

    Мик Дуэйн и Honda Racing: стальные плавающие диски Brembo произвели революцию в Королевском классе
    Мик Дуэйн и Honda Racing: стальные плавающие диски Brembo произвели революцию в Королевском классе

    Именно в 1990 году Brembo внедрила тормозные диски из высокопрочной стали с алюминиевым сердечником - продукт 10 лет исследований в гонках GP, идеальное соотношение эффективности, жесткости и небольшого веса.

    Совершенно феноменальным стал сезон-1996. Мик Дуэйн и Repsol Honda стали выигрывать чемпионат за чемпионатом на NSR500, конечно же, оснащенном тормозами Brembo. Все 54 победы в своей карьере австралийский чемпион взял, пользуясь итальянскими компонентами. Вместе с Дуэйном Brembo достигла 100 побед в Гран-При. И это были только первые 100 побед!

    В 2000 году Brembo впервые представила карбоновые тормозные диски для прототипов MotoGP
    В 2000 году Brembo впервые представила карбоновые тормозные диски для прототипов MotoGP

    В 2000 году Brembo впервые применила на практике технологию изготовления тормозных роторов из карбоново-керамического композита, в состав которого помимо керамического материала входит резина, металлическая стружка, а структура усилена карбоновым волокном - все это запекается под давлением при высоких температурах. Практика применения карбоновых дисков диаметром до 340 мм показала их чрезвычайную выносливость при превращении энергии, вырабатываемой парами трения колодки-диск в тепловую. Рабочая температура тормозов с карбоновыми дисками может достигать +600-800С и выше. Например, в этом году Хорхе Лоренцо умудрился перегреть свои тормоза на спуске с холма перед 90-градусным правым поворотом в Twin Ring Motegi Circuit (Гран-При Японии, FP2), так что передние тормозные диски раскалились до красна: датчики телеметрии впервые зафиксировали нагрев тормозов до +1050С. В прежние времена, при подобном стрессе стальные и алюминиевые диски давно бы потеряли свою геометрическую форму или же просто лопнули. Другие производители пытались внедрять аналоги керамических тормозов Brembo, но из всех в конкурентной борьбе выжил только итальянский производитель.

    Honda NSR500 1996 года Мика Дуэйна с тормозной системой Brembo
    Honda NSR500 1996 года Мика Дуэйна с тормозной системой Brembo

    Начиная с 1996 года и по сей день, пилоты Brembo гарантированно побеждали во всех гонках MotoGP - 20 сезонов подряд. По завершении 2015 года счетчик на время остановился на отметке в 427 побед.

    Глядя на технические характеристики современных прототипов - Honda RC213V, Honda RCV1000R, Yamaha YZR-M1, Ducati Desmosedici GP15 и GP14.2, Aprilia RS-GP и Suzuki GSX-RR, можно подумать, что в MotoGP действует монобрендовое правило для компонентов тормозных систем по аналогии с шинами. Однако Технический Регламент FIM открыт в плане выбора компонентов, а заводы и команды просто выбирают лучшее из имеющегося на рынке!

    Заводские прототипы MotoGP - в 2015 все оснащены тормозными системами Brembo
    Заводские прототипы MotoGP - в 2015 все оснащены тормозными системами Brembo

    В 2015 году 13 из 14 команд MotoGP выбрали тормоза Brembo для установки на свои прототипы. Исключением стала чешская AB Motorsport, которая предпочла оставить Open-прототип Honda RCV1000R своего единственного пилота Карела Абрахама в базовой конфигурации (Showa-Nissin). К сожалению для Карела, именно ошибка на торможении в ходе квалификации Гран-При Каталонии привела к аварии, в результате которой чешский гонщик получил сложный перелом ступни и фактически выбыл из чемпионата, не заработав ни одного очка...

    Очевидно, что 100% призовых мест - все 54 награды и 18 побед забрали пилоты команд, выбравших Brembo. Они же забрали все 2520 очков, разыгрывавшихся в 2015.

    00:00:18

    MotoGP, Гран-При Малайзии, 2015: торможение Дани Педросы перед первым поворотом в Сепанге - это квинтэссенция технологий Больших Призов. Жесткая рама прототипа, короткоходные, жесткие подвески Ohlins и тормоза Brembo работают в симбиозе и замедляют прототип без риска улететь в космос с 330 до 90 км/ч всего за 200 м перед входом в вираж
    Открыть на МОТОГОНКИ.TV


    До наступления сезона 2016 года, в MotoGP техническая конкуренция сводилась к трем основным моментам: двигателям, управляющей электронике и рамам. Остальные элементы - подвески, тормоза, колесные диски, доступные на рынке или доступные при штучных заказах напрямую на заводе - все пришли к единому, более-менее стандартному решению. Лучшему решению на данный момент с точки зрения инженерии и соотношения технологий/результативности: Ohlins и Brembo доминируют в MotoGP, Moto2 и Moto3, как в заводском, так и частном секторе. Конкуренты - Showa, Nissin, WP и другие много лет лишь "демонстрируют присутствие".

    P.S. В то же время, безусловным фаворитом, тихим и скромным, производителем, способным тягаться с Brembo в доминировании на рынке MotoGP является японская компания Yutaka, которая снабжает весь чемпионат стальными тормозными дисками.

    Плавающие тормозные диски для MotoGP делает только один производитель - японская Yutaka
    Плавающие тормозные диски для MotoGP делает только один производитель - японская Yutaka

    Парадокс, но только Yutaka серийно производит плавающие диски диаметром 196-218 мм, которые идеально подходят для задних тормозов спорт-прототипов. В дождевых гонках заводская и частные команды Honda используют стальные плавающие диски Yutaka и для передних колес. Вот чего-чего, а такого продукта у Brembo и других просто нет.
    MotoGP
    MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2018 Dorna Sports S.L. All rights reserved

    При перепечатке и цитировании прямая активная ссылка на оригинал обязательна!
    Directlink:
    МОТОГОНКИ.РУ


    1470429 за год
    127195 за месяц
    4682 за 24 часа

    Для рекламодателей
    Новости Фото Видео Календарь Энциклопедия Карта сайта Поиск Контакты Sitemap Карта сайта

    Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

    Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891).

    Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

    Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOGONKI.TV / MOTOFOTO.RU © 2003-2018

    Политика конфиденциальности
    О правах на распространение