МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Видео Календарь Энциклопедия Контакты
Уведомления
#YakhnichAthlete
Национальная программа

    MotoGP: За спиной у Росси - История Джерри Бёржесса

    7541
    4 августа 2014
     
    Кирилл Чернышев, главный редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU | Публикаций: 6702

        60-летний Джереми Бёржесс был главным инженером Валентино с 2000 года. В семи титулах Валентино столько же заслуг Джерри, сколько его самого. Прежде, чем начать работу с молодым Росси, инженер приложил руку к шести победам Гарднера и Дуэйна.
        
    МОТОГОНКИ.РУ, 4 августа 2014 - Уроженец Аделаиды (Австралия) пришел в мотоспорт в 70-х, конечно же, с амбициями гонщика. Выступал в австралийских сериях - сам себе и механик, и менеджер. Опыт рыботы с Suzuki RG500 пригодился, когда в 1980 Джереми отправился в Европу и стал частью Texaco Heron Suzuki. Но не как гонщик: Бёржесс осознал, что в 27 лет у него нет перспектив спортсмена, а вот навыки механика оказались кстати. JB познакомился с Ренди Мамолой и Грэмом Кросби, они помогли ему устроиться в команду под руководством Джоржа Вукмановича, также прибывшего из Австралии. Бёржесс стал механиком Мамолы, с которым проработал до 1983, затем перейдя в Honda, где ему довелось обслуживать Рона Хезлама. По линии Honda и сложилась дальнейшая карьера: Джереми оказался в заводском проекте Honda, в гараже Фредди Спенсера и трудился под началом легендарного японского инженера Эрва Канемото.

    JB так говорит об этих годах: «Я многому у него научился, но мне всегда хотелось превзойти Эрва. Это было почти невозможно, настолько он был великолепен, но я старался». Для Бёржесса началась «золотая» пора, когда со Спенсером они выиграли два титула в один сезон: в 250 и 500 куб.см. Это был первый год, когда Бёржесс подготовил по-настоящему чемпионский байк. Для работы с Уэйном Гарднером Honda дала Джереми возможность собрать собственную команду и стать ее полноправным шефом.

    С 89 началась декада блистательного сотрудничества с Миком Дуэйном в заводской команде Honda, ставшей затем Repsol Honda. Валентино Росси принял эстафету у 5-кратного чемпиона мира в 2000, после того как Мик завершил свой путь по чемпионату. С тех пор Бёржесс и Росси не расставались.

    Удивительно, но хотя паддок трудно представить без их дуэта, Бёржесс никогда не входил в «клан Росси». Джерри и не стремился сближаться с Валентино, как остальные. «Команда и Росси - это работа, семья - это семья», говаривал JB, впрочем, с коллективом механиков он проводил большую часть времени вне дома, а иначе и быть не могло. Возможно, обособленность Бёржесса позволила их бригаде просуществовать так долго - там просто неоткуда было взяться конфликтам: Бёржесс, его парни и Валентино никогда не пересекались за пределами паддока, у них были принципиально разные интересы в жизни!

    Джереми Бёржесс и Валентино Росси - вместе 14 лет

    Джереми Бёржесс и Валентино Росси - вместе 14 лет


    «Знаете, я никогда не вступал в социальные отношения с коллегами. Быть “лучшим другом” – не мое, я не чувствую себя при этом комфортно. Предпочитаю оставаться на уровне профессиональных отношений с теми, с кем работаю. Мы с Валентино несколько раз обедали вместе, посещали разные мероприятия, не связанные с гонками. Но это было странное времяпрепровождение: все-таки мы очень разные. Без сомнений, он более открыт и целеустремлен, чем я. Это как стена между нами, мне во многом его не понять. Если честно, то с Уэйном и Миком я тоже особенно не панибратствовал. Хотя признаю, что компанию Дуэйна всегда считал фантастической. Сегодня Мик уже не гоняет, он простой человек – и мне с ним приятно общаться в любое время. Таким же, я надеюсь, будет и Валентино, когда покинет гонки».

    Переход из Honda в Yamaha осенью 2003 стал вызовом, жизненно необходимым, и Росси, и Джереми. Они выиграли, приняв его.

    «Наверное, я всегда заранее знал, какой чемпионат мы выиграем, а какой – нет. Хорошо помню один момент. В самом начале 2008 года Vale подошел ко мне и сказал: “Я не хочу проиграть этот чемпионат. Ни за что!” Он сказал это с той же интонацией, как тогда в Мотеги, в октябре 2003, когда позвал меня на разговор тет-а-тет и поведал о идее перехода в Yamaha. Мы знали, что мотоцикл был так себе, но оба решили сделать из него чемпионский болид».

    Шеф команды – первый и главный человек после пилота в коллективе, ибо «его задача - читать мысли», как выразился сам Бёржесс о своих отношениях с Росси в гараже. И Джереми не только научился этому, он прошел с Росси весь путь становления и взросления.

    «В чемпионате был момент, когда некоторые пилоты по-настоящему боялись его – это 2008-2009 год. Они боялись оказаться в гравии по воле Росси. Но самого Валентино это, кажется, не интересовало. Даже когда у него не было реального соперника, он боролся сам с собой. Я очень хорошо помню 2000-й и его падение в Сепанге: Vale так разозлился, что швырнул шлем через ограждение. Это был его первый год в GP500, он учился. И тогда он злился сам на себя! Позже, он научился сохранять спокойствие во время гонок, пожалуй, даже лучше, чем Дуэйн».

    Бригада, которую собрал в 90-х Джереми, прослужила Росси верой и правдой все 14 сезонов, и даже после ухода своего шефа осталась вместе с ним в паддоке: судьба Алекса Бриггса, Берни Аншау, Гери Коулмана и Маттео Фламиньи определилась вечером в пятницу, 8 ноября. Росси встретился со всеми членами команды лично и задал лишь один вопрос, хотят ли они продолжить работу с ним, но без JB, а с новым шефом. Vale получил утвердительный ответ ото всех. Утром 11 ноября Yamaha Factory назвала имя нового главного инженера – Сильвано Гальбусера, опытного руководителя.

    Подводя итоги своего сотрудничества с Росси, Джереми Бёржесс сказал: «Валентино всегда был честен со мной, ну, а для меня его будущее всегда было в приоритете. Так что я взвесил свои планы и перспективы, и то, что хотел бы Валентино. Он, конечно, хотел бы продолжать в то же духе – за гранью возможностей. Но у меня уже не получится. Если [смена инженера] поможет ему найти искру, да будет так. И если все наладится, значит, он снова оказался прав. Не стоит его упрекать сейчас. Думаете, ему было легко решиться на столь кардинальные перемены? На его плечах теперь гораздо больший груз ответственности, чем прежде».

    На пресс-конференции Росси и JB, Джереми задали вопрос: что бы он посоветовал Валентино на будущее? Бёржесс ответил: «Как и последние три сезона: если ты хочешь стать чемпионом вновь, сначала побей Лоренцо!»

    Хочешь выиграть чемпионат? Сначала побей Лоренцо, сказал Бёржесс

    Хочешь выиграть чемпионат? Сначала побей Лоренцо, сказал Бёржесс


    Известные и малоизвестные высказывания Бёржесса

    О работе в MotoGP, гламурном виде спорта: «Ну, не знаю. Думаю, любой вид работы или спорт должен быть гламурным, если тебе это по-настоящему нравится и приносит удовольствие. С Валентино я пересекаюсь на пару часов в течение трех дней в неделю. Он гламурный? Может быть. Но я бы не стал использовать слово “гламурная” применительно к нашей работе. Она... невероятная!»

    О самом тяжелом уикенде в карьере: «Да, был один такой – в Paul Ricard в 1980. Мы вели разработку новой задней подвески для Suzuki RG500 Ренди Мамолы, одновременно, полностью меняя шасси и пытаясь решить серьезную проблему с подшипниками коленвала. В тот уикенд, за все три дня мы поспали всего 4 часа».

    О самом трудном сопернике в жизни: «Ну, если самым трудным соперником в профессиональном плане был Эрв Канемото, то с точки зрения “врага №1”, конечно же, Рейни! Битвы Дуэйна против Уэйна Рейни всегда были такими тяжелыми. Даже теперь, когда вижу Уэйна, я тушуюсь, не могу воспринимать его как друга, хотя столько лет прошло. Для меня он был и остается самым крутым соперником».

    О Мике Дуэйне в сравнении с Валентино Росси – принципиально разные личности: «Мик был очень импульсивным, тогда как Валентино временами олицетворял само спокойствие, хотя дела складывались не так и гладко. У Мика, казалось, шило в заднице – на месте ему не сиделось. И Мик всегда был очень крут в общении со своими соперниками. Валентино выглядел более спокойным, но иногда можно было понять, что он “кипит”. Сегодня, кажется, они поменялись местами: тот, кто знает Дуэйна недавно, ни за что не сказал бы, что Мик может вот так – взять и двинуть тебе в ухо, если заслужил; Росси так никогда бы не сделал, но кое-кто его по-настоящему опасается».

    О работе с Ducati: «Вроде бы, все шло неплохо. Но скорость работы R&D всегда была... неподобающей такому проекту - слишком медленной. Мы ждали обновления по 6-7 месяцев, это очень беспокоило. Такими темпами, чтобы догнать Yamaha или Honda, Ducati потребуются годы».

    О разнице между Yamaha и Honda: «Работать с теми и другими – всегда удовольствие, с точки зрения общения со специалистами. Когда речь о менеджменте, в Yamaha они больше походят на людей из деревни, с аналогичным менталитетом – спокойные и неспешные, не резкие и достаточно прямолинейные. В Honda – “городские”, со своими тараканами, с ними было тяжело».

    О победе, которая вдохновила на дальнейшую работу: «USGP 2008. Мы собрались в гараже, чтобы обсудить скорость Кейси Стоунера – тот как раз выиграл поул-позицию, опередив Vale на 0.447 сек. Валентино грустно пошутил: “может, мне нужно стартовать секунд на 30 раньше?” Я ему сказал тогда: Кейси не думает о том, как едут другие; он думает о том, как ему выиграть гонку. Росси меня, кажется, правильно понял. Мы провели отличный warm-up и нашли техническое решение, которое помогло бы сравняться с Кейси в скорости. Перед гонкой Vale вел себя так, будто знал, что проиграет, давал соответствующие комментарии (многие из которых, конечно же, донесли до уха Стоунера) – он хотел создать ложное чувство безопасности у Кейси, и это удалось. Но в гонке Vale атаковал очень яростно. И все мы помним, что произошло в The Corkscrew».

    Впервые опубликовано в журнале RACEMAG: MOTOGP 2013 SEASON REVIEW

    Нравится эта новость? Лайкни!


    Хочешь знать больше? Подпишись!
    Нравится эта новость? Лайкни!



    Хочешь знать больше? Подпишись!
    Directlink:
    При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
    Все права защищены © 2003-2019 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ. Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
    MotoGP
    MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2019 Dorna Sports S.L. All rights reserved
    Фото история
    МОТОГОНКИ.РУ


    1360979 за год
    98725 за месяц
    4557 за 24 часа

    Для рекламодателей
    Закажите обратный звонок - перезвоним сразу!
    Новости Фото Видео Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

    Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

    Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891).

    Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

    Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOGONKI.TV / MOTOFOTO.RU © 2003-2019

    Политика конфиденциальности
    О правах на распространение
    Welcome message