МОТОГОНКИ.РУ, 4 января 2022 - Но и тут период «обучения» оказался слишком длинным. Можно с уверенностью сказать, что это были два параллельных процесса - период обучения в самих командах, а также период четкого самоопределения в Ducati Corse, то есть, в головах боссов проекта. И если в сезон 2021 года четверка пилотов с заводскими контрактами вступала без конкретного самоопределения, то в сентябре оно произошло совершенно четко и жестко. И теперь всем интересно, сохранится ли взятое на финальной стадии чемпионата MotoGP 2021 года направление в 2022 году.
Что было упущено и что обретено Ducati в 2021
В начале года у Даль′Иньи и Чьабатти не было четкой уверенности и видов на какого-то конкретного пилота, способного принести Ducati титул в личном зачете. Это понимание появилось только осенью, то есть, слишком поздно, когда у Фабио Куартараро и Yamaha уже накопился огромный запас прочности. Решением Ducati стал Франческо Баньяя, раскрывший потенциал Desmosedici на 100% к Гран-При Арагона.
Большое интервью Кейси Стоунера перед Гран-При Альгарве
Собственно, об этом совершенно четко сказал Кейси Стоунер в своем интервью перед Гран-При Альгарве, на которое его пригласили, причем, пригласили из Ducati! Стоунер, как единственный пока чемпион Ducati в MotoGP, присутствовал в паддоке как бы частным образом, при этом, тусил он именно в боксах заводских пилотов Борго-Панигале. А приглашен Кейси в Португалию был не просто так: там, в Портимао Ducati Corse рассчитывала записать в свой актив защиту добытого в 2020 году Кубка производителей MotoGP! И Стоунер был символом общего успеха компании.
Читать полностью интервью Кейси Стоунера перед Гран-При Альгарве
Кейси Стоунер как советник Ducati Corse в MotoGP
Чтобы понять, с каким настроем чемпионат прибыл после Гран-При Эмилии-Романьи в Портимао, надо напомнить, что весной, когда здесь же, на Autodromo Internacionale do Algarve разыгрывали Гран-При Португалии, Фабио Куартараро и Yamaha в значительной степени доминировали. В гонке Куартараро чувствовал себя супер комфортно и уверенно и взял победу, легко отбив все атаки Джека Миллера и Баньяи.
Однако за 6 месяцев, что прошли с тех пор, кое-что поменялось. Период обучения Ducati закончился, и вторая попытка в Портимао вышла совсем иной, чем в конце апреля. И эта гонка стала демонстрацией силы Ducati, превосходства новой стратегии в борьбе с конкурентами, которая отработала на 100500%: план на 2022 год был раскрыт нам во всей красе?..
Снова без Маркеса
Но прежде... Из игры вновь выбыл Марк Маркес!
Маркес проводил в последний путь 2020 год, но 2021-й не стал от этого легче...
За несколько дней до вылета в Портимао пришло сообщение, что Марк получил травму - ударился головой при падении с эндуро во время покатушек близ Серверы. Сотрясение получилось достаточно сильным, и оно спровоцировало рецидив - диплопию правого глаза, иными словами, двоение в глазах. Проблема, с которой Маркес столкнулся после травмы, полученной в Сепанге еще в 2011 году, повторилась!.. Это перечеркнуло все планы Repsol Honda на красивое завершение сезона и расстроило их планы на важнейшие пост-сезонные тесты в Хересе, где Маркес должен был обкатать совершенно новый прототип Honda RC213V - все это Марк пропустил... и продолжает восстанавливаться по сей день. В 2011 на полную реабилитацию ему потребовалось 4.5 месяца. Как сейчас пойдут дела, никто не знает.
Отсутствие Марка Маркеса в Португалии полностью изменило картину двух финальных раундов. С его участием, гонки выглядели бы совершенно иначе. Возможно, мы бы увидели еще две победы Repsol Honda - к этому всё шло. Но скорее всего, это были бы две фееричные дуэли Марка с Баньяей. Тем не менее, Маркес решил самоустраниться...
Уловки Yamaha больше не работают
Какой бы сильной мотивацией не обладал в 2021 году Фабио Куартараро, и как бы круто он не двигался на своем YZR-M1, одна особенность прототипа Yamaha не позволяла ему реализоваться на 100% в Портимао - это реальная нехватка скорости на прямых.
Что позволяло Yamaha бороться с Ducati раньше, и что перестало работать теперь?
После Гран-При Альгарве в интернетиках тут же появились злобные усмешки: мол, Фабио взял титул и расслабился - сдулся, «кинул» Yamaha.
Но нет, люди, знающие Куартараро и находящиеся с ним в одном боксе с первого по последний день сезона, знали, что в Портимао француз впервые с начала сезона принял на себя больше рисков, чем обычно. Взяв титул в личном зачете, он достиг главной персональной цели этого года. Второй целью была попытка защиты позиции Yamaha в Кубка производителей. Для победы в Кубке Yamaha требовались две победы подряд, в Гран-При Альгарве и Валенсии. Взять их мог только Куартараро и никто другой. Но с учетом отсутствия преимущества над Ducati, Honda, KTM и Suzuki на прямых, у Фабио не было реальной возможности отбивать массированные атаки соперников.
Фабио Куартараро все же стал чемпионом MotoGP 2021 года
Почему мог раньше, но не смог в этот раз?
Ответ непрост. Во-первых, не на всех трассах Ducati могли реализовать свое доминирующее преимущество. Losail International Circuit, где Ducati доминировали в плане скорости на тестах и в квалификациях, не позволил сделать то же в гонке, где пелетон идет очень плотно и каждый круг не поход на другой - там Yamaha грамотно использовали все свои сильные стороны для победы. В других местах вмешалась непредсказуемая погода, которая полностью нарушила план подготовки к гонкам. MotoGP сегодня является достаточно точной наукой, в которой планирование расхода покрышек и бензина влияет на реальную позицию пилота на последних 4-5 кругах не меньше, чем везение на старте гонки.
Когда в Ducati научились использовать потенциал Desmosedici на 100%, это перечеркнуло все наработки Куартараро
И вот, Mugello, Red Bull Ring, Motorland Aragon и Autodromo do Algarve - совершенно иные трассы, где пилотам Yamaha всегда нужно было что-то большее, в том числе, риск.
Риски Yamaha в борьбе с Ducati заключаются в следующем: при нехватке скорости на прямой, атаковать невозможно; можно только оборонять позицию, но даже для этого требуется рисковать на торможении перед поворотами - там, где можно хоть чуть-чуть разорвать дистанцию. Торможение было последним козырем Yamaha в борьбе с мощью Ducati, и когда команды Ducati завершили курс обучения, раскрыли потенциал покрышек Michelin, в частности, Hard Front, никакие самые поздние торможения уже не могли помочь.
Пекко Баньяя и Джек Миллер делают Yamaha ручкой
Гран-При Альгарве сразу же начался не так, как Гран-При Португалии. Вся четверка заводских пилотов Ducati окопалась в ТОП-5: Баньяя и Миллер заняли 1-2 позиции на старте, а Зарко и Мартин 4-5-ю. Компанию им составили Жоан Мир и Пол Эспаргаро. Но не Куартараро - новоиспеченный чемпион стартовал с крайне неудобной 6-й позиции, с 3-й линии.
Куартараро не имел никаких шансов в схватке сразу с четырьмя Ducati. Большую часть заезда он пытался прорваться через оборонительный рубеж Pramac Racing, но на этом рубеже Yamaha и остался: с третьей попытки разорвать дистанцию от Мартина, Фабио Куартараро все-таки ошибся при входе в шпильку 5-го поворота и упал. Возвращаться в бой он не стал, в этом уже не было никакого смысла.
Pramac Racing уверенно сдержала Фабио Куартараро
Динамика схватки Yamaha и саттелитов Ducati выглядела примерно так: единственное реальное место, где Куартараро чувствовал себя уверенно, была связка 2-3 поворотов, одна из самых медленных в схеме Autodromo do Algarve; там, Фабио регулярно возвращал себе позицию, потерянную после атак Ducati на главной прямой. Затем, Куартараро пытался разорвать дистанцию, заходя все круче и круче в шпильку 5-го поворота. Два раза ему удавалось сверхпозднее и сверхмощное торможение, на котором он выигрывал сразу 0.2 секунды. Но третья попытка сорвалась. Причем, Зарко и Мартин проходили тот же 1-й сектор круг за кругом очень стабильно, без рывков и надрыва - «надрывался» только Куартараро!!!
Баньяя просто уехал от всех под прикрытием Миллера и пары пилотов Pramac, ему никто не мог создать конкуренции: Пекко штамповал идеальные круги на протяжении всего заезда и оторвался от преследователей почти на 3 секунды, пока с пит-лейна ему не показали пит-борд с надписью «Relax». Миллер, Зарко и Мартин во второй половине гонки столкнулись с серьезной оппозицией со стороны Жоана Мира на Suzuki и пилотов Honda - Алекса Маркеса и Пола Эспаргаро.
Фантазия Алекса Маркеса насчет реальной конкуренции за подиум с Миллером - это все-таки фантазия
Маркес-младший навязал Миллеру хорошую борьбу за место на подиуме, но по итогам гонки все же сложилось ощущение, что Джек ехал не на 100%, выполняя свою миссию. Не сумев сдержать атаку Мира, Миллер сдерживал Алекса, сколько это было возможно, а на последних кругах просто уехал от него. Алекс, конечно, тешил себя мыслью о возможности побороться за 3-е место, но на деле... нет, у Джека было преимущество до самого финиша! Ну, а в случае с Зарко и Мартиным, Пол Эспаргаро просто не смог провести решающую атаку в конце гонки из-за потрепанных покрышек - он слишком долго боролся «не за те позиции» в начале заезда.
Итог Гран-При Альгаре: Баньяя, Миллер и Зарко завершили гонку в ТОП-5, сдержав двух главных конкурентов, Мира и Куартараро. Но главная цель Ducati была достигнута - Кубок производителей был взят здесь и сейчас, причем, весьма убедительно и безоговорочно!
Кубок производителей MotoGP достался Ducati за явным преимуществом
Если в 2020 году не Ducati выиграли Кубок, а Yamaha его проиграла, то в 2021 проект из Борго-Панигале наглядно доказал, что их прототип - Desmosedici GP21 - лучший в чемпионате MotoGP по всем параметрам. А ведь суть Кубка производителей, конструкторского чемпионата в этом и состоит - доказать превосходство технологий одного завода над другим. Это шах и мат. И похоже, что Луиджи Даль′Инья в целом был готов именно к такой развязке.
Потому что приходит на ум целая череда схожих ситуаций из прошлого.
Так было предсказано...
Сезон-2015, когда Yamaha Racing заявила о своей победе в MotoGP еще... в феврале, после тестов IRTA Sepang: Куити Тсудзи, лидер проекта M1 уже там четко видел будущее - проблему несоответствия характеристик мотор Honda RC213V новому шасси, что прощелкала вся заводская бригада HRC и Марк Маркес с Дани Педросой на пару.
Куити Тсузди, лидер проекта YZR-M1 предстказал Тройную Корону Yamaha в 2015 году
Затем был сезон-2018, когда ситуация перевернулась с ног на голову, и уже Альберто Пуч перед Гран-При Катара уверенно заявил о намерении вернуть Honda «Тройную Корону» по итогам года: он предвидел, что у пилотов Yamaha Racing будут проблемы, и пика эти проблемы достигли в августе - Маркес доминировал, Довициозо пытался навязывать борьбу, а Виньялес с Росси даже не имели шансов вмешаться в их игру.
Наконец, в 2020 году Yamaha проиграли Кубок еще до начала чемпионата из-за смены подрядчика в производстве компонентов ГРМ, что привело к выходу из строя целого ряда боевых двигателей, необходимости снижения пиковых показателей мощности ради надежности. Знать об этом заранее в Ducati, конечно, не могли. Но когда история всплыла, Борго-Панигале использовала все рычаги давления, чтобы перехватить инициативу.
Луиджи ДальИнья, директор Ducati Corse
На самом деле, уже в августе 2020 года было ясно, что Yamaha и Honda не будут участвовать в розыгрыше Большого Приза. Вице-чемпионство Франко Морбиделли - это истинное чудо, стечение обстоятельств, потому что он по контракту использовал моторы предыдущей спецификации, где не использовались дефектные клапаны, кроме одного, вышедшего из строя во второй уикенд сезона.
Вступая в 2021-й, в Ducati были уверены, что Yamaha не удастся решить все свои проблемы. Во-первых, сказалась заморозка разработки двигателей и аэродинамики. Во-вторых, лагерь Yamaha был ослаблен - Росси де-факто вышел из игры сильно раньше своего заявления об отставке, это было слишком очевидно. Луиджи Даль′Инья искренне верил, что Красная Армия обеспечит ему «Тройную корону» именно в этом году. Только феноменальная стабильность Куартараро смогла сорвать план. Но в теории, уже начиная с Гран-При Италии Ducati Corse могла перевернуть сезон в свою сторону. Достаточно было лишь назначить главного ставленника в схватке за титул - уже тогда.
Восьмерка пилотов Ducati в MotoGP 2022 года
Выводы сделаны. И Борго-Панигале потирает руки в ожидании атаки на Yamaha и Honda с удвоенной силой в 2022, ведь теперь на стартовой решетке будет сразу восемь Desmosedici - максимальное количество, которого не было никогда прежде с момента вступления Ducati в MotoGP в 2003.