МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Видео Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
MotoGP
Лента новостей
»
30 апреля 2020 в 15:48 | 53896
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Inside MotoGP: Time Keepers - Сколько человек нужно, чтобы зафиксировать результат Гран-При?

Пора возвращаться в строй! МОТОГОНКИ.РУ перезапускает серию эсклюзивных публикаций Inside MotoGP: как работает чемпионат мира по Мото Гран-При - взгляд изнутри. Сегодняшняя тема - хронометраж и результаты.

МОТОГОНКИ.РУ, 30 апреля 2020 - В наше время гонки Мото Гран-При стали очень и очень равными, а финиши - все плотнее и плотнее. С 2012 по 2019 год установлены рекорды близких финишей во всех трех категориях чемпионата, включая Королевский класс, где установить победителя все чаще и чаще трудно лишь со стандартными средствами фиксации результата.

Но прозрачность и точность результатов является визитной карточкой MotoGP испокон веков. Здесь используется самая точная система хронометража, которую дублируют и подтверждают несколько дополнительных систем.

Прозрачность результатов в MotoGP - визитная карточка Гран-При
Прозрачность результатов в MotoGP - визитная карточка Гран-При

Система фиксации результата, которую использует Dorna Sports для MotoGP состоит из четырех компонентов: собственно, системы хронометража; аналоговой системы, дублирующей ее работу; фиксации фотофиниша и дублирующей ее системы сверхбыстрой видеофиксации.

Система хронометража

Система хронометража на базе технологий AMB, которую мы используем на трек-днях и в гонках, например, на TrackRaceDays, построена по тем же принципам и на тех же компонентах, что и в MotoGP. Но есть отличия. И здесь, и там используется набор транспондеров, устанавливаемых на мотоциклы; считывающие «петли» - антенны, уложенные под асфальтом автодрома на глубине всего 5-7 см от поверхности; локальный сервер, который записывает поступающую информацию; и удаленный дата-центр, который принимает данные хронометража по Интернет-каналу и хранит их в исходном виде (своеобразный backup).

Транспондер AMB TranX DP на прототипе Мото Гран-При
Транспондер AMB TranX DP на прототипе Мото Гран-При

Разница между системами хронометража, которые мы используем на трек-днях, и MotoGP/WorldSBK заключается в двух пунктах. Во-первых, в мировых сериях транспондеры закреплены за каждым мотоциклом и прописаны в базу таймкиперов еще в начале сезона; это несъемные, стационарно закрепляемые на мотоциклах в строго определенных местах датчики AMB серии TranX DP (DP означает direct power, то есть прямое подключение к сети мотоцикла).

Более современный вариант стационарных транспондеров AMB для MotoGP
Более современный вариант стационарных транспондеров AMB для MotoGP

Во-вторых, Dorna устанавливает дополнительные ресиверы («петли») для более точного сбора информации между секторами. Координаты петель привязаны по GPS к точкам на треке для точности расчетов.

Петля времени

Обычно, на автодроме 5 основных петель, две из них врезаны в стартовую прямую. Две петли дополнительно устанавливаются на пит-лейне, чтобы фиксировать моменты заезда и съезда конкретного пилота на трек.

Но в MotoGP и World Superbike используют дополнительно до 10 ресиверов. Благодаря этому, мы можем видеть не только время прохождения секторов каждым пилотом, но и т.н. Intermediates - предварительное время сектора, которое получается путем расчета данных с GPS-датчиков в блоках телеметрии и показаний промежуточных петель. Ведь вся эта информация «belongs to Dorna» и стекается в единый дата-центр MotoGP, поэтому в любую секунду доступна - для телетрансляции или мониторинга!

Мониторинг заезда (треккинг)

Движение мотоциклов в системе мониторинга заезда (треккинга), которые мы можем видеть на своих экранах на российских автодромах - тоже проекция, она не отражает со 100% точностью позицию мотоцикла: эта позиция расчетная, основывается на скорости, динамике и привязывается к последней пройденной петле. Конечно, в MotoGP эти данные максимально сглаживаются ради качественной картинки. На трек-днях - нет.

Функция треккинга в официальном приложении MotoGP
Функция треккинга в официальном приложении MotoGP

В то же время, для обеспечения безопасности во время сессий и на гонках треккинг невероятно важен: так, хронометрист может отслеживать движение каждого пилота и видеть, если кто-то неожиданно остановился. Затем, наблюдатель из Дирекции обращает внимание на данный сектор (например, через систему видеонаблюдения) и, если вдруг произошел инцидент (все, что угодно, не обязательно падение, а просто остановка или выезд на траву), который по каким-то причинам пилот оказался вне поля зрения маршалов, дать соответствующий сигнал. Одновременно за ходом любого заезда (будь то свободные тренировки или гонка) следят, как минимум, 4 пары глаз помимо 30-ти пар глаз маршалов на дистанции, что существенно повышает уровень безопасности во время любого события.

Как фиксируется финиш

Хронометрист (Time Keeper) снимает данные с электронной системы - она является источником информаци для всего остального. Данные с транспондеров автоматически сохраняются на сервер при каждом прохождении петель на треке. Но чтобы «сессия» стала «гонкой», хронометрист должен дать «старт», а затем завершить сессию. Сессия завершается, когда последний участник заезда пересекает линию финиша именно на треке - это ключевой момент, поскольку на треке или сервисных дорожках могут находиться не завершившие заезд пилоты. В этот момент, рядом с хронометристом обязательно находится представитель Дирекции, который дает команду - когда можно завершать заезд. После этого, результаты фиксируются.

Рабочее место хронометриста MotoGP не слишком отличается от такого же на Moscow Raceway
Рабочее место хронометриста MotoGP не слишком отличается от такого же на Moscow Raceway: за «пультом» Жорди Саис

После 3-4 лет уточнения регламентов MotoGP и World Superbike, были определены четкие понятия, как считать, что пилот «финишировал» или все-таки «не завершил заезд» (DNF). Подробнее об этом можно почитать на МОТОГОНКИ.РУ - мы писали об этом многократно. Но главное, что на момент появления клетчатого флага над финишной прямой, пилот обязательно должен завершить круг - увидеть клетчатый флаг именно на финишной линии, проехав через финишную петлю, иначе он не попадет в итоговый протокол.

Параллельно с электронной системой, работает аналоговая - это автоматический матричный принтер, напоминающий кассовую ленту: на нем фиксируется в печатном виде каждая засечка; формат - текущее время, номер участника, сектор, время сектора, актуальное время круга.

Фиксирующий принтер дублирует информацию хронометража на ленте
Фиксирующий принтер дублирует информацию хронометража на ленте

Если электронный хронометраж по какой-то причине даст сбой, аналоговый будет работать автономно, так что хронометристы смогут восстановить картину гонки вручную, полагаясь на печатные данные.

** Эта система хорошо знакома российским кроссменам! Судьи МФР обычно сидят в автобусе у последнего поворота и вручную фиксируют номера проезжающих, сохраняя порядок «на всякий случай». Конечно, все перестает работать, если трек достаточно грязные, и номера перестают читаться - в этом случае МФР просто останавливает заезд, не важно, есть электронная система хронометража, или ее нет.

Официальная камера фиксации финиша MotoGP
Официальная камера фиксации финиша MotoGP

Момент прохождения пилотом каждого круга (финишной петли) фиксируется с помощью камеры фотофиниша, которую с 2010 года дублирует система видеофиксации сверхскоростной съемки с частотой в 10000 кадров. Система фотофиниша требуется по регламенту, но, разумеется, уже давно пользуются именно видео, а все картинки близких финишей MotoGP - это стоп-кадр записи.

Вот знаменитая победа Хорхе Лоренцо над Марком Маркесом в Муджелло 2016 года - как она выглядела на фотографиях и видео, и как ее видела система хронометража, в частности, фото- видеофиниш:

MotoGP: Победа Хорхе Лоренцо над Марком Маркесом на Гран-При Италии 2016
Та же победа Лоренцо на Гран-При Италии 2016 года глазами видеофиксации: 0.019 секунды
Финиш Гран-При Италии 2016 года глазами видеофиксации: 0.019 секунды

Сколько же человек требуется, чтобы зафиксировать результат Гран-При?

В Контрольной башне располагается большой штат сотрудников, и у каждого свои функции. Только в рубке хронометристов постоянно на протяжении уикенда дежурят от 7 до 10 человек. Трое - представители MyLaps, которые мониторят работу всей системы хронометража, решают вопросы, связанные с транспондерами и т.п. Два инженера следят за работой систем фото- и видеофиксации результата. Системный инженер Dorna следит за работой мобильного дата-центра, но еще есть непосредственно хронометрист автодрома, который работает на событии. Минимальный набор специалистов во время Гран-При - 7 человек. Но бывает и больше. Например, еще двое - это представители Dorna Sports и FIM, они выполняют роль контролеров. Представитель FIM в данном случае следит за соблюдением спортивного кодекса.

Но на самом деле, на этом дело не заканчивается.

Продолжение: Race Control - Что такое Дирекция гонок и как она работает в Мото Гран-При

Важные новости
 
История MotoGP: Ducati жонглирует красивыми цифрами - они это подгадали или так совпало?
История MotoGP: Ducati жонглирует красивыми цифрами - они это подгадали или так совпало?

Хорхе Мартин из Pramac Racing выиграл главную гонку Гран-При Португалии в минувшее воскресенье, и победа пилота под №89 стала 89-й победой Ducati в MotoGP! Однако, это далеко не первый случай, когда стартовый номер победителя совпадает со статистическим показателем у Ducati Corse... они это подгадывают или как?!
Детальный обзор: мотошлем ARAI RX-7V - почему его называют королем интегралов
Детальный обзор: мотошлем ARAI RX-7V - почему его называют королем интегралов

Мотосезон 2024 года, можно сказать, уже открыт, а значит на МОТОГОНКИ.РУ настало время тест-драйвов и детальных обзоров мотоциклов и экипировки, которые формируют образ современной мотоиндустрии! И сразу повысим ставки - начнем с обзора ARAI RX-7V: почему именно эта модель считается одним из лучших интегралов всех времен.
MotoGP 2024: Эспаргаро анализирует инцидент Маркеса-Баньяи в Портимао - кто должен уступить?
MotoGP 2024: Эспаргаро анализирует инцидент Маркеса-Баньяи в Портимао - кто должен уступить?

Самый возрастной пилот MotoGP Алеш Эспрагаро проанализировал нелепое столкновение между Пекко Баньяей и Марком Маркесом в 5 повороте Circuito de Algarve за несколько кругов до финиша Гран-При Португалии: кто по мнению ветерана Больших Призов должен был отступить?
СМИ: Сделка по продаже Dorna Sports состоялась - кто купил MotoGP?
СМИ: Сделка по продаже Dorna Sports состоялась - кто купил MotoGP?

Издание Financial Times сообщило, что сделка по продаже контрольного пакета акций Dorna Sports уже завершена, а официальное заявление сделают уже на Гран-При Америк, третьем этапе чемпионата мира по MotoGP 2024 года. Потому покупатель - американская компания. Кто же это - Liberty Media, владеющая правами на Формулу-1, или Warner Bros? Подробности ниже.
Баньяя просканирован и съеден - кто следующий? Педро Акоста уже готов к большим делам в MotoGP
Баньяя просканирован и съеден - кто следующий? Педро Акоста уже готов к большим делам в MotoGP

Педро Акоста совершил первое «ритуальное убийство» конкурента, и это не был Марк Маркес. Первым, кого показательно съел "Акула" Педро стал 2-кратный чемпион MotoGP, действующий чемпион и лидер заводской команды Ducati Пекко Баньяя. Акоста действовал настойчиво и агрессивно, как положено пилоту MotoGP, и как наставляла его команда. Баньяя просто выкинул белый флаг под его натиском, чтобы наломать дров позже.
Альваро Баутиста переписывает правила WorldSBK
Альваро Баутиста переписывает правила WorldSBK

Уже в субботу Альваро Баутиста дал понять, что в Барселоне он будет хорош. Возможно, не настолько, как в былые годы, но прорыв на подиум в первой гонке стал сигналом для соперников. Дела закрутились еще интересней на Superpole Race в воскресенье...
Мировой Супербайк - все гонки 2024: Superpole Race и 2 гонки WorldSBK - Barcelona-Catalunya
Мировой Супербайк - все гонки 2024: Superpole Race и 2 гонки WorldSBK - Barcelona-Catalunya

Чемпионат мира по Супербайку - World Superbike продолжается в Европе, на трассе Circuit de Barcelona-Catalunya. Смотрите воскресные заезды - Superpole Race и 2 гонку CatalanWorldSBK сезона 2024 года на МОТОГОНКИ.РУ от старта до финиша.
Технологии MotoGP в повседневной жизни: что такое квикшифтер, как он работает и сколько стоит
Технологии MotoGP в повседневной жизни: что такое квикшифтер, как он работает и сколько стоит

Большинство современных технологий управления мотоциклами - все родом из чемпионата мира по MotoGP. Суть Мото Гран-При всегда и сводилась к тому, чтобы стать испытательной площадкой для инноваций, которые затем выходили бы на дороги общего пользования. Одна из самых доступных и распространенных таких технологий - система быстрого переключения передач Quickshifter («квикшифтер»).
Гран-При Португалии: Акоста взял первый подиум, Хорхе Мартин - новый лидер MotoGP 2024
Гран-При Португалии: Акоста взял первый подиум, Хорхе Мартин - новый лидер MotoGP 2024

Невероятная по уровню борьбы и непредсказуемости гонка MotoGP состоялась в Портимао. В ней было абсолютно всё: смелость, умение, ошибки и стечение обстоятельств. Самое интересное начало происходить в конце... Отчет и результаты Гран-При Португалии МотоГП 2024 года.
MotoGP 2024: авария Пекко Баньяи и Марка Маркеса на Гран-При Португалии со всех ракурсов
MotoGP 2024: авария Пекко Баньяи и Марка Маркеса на Гран-При Португалии со всех ракурсов

Когда Дирекция MotoGP вызывала на ковер Давиде Тардоцци из Ducati Lenovo Team, менеджеру заводской команды задавали традиционный набор вопросов: как догонял, как подрезал... и так далее. Инцидент на Гран-При Португалии, возникший в результате очень острой и плотной борьбы Марка Маркеса и Пекко Баньяи - кто в нем виноват?
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 30 апреля 2020
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2024 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ. Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2024 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


1851534
годовая
аудитория
173669
читателей
за месяц
7317
прочитано статей
за сутки

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Видео Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2024

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message