МОТОГОНКИ.РУ, 29 марта 2022 - Гонки на Termas de Rio Hondo Circuit всегда были нетривиальными. С первого дня планирования и постройки автодром, подписания контракта, событие сопровождали какие-то странности. Иногда, запоминающиеся, а иногда откровенно шокирующие.
Автодром Termas de Rio Hondo
В Аргентине любят футбол, быстрые машины и мотоциклы. Когда-то эта страна была достаточно богата, чтобы позволить себе строительство гоночных трасс и больших стадионов в центре столицы. История Гран-При Аргентины по МотоГП берет начало в 1961 году, когда чемпионат впервые покинул Европу. Именно Аргентина стала первой страной за пределами Старого Света, где провели Королевские мотогонки, а не Япония или Австралия! Вот почему возвращение туда после длительного отсутствия было настоящей идеей-фикс для Президента Dorna Sports Кармело Эспелеты.
Ярно Дзаффелли представляет обновленный Termas de Rio Hondo Circuit
Гран-При Аргентины как проект был перезапущен в середине 2000-ных, для него должны были построить совершенно новый автодром. Идея о возвращении Мото Гран-При в Аргентину прошла на волне переезда в Южную Америку ралли-марафона «Дакар» - и то, и другое должно было в значительной степени изменить имидж и статус страны по мнению руководства. Причем, развивать столичный регион оно не планировало.
Инвестиции нашли для развития курортного региона провинции Сантьяго-дель-Эстеро - Термас-де-Рио-Ондо, что почти в 1200 км от Буэноc-Айреса, в самом центре страны, почти у границы с Чили.
Акутальная схема Termas de Rio Hondo
Автодром в Термас был изначально спроектирован и построен итальянской Dromo Circuit Design под руководством Ярно Дзаффелли в 2008. Но выяснилось, что трек совершенно не подходит для современного MotoGP: дизайн был слишком простым, притом, чрезмерно скоростным и опасным по европейским меркам. Когда промоутер MotoGP договорился с местными властями о проведении гонок, трассу реконструировали: в схему добавлена связка 1-2-3-4 поворотов вместо сверхскоростной прямой (из 1-го в нынешний 5-й поворот); полностью изменен дизайн 2-го сектора, подкорректирован 3-й; значительно отодвинуты отбойники, увеличены зоны вылета и так далее. Работы завершили осенью 2011 года, и Dorna незамедлительно подписала с автодромом 5-летний контракт с возвращением весной 2013... но этого не произошло.
В мае 2012 года Аргентина национализировала активы Repsol
Потому что 5 мая 2012 Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер подписала указ о национализации аргентинской дочки Repsol - YPF и YPF Gas S.A. Решение едва не переросло в серьезный международный конфликт, а ключевая команда чемпионата - Repsol Honda объявила, что будет бойкотировать этап. Без Honda Эспелета в Аргентину не полетел, надеясь на перемены через год-другой - и дождался!
Аргентина согласилась выплатить Repsol 5 млрд долларов компенсации, без возвращения активов. Аргентина теперь добывает и перерабатывает нефть и газ самостоятельно, а в Repsol переориентировали деятельность на другие рынки, что, в итоге, оказалось на руку обеим сторонам. Ну, а Dorna реализовала свой план.
При этом, Гран-При Аргентины было и остается для Dorna вторым по дороговизне и сложности логистики событием после Гран-При Катара, опережая Австралию и Японию.
Марк Маркес выиграл первую гонку Гран-При Аргентины на Termas de Rio Hondo
Первая гонка после 15-летнего перерыва состоялась 27 апреля 2014 года, доминировавший с начала сезона Марк Маркес возглавил подиум, его партнер по Repsol Honda Дани Педроса стал 2-м, а Хорхе Лоренцо на Yamaha замкнул ТОП-3, опередив Валентино Росси.
Дебютная гонка была образцово-показательной, вероятно, единственной из всех, которые прошли по-настоящему ровно и без приключений.
Продолжение: Видео история Гран-При Аргентины 2015 и 2016