МОТОГОНКИ.РУ, 27 декабря 2021 - ...однако же, главный соперник Фабио Куартараро в схватке за титул - Пекко Баньяя сразу после гонки на Silverstone признал, что «чемпионат был проигран заранее». Что все это значило и какие события привели к тому, что заводской проект Ducati поставил точку в затее взятия Triple Crown и переключился целиком на защиту Кубка конструкторов?
Пекко Баньяя признал поражение в битве с Куартараро за титул MotoGP
Виньялес: тайное становится явным
После неожиданной депортации Маверика Виньялеса из Monster Energy Yamaha MotoGP стала известна вся правда: Aprilia Racing действительно наводила мосты к испанцу, но Массимо Ривола не мог вести переговоры открыто и даже представить себе не мог, что его мечта воплотится так быстро. До окончательного расставания с Yamaha на Red Bull Ring он не мог обсуждать ничего конкретного, но на следующий день после Маверик уже подписывал предварительный договор с новой командой.
Маверик Виньялес перебрался в Aprilia
Итог - контракт на оставшиеся гонки сезона-2021 и 2-летний на роль призового пилота Aprilia Racing. И хотя Yamaha это нанесло непоправимый ущерб, Лин Джавис позволил Виньялесу начать работу в стане противника без промедления. По договоренности с FIM и IRTA, Виньялес должен был занять место травмированного Лоренцо Савадори в 5-ти гонках - в Арагоне, дважды в Мизано, Портимао и Валенсии. В планах была и поездка в Америку, но для Виньялеса она не сложилась. Это уникальный для современного MotoGP случай по всем параметрам, поскольку за последние 10-15 лет ни одного заводского пилота не отпускали вот так - легко...
Уверенность Yamaha
Единственная причина, по которой в Yamaha допустили всё это: Aprilia не представляет прямую угрозу для позиций японской компании.
Лин Джарвис, директор Yamaha Racing в MotoGP
В любом случае, всё это выглядело странным. С одной стороны, проект Yamaha терпел очередное фиаско, и такое легкое расставание с призовым пилотом в разгар схватки с Ducati было реальным нонсенсом: за всех отдувался Фабио Куартараро, а это был величайший риск. С другой, Джарвис был уверен, что Куартараро возглавлял кампанию по взятию чемпионского титула и даже мог принести Triple Crown! Аналитика стабильности Куартараро, помноженная на дисгармонию в атаке Ducati, указывала на тренд - как минимум, Фабио будет чемпионом.
Как бы неожиданная встреча старых знакомых: Лин Джарвис и Андреа Довициозо на MXGP в Маджорре
Понимая, что схватка за Кубок производителей в 2021 году немыслима без второго пилота уровня Виньялеса, Джарвис забросил удочку далеко в пруд и выудил оттуда Андреа Довициозо. История общения Yamaha с Дови полна теней. Их первая встреча состоялась в июле, во время каникул MotoGP на... мотокроссе в Италии, где Андреа и Лин встретились как бы случайно. Но факт, что в августе первым же действием после разрыва с Виньялесом было подписание контракта с Дови. Андреа не располагал перманентной лицензией MotoGP, но Yamaha могла оформить ему пять wildcard до конца сезона. Оформление контракта заняло более месяца, поэтому Дови пропустил Великобританию, Арагон и присоединился к Petronas Yamaha SRT только на Гран-При Сан-Марино, получив для ознакомления мотоцикл Франко Морбиделли.
Андреа Довициозо вернули в MotoGP
Морбиделли к тому моменту уже переводили из Petronas в заводской гараж. Хитрая рокировка заняла месяц, пока юристы колдовали над переписыванием договоров. Перестановки в Yamaha были риском с шансами на успех лишь 50/50. Джарвис понимал, что вступление Довициозо не принесет мгновенного эффекта, но надеялся, что Морбиделли реабилитируется быстрее и поможет с Кубком производителей. Или нет. Но в этом случае, как минимум, у Yamaha будет надежный состав пилотов на 2022 год без нового риска потерять самого ценного игрока в самый неожиданный момент.
Переломный момент для Ducati
Что, собственно, произошло в Silverstone? Несмотря на хорошие результаты квалификации и впечатляющий long-run на FP4, для Ducati гонка была проиграна еще до старта. Многие пилоты переменили свои решения о покрышках, стоя на решетке - суматоха была реальная! Асфальт оказался гораздо теплее, чем накануне, но недостаточно, чтобы убедить всех в выборе Hard-компаунда.
Суматоха со сменой резины перед стартом BritishGP
Но Ducati действительно просчитались: проблема заключалась в неверной оценке подвесочниками расхода резины.
Пекко Баньяя мог прервать успешную линию Куартараро, если бы команда последовала смелой идее, предложенной после FP4 - поставить передний Hard. Но на бумаге Medium выглядел лучше... Вот только Баньяя заскользил на 6-м круге после старта, а на 8-м его темп упал на секунду, а итог - 14 место вместо подиума. Миллер и Зарко также сбросили скорость к середине заезда, а Хорхе Мартин не проехал и круга.
Суматоха со сменой резины перед стартом BritishGP
На горячем асфальте скоростного Silverstone Circuit новые винглеты и lowering device Desmosedici GP21 создали избыточное прижимное усилие, так что новый Medium-компаунд Michelin поплыл через несколько кругов вместо ожидаемых 10-12. Основная нагрузка пришлась на длинную секцию после спуска с холма - почти 1.5 км на постоянном ускорении и с максимальным прижимным усилием не обоих колесах! Знать об этом заранее они не могли, всё проявилось именно в день гонки.
Важно: эта ошибка помогла Ducati сделать грандиозный шаг вперед и научиться извлекать из жесткой резины Michelin 100% ее потенциала. Вероятно, это было главное открытие сезона для Ducati. Но... оно пришло слишком поздно! Обо всем этом Баньяя разоткровенничался уже по завершении чемпионата в Валенсии. А в Великобритании он просто заявил только об одном: дуэль с Куартараро проиграна.
Поняв это, Даль′Инья объявил мобилизацию команд Ducati: начиная со следующей гонки, все работали на Баньяю и взятие Кубка конструкторов. И никакой внутренней конкуренции, если это могло навредить первым двум целям. Борьба допускалась только с соперниками из конкурентных команд. Стратегия сдерживания быстрейших соперников также вступила в действие - всё, как в Формуле-1...
Гонка, каких не было многие десятилетия
Гонка BritishGP 2021 года подтвердила статус уникального и самобытного события с самого старта.
Пол Эспаргаро стартовал с поул-позиции - это был первый реальный прорыв на борту Repsol Honda
Прежде всего, Пол Эспаргаро стартовал с поул-позиции. Он опередил Куартараро и Баньяю. Но самого Эспаргаро в тот момент особенно в расчет не брали, поскольку это был его первый реальный прорыв с начала чемпионата. Период обучения в Repsol Honda затянулся... Ну, и напрасно все так думали!
Старт Гран-При Великобритании 2021 года
Гонка началась инцидентом, в результате которого на асфальте оказались два потенциальных претендента на подиум: на первом же круге Марк Маркес не поделил поворот с Хорхе Мартином - оба покинули заезд. Их заруба была короткой, но эмоциональной. Мартин бросил вызов 6-кратному чемпиону MotoGP, и тот нереально возбудился. Да так, что допустил грубую ошибку, упав под колеса новобранцу!
Пол и Алеш Эспаргаро возглавили Гран-При Великобритании по MotoGP
Ба-ба-м!!! Вперед вырвались братья Эспаргаро. Для Пола и Repsol Honda Гран-При Великобритании стало первым реальным прорывом. Если бы Марк не переиграл сам себя в перепалке с Pramac, напарники по Repsol могли бы встретиться на подиуме. Вместо этого Полу пришлось разбираться со своим братом Алешем! Два родных брата, пилотировавшие мотоциклы Honda и Aprilia возглавляли пелетон, меняясь позициями. За их игрой было интересно наблюдать, понимая, насколько они любят и уважают друг друга, одновременно, осознавая всю ответственность перед своими командами! К счастью, Куартараро их спас от необходимости поиска компромисса.
Фабио следовал за ними неотступно. Вновь, как и во многих других гонках, для него складывалась ситуация, в которой не требовалось прыгать через голову для укрепления позиции в чемпионате: хотя шоу делали Эспаргаро, они не представляли угрозы для Фабио и Yamaha, и даже третьим на финише - Куартараро выигрывал!
Братья Эспаргаро долго сдерживали преследователей, пока Куартараро уезжал вперед
Тем не менее, на 5-м круге Фабио подловил братьев и захватил лидерство в гонке, обеспечив этим маневром себе уверенную победу. Это был очень хорошо просчитанный шаг. Пол и Алеш не могли держать его темп, и этим оказывали Yamaha большую услугу - очень долго сдерживали накативших сзади Suzuki и Ducati. В конечном счете, Пол сдался под натиском Алекса Ринса и Джека Миллера.
Исторический финиш Гран-При Великобритании
Куартараро без проблем доехал до клетчатого флага. Ринсу также удалось пройти Алеша Эспаргаро, так что Suzuki стал 2-м. На последнем круге Джек Миллер тоже настиг Aprilia, но Алеш сдержал атаки Ducati и принес Ноале первый подиум, что стало настоящей сенсацией.
Алеш Эспаргаро принес Aprilia Racing первый подиум MotoGP в августе 2021 года
Развязка Гран-При Великобритании 2021 года в целом оказалась исторической: в ТОП-6 на финише завершили заезд представители всех шести марок мотоциклов MotoGP - Yamaha, Suzuki, Aprilia, Ducati, Honda и KTM, на котором замкнул шестерку Брад Биндер. Такого не случалось в новейшей истории MotoGP, а за всю более чем 70-летнюю историю чемпионата подобное в Королевском классе GP500 случилось однажды - на Гран-При Югославии 1972 года.
Исторический финиш и подиум Гран-При Великобритании: 3 разных мотоцикла на подиуме, 6 разных мотоциклов в ТОП-6
Далее, несмотря на проблемы с держаком, Жоан Мир все-таки смог финишировать выше Баньяи, что позволило действующему чемпиону MotoGP вернуться на 2-ю строчку в чемпионате, подвинув Зарко и Баньяю.
Фабио Куартараро выиграл Гран-При Великобритании и достиг 65 очков преимущества на 2-м в списке
Куартараро сиял: большую часть работы за него делали другие. Yamaha Racing вернула себе доминирование во всех трех зачетах чемпионата: Фабио возглавлял личный с 65 очками преимущества, Yamaha опередила на 9 очков Ducati в Кубке производителей, а Monster Energy Yamaha MotoGP возглавила командный чемпионат.
Но уже начиная с Гран-При Арагона ситуация стремительно поменялась.