МОТОГОНКИ.РУ, 24 сентября 2020 - Как бы это ни казалось странным, но Испания одна из самых молодых стран в MotoGP. Чемпионату мира по Мото Гран-При уже 70 лет, но испанцы всерьез взялись за дело только в конце 90-ых и начале 2000-ных, когда права на чемпионат перешли в руки Dorna Sports, базирующейся в пригороде Барселоны. Программы развития мотоспорта как индустрии, появившиеся в Испании, были созданы под большим давлением со стороны Dorna, а не RFME (Королевской Федерации Мотоспорта - аналога нашего МФР). RFME всегда была ориентирована на любительские серии, хотя и имела необходимые рычаги для развития профессиональных. Тем не менее, лишь Dorna удалось создать настоящую индустрию мотоспорта в Испании, и самый бурный рост пришелся на период 2005-2015. Сейчас же Испания - №1 в мире мотоспорта, и единственный реальный путь на Олимп славы, в Большие Призы.
MotoGP CatalanGP - Гран-При Каталонии 2019 - Особая фотосессия в честь 70-летия Мото Гран-При
перейти в фотогалерею
Именно в Испании за этот период появилось больше всего новых трасс мирового уровня. Еще один факт: самой "старой" трассой в календаре MotoGP из испанских теперь является Circuito de Jerez, где Гран-При проводится 35 лет подряд. Трассу строили специально для MotoGP и с большим участием Dorna, которая и сама выступила инвестором, и нашла других. Итог этого - более чем 10-кратный рост города Хереса-де-ла-Фронтеры и преобразование региона Андалусия из малоизвестного аграрного региона национального уровня в мировую Мекку мотоспорта.
Motorland Aragon, ставший национальным проектом развития региона Арагон, был инспирирован Dorna. Под Барселоной появилось несколько новых автодромов за последние 5-7 лет, и 1-2 из них претендуют на то, чтобы в ближайшее время постучаться в двери к MotoGP.
Гран-При Каталонии по MotoGP
Но Circuit de Barcelona-Catalunya - особый случай. Прежде всего, потому что, что трассу строили не для MotoGP, а для Формулы-1. Но опять же, проект был инспирирован Dorna, только в те годы, когда компания еще не была разделена Евросоюзом на две, а промоутировала Большие Призы единолично - и F1, и MotoGP. Трасса под Монтмело построена в 1992 году и приняла первый Гран-При Каталонии в том же году. То есть, в этом году будет 29-й сезон в истории автодрома.
Особенность Barcelona-Catalunya состоит в комбинации скоростных прямых, длинных тягунов и довольно крутых поворотов, которые, впрочем, до реконструкции 2018 года не ломали темп пелетона (реконструкция снизила темп почти на 0.5 секунды - и это была цель). Для инженеров команд Каталония всегда была большим вызовом с точки зрения поиска баланса в настройке шасси - между поведением мотоцикла на агрессивном торможении и стабильности на высокой скорости. Чаще других, компромиссов удавалось достичь именно Yamaha.
До наступления эры MotoGP в 2003, в GP500 три года подряд после инаугурации автодрома пилоты Yamaha доминировали: в 1992-93 гонку выиграл Уэйн Рейни, а в 1994 - Лука Кадалора (тот человек, который два года тренировал Валентино Росси). Сам Валентино Росси доминировал в Монтмело с приходом в Yamaha Factory Racing, взяв первую победу в 2004 и подтвердив свой уровень в 2005 и 2006.
В 2009 году у Росси с Лоренцо состоялась эпичная дуэль в Барселоне, закончившаяся блистательным маневром Валентино при выходе из последнего поворота, который принес ему победу над молодым претендентом. А победа привела Доктора к 9-му по счету титулу. Потом наступил долгий перерыв, но в 2016 году Валентино Росси снова выиграл Гран-При Каталонии, что стало для его соперников большим сюрпризом. Ибо после 2009 года в Барселоне доминировал другой пилот Yamaha - Хорхе Лоренцо (2010, 2012, 2013 и 2015).
Иными словами, с 2004 года - и по сей день за Yamaha числится 8 побед или 50% всех гонок
Пилоты Honda принесли заводу 11 побед в Монтмело, но большая часть из них была оформлена на 2-тактных прототипах с 500-кубовыми двигателями, в том числе, и Валентино Росси (в 2001 и 2002). С наступлением эры MotoGP, Honda долго проектировала и переделывала RC-V, и более-менее нормальная версия появилась только к 2006 году. На 990-кубовой версии прототипа завод не выиграл ни одной гонки в Монтмело.
Первая победа была оформлена Дани Педросой уже на RC212V в 2008, а Кейси Стоунер закрыл тему 800 куб.см. в 2011. С приходом Марка Маркеса в 2013 году ситуация изменилась не сильно: Марк взял заслуженную победу в 2014, а в 2019...
Прошлогодняя гонка за Большим Призом Каталонии стала самой нетривиальной. Свою роль в ней "на отлично" сыграл новобранец Repsol Honda, партнер Маркеса - Хорхе Лоренцо. Перед Каталонией Хорхе по какой-то только ему понятной причине почувствовал «уверенность» в своих силах на борту RC213V и дал жару перед 10-м поворотом в самый разгар схватки.
Привет от Лоренцо!
Лоренцо допустил катастрофическую ошибку и, не рассчитав ход, завалился прямо под соперников - вся группа преследователей Маркеса, включая Довициозо, Виньялеса, Росси и Петруччи, оказалась на боку! Маркес в момент торпедирования уже вошел в поворот, так что ему ничего не угрожало. К сожалению для Довициозо и Ко., этот инцидент по сути своей привел Маркеса к новому титулу.
Но сегодня речь о пилотах, которые в новейшей истории MotoGP не выиграли ни одного Большого Приза здесь - о Suzuki
Лучшим результатом Suzuki является 4-е место Алекса Ринса в гонке 2019 года. До прихода Ринса в Suzuki, да и вообще, до смены вектора заводской разработки в сторону рядного 4-цилиндрового двигателя GSX-RR аналогичного результата добивался Джона Хопкинс на GSV-R в 2006 и 2007. Но GSV-R радикально отличается от GSX-RR по ряду параметров. И Suzuki GSX-RR поколения 2020 года открывает перед Алексом Ринсом и Жоаном Миром совсем другие перспективы.
Чтобы понять, что изменилось в 2020 году, достаточно посмотреть характеристики Circuit de Barcelona-Catalunya и понять, где и чье кунг-фу сегодня сильнее.
Инфографика Гран-При Каталонии 2020 MotoGP от Brembo
По рейтингу Brembo, Монтмело является третьей трассой в календаре по нагрузке на тормоза после Red Bull Ring и Sepang International Circuit. На Circuit de Barcelona-Catalunya 10 тормозных секций, четыре из которых имеют пометку «Very hard», два - «Medium» и четыре - «Light». Три поворота представляют самую сложную задачу для инженера и пилота - это Т1, Т4 и Т10. Еще два - Т7 и Т5 нагружают тормоза достаточно агрессивно, но непродолжительное время.
В Т1 на дистанции всего в 275-290 метров требуется замедлить мотоцикл с 340 до 100 км/ч. В новом Т10 нужно замедляться с 264 до 66 км/ч. В Т4 с 240 до 100 км/ч. На протяжении гонки в 24 круга, соответственно, тормоза напрягаются очень и очень жестко 72 раза и суммарно находятся в этом состоянии 360 секунд (10 минут) - почти четверть времени всего заезда! Кроме того, что сам пилот испытывает среднюю перегрузку в 1.3-1.5G, мотоцикл может подкинуть ему проблем, как произошло с Виньялесом на Red Bull Ring.
Проблемы с тормозами и двигателями Yamaha гипотетически могут повториться в Монтмело, и этого очень боятся в обоих гаражах завода
Как было объяснено после Red Bull Ring, нехватка скорости, вызванная необходимостью ограничить пик оборотов YZR-M1, напрямую связана с увеличением нагрузки на тормоза. Таким пилотам, как Виньялес, Куартараро и Росси требуется больше усилий, чтобы сдерживать соперников на прямых. Усилий, в особенности, на торможении перед поворотами: тормозить надо гораздо жестче и позднее, чтобы иметь возможность обгонять или сокращать расстояние до соперника, который до того увеличил отрыв за счет большей скорости, развитой мотором. Одна лишь проблема: тормоза - суппорты, колодки и диски - у всех одинаковые, ибо по тех.регламенту MotoGP Brembo больше не может производить эксклюзивные компоненты! Там, где пилоты Ducati и KTM расслабленно дефилируют, тот же Виньялес вынужден ехать «на ушах».
В Монтмело у Yamaha всегда было преимущество в длинных дугах из-за высочайшего и стабильного corner speed. Но теперь такая же скорость там есть в KTM и Suzuki, - в особенности, у Suzuki! Секрет хороших результатов GSX-RR в 2020 году в том, что этот мотоцикл очень близок по своим характеристикам к Yamaha M1: у них одинаковый форм-фактор двигателя - рядная «четверка», которая дает идеальную плавность, а в сочетании с хорошим шасси, и тот самый corner speed. Сегодня у Suzuki нет ни одной проблемы, которые есть у Yamaha. Но есть все их плюсы. У Алекса Ринса и Жоана Мира в руках почти идеальное оружие победы, которое позволяет им уже сегодня восходить на подиум в каждой гонке. Не хватает малого - уверенности пилотов и этого страстного желания - выиграть, побив всех остальных. Дебютная победа может перевернуть сознание Жоана Мира, сделав его реальным конкурентом в схватке за титул уже в 2020 году. Ринс сейчас страдает от последствий arm pump, что его сдерживает уже третью гонку подряд.
Стиль пилотирования Франческо Баньяи позволил ему изменить - улучшить поворачиваемость Ducati. При этом, Desmoserici по-прежнему имеет ряд недоработок, ключевой из которых остается именно недостаточная поворачиваемость. Но боссы Ducati решили, что Баньяя является их «волшебной пилюлей» - решением всех проблем. Довициозо и Росси в этом не уверены. Но Довициозо больше не комментирует ситуацию с Ducati, ибо сам уже вне игры.
Дуэль ученика и учителя - Баньяи и Росси на Гран-При Сан-Марино
Росси же после Гран-При Сан-Марино сказал так: «Потрясающий стиль Пекко позволил ему ехать в поворотах быстрее всех Ducati! Но это лишь примочка, ибо Desmosedici остался прежним, и другие пилоты испытывают прежние трудности. Я рад за Баньяю, как за своего ученика - он достиг больших высот. А за Ducati мне переживать ни к чему».
У Ducati есть 5 рекордов скорости в Монтмело, все установлены на главной прямой, где Desmosedici временами демонстировал преимущество над Yamaha в 15 км/ч. Каким будет отставание YZR-M1 в этом году, узнаем на FP1. Если снижение оборотов Yamaha приведет к дефициту хотя бы в 10 км/ч, это будет очень тяжелая гонка для всех четырех пилотов завода.
Жаль, что Марк Маркес не смог вернуться к домашней гонке. Honda вновь будет выступать в меньшинстве, к тому же, очень ослабленном: из четверки пилотов с заводским контрактом HRC в строю остались только Такааки Накагами, который пилотирует RC213V модели 2019 года, а также Штефан Брадль, который еще неизвестно, сможет ли вообще выйти на старт из-за проблем с невралгией. Участие Кратчлоу под вопросом.
А у KTM, Suzuki и Ducati подобных проблем нет!
Пол Эспаргаро, Жоан Мир и Франческо Баньяя будут стараться изо всех сил пополнить список победителей MotoGP 2020 года. Это хорошая мотивации для каждого из них.