МОТОГОНКИ.РУ, 23 января 2016 - Совершив небольшую революцию в отделе разработки Ducati, Даль‘Инья пошел до конца и, сломав прежнюю модель работы в заводских проектах, тут же получил ошеломляющий результат: оба мотоцикла - прототип MotoGP D16 GP15, разработанный, фактически, с нуля после прихода нового ведущего инженера, а также 1199 Panigale R для World Superbike задышали полной грудью. Первое, что сделал Даль‘Инья, когда вошел в гараж Ducati Factory MotoGP, наладил информационные потоки между отделом R&D, расположенным в Борго-Панигале, и командой разработчиков на треке. Следом за этим, он реструктуризировал Ducati Corse таким образом, что обе бригады (на базе и на треке) стали работать, как единое целое. Главная проблема Ducati - слишком затянутые сроки разработки перестали беспокоить команду, внедрение обновлений стало происходить каждые 2-3 раунда чемпионата, а не два раза в сезон.
В 2015 году Ducati трижды обновляла Desmosedici: на тестах IRTA Sepang-II, на тестах в Хересе и в Барселоне; во второй половине года обновления уже касались эволюционной модели, ориентированной на использование шин Michelin и новой электроники. Результаты работы, которую вел Даль‘Инья с ноября 2014 года, налицо: пилоты Ducati регулярно поднимались на подиум, это удалось даже Данило Петруччи из саттелита Pramac Racing (в дождевом Гран-При Великобритании).
Что удалось решить разработчикам, так это создать новое, более гибкое и подконтрольное пилотам шасси, благодаря чему они избавились от столь беспокоящего хронического недоруливания (understeering - когда мотоцикл не желает входить в повороты и следовать заданной пилотом траектории, стремясь уйти на внешний радиус). Создав новое шасси, инженеры Ducati взяли под контроль мощь двигателя Desmosedici. D16 всегда был быстрым байком: в 2013 и 2014 годах множество рекордов скорости на свободных практиках и квалификациях фиксировали именно пилоты Ducati. В 2015 году высокая пиковая скорость помогала Андреа Довициозо и Андреа Янноне биться на равных с заводскими Yamaha и Honda и бить их на прямых, но что важнее, абсолютная скорость стала трансформироваться в рекорды круга - средняя топовая скорость на круге тоже возросла!
MotoGP 2015 Prototypes - Ducati Desmosedici GP15: Andrea Iannone
Кликните на изображение, чтобы перейти в фотогалерею
Но пилоты заводской Ducati неоднократно говорили, что в конце длинных прямых, легко обойдя соперников на RC213V и YZR-M1, им приходилось тяжело: перед поворотами японские прототипы лучше замедлялись и быстрее меняли направление.
"Это правда, что в прежние годы мы уделяли внимание аэродинамике мотоциклов недостаточно внимания, - отметил Даль‘Инья. - И в этом году я намерен сконцентрировать усилия на поиске рабочих решений, которые помогли бы нам улучшить характеристики Desmo. Некоторые из них мы опробовали еще в 2015, и мы остались довольны улучшениями, которые получил. Будем развивать это направление деятельности".
Инженер, создавший один из лучших супербайков современности - Aprilia RSV4, ставший чемпионским трижды, намерен довести дело, начатое весной 2015 года в Катаре. На финальных предсезонных тестах MotoGP мотоцикл Андреа Довициозо впервые украсила пара "элеронов" - небольших крылышек, которые способствовали повышению прижимной силы на ускорении и замедлении на front-end, что улучшило не только характеристики разгона, снижению количества wheelie на старте, но также улучшило тормозные характеристики GP15. Но этого недостаточно. Дизайн крылышек менялся по ходу сезона дважды. На Гран-При Германии дебютировал дизайн двойных элеронов, который затем применялся командой на гонках, начиная с Гран-При Японии. Глядя на соперников, и в Yamaha решили поэкспериментировать со спойлерами (на мотоцикле Хорхе Лоренцо).
"Думаю, что к финалу чемпионата мы пришли к некому финальному дизайну аэродинамического обвеса. Я сомневаюсь, что есть смысл увеличивать число спойлеров, - добавил Джиджи. - На предстоящих тестах - не в лаборатории, а на треке - нам нужно будет лишь улучшать детали и работать над общим улучшением обтекаемости прототипа".
Это уже было в 2010 году: Кейси Стоунер и его GP10
На самом деле, в Ducati уже дважды, еще при Филлипо Прециози прибегали к установке боковых спойлеров на Desmosedici. Стоунер выступал с такими в 2010 году, а в 2011 карбоновые винглеты появились и на мотоциклах Валентино Росси и Никки Хейдена. Но использовались не постоянно.
FIM и Dorna внесли определенные дополнения в технический регламент MotoGP 2016 года, ограничив применение спойлеров на мотоциклах и задав новые стандарты безопасности. Логично предположить, что выпирающие, жесткие и острые, как клинок, карбоновые "крылышки" способны нанести серьезные травмы другим пилотам при неудачных авариях. Поэтому FIM определила минимальную толщину спойлеров в 2.5 мм и обязала производителей сглаживать углы и кромки. Перед стартом сезона, когда Технический директор чемпионата будет проводить финальную омологацию прототипов, внешний вид аэродинамического обвеса зафиксируют для протокола: "крылышки" в 2016 году должны стать неотъемлемой частью пластиковых обтекателей, а не дополнением на заклепках, как было в минувшем году. Но в Ducati к этому уже готовы.
Интересно, пойдет ли Yamaha Factory по тому же пути? На презентации команды в Барселоне ни байк Лоренцо, ни Росси не были оснащены спойлерами, как в Мизано и Валенсии. Прототип Хорхе Лоренцо с "крылышками" также был выставлен на всеобщее обозрение на Миланском Мотосалоне EICMA-2015, так что все желающие смогли увидеть, как выглядят эти спойлеры вживую.
История со сплойлером
Как развивалась идея применения "winglets" - от тестов Ducati на IRTA в Losail International до чемпионского Yamaha M1 в Милане.
MotoGP, 2015 год, Qatar IRTA Tests - Ducati Corse впервые в этом году установила на мотоцикл Довициозо пару спойлеров. Луиджи Даль`инья на вопросы журналистов отвечал уклончиво: неизвестно, будем ли мы применять их в гонках, на Гран-При Катара... скорее всего нет... - говорил ведущий инженер компании.
Кликните на изображение, чтобы перейти в фотогалерею
И спойлеры появились на мотоциклах обоих пилотов Ducati не только в Катаре, но и на остальных этапах! На Гран-При Германии в Sachsenring фотографы запечатлели эволюционную версию винглетов.
Кликните на изображение, чтобы перейти в фотогалерею
Эта эволюционная версия появилась в Sachenring, но затем пропала и вернулась в Twin Ting Motegi, на Гран-При Японии: теперь их - три пары! Эксперименты продолжаются.
Кликните на изображение, чтобы перейти в фотогалерею
И как же обойтись без карикатур!
EICMA-2015 - MotoGP Bike Porn: Yamaha YZR-M1 MY15 Хорхе Лоренцо - именно в такой конфигурации он выступал, начиная с эксперимента в Мизано. В Мотеги спойлеры новой формы протестировал для Yamaha Катсуаки Накасуга, и в Валенсии Лоренцо применил их.
Кликните на изображение, чтобы перейти в фотогалерею