МОТОГОНКИ.РУ, 2 января 2022 - Судьба осенней трети сезона-2021 определилась только в конце августа. Стало очевидно, что Termas de Rio Hondo не успеет восстановить инфраструктуру после грандиозного пожара, полностью уничтожившего главное здание аргентинского автодрома. Судьбы Гран-При Японии, Таиланда, Малайзии и Австралии вновь определили последствия пандемии.
Япония отменила все крупные мероприятия после Олимпиады, опасаясь новой волны Covid-19. Представители Twin Ring Motegi уведомили Dorna, что гонка откладывается на следующий год. ThaiGP теоретически могли провести в октябре: у правительства страны были планы открыть границы для иностранцев, так или иначе, это был большой риск и событие просто не успели бы подготовить. Гран-При Малайзии отменили из-за невозможности допуска зрителей в условиях продолжающихся мер сдерживания пандемии.
Заокеанский тур сократили до одного события
Австралия отменилась в последний момент: ждали решения правительства об открытии страны с отменой 14-дневного карантина. Власти решили открыться в декабре (тогда про омикрон и новую волну еще ничего не знали), а расширение календаря MotoGP до декабря было невозможно. Dorna договорилась с Misano World Circuit о проведении второй гонки вместо Малайзии, а несостоявшееся событие в Австралии решили заменить на вторую гонку в Портимао - формат календаря удалось сохранить более-менее в полном объеме.
Из всех заокеанских событий провести смогли только Гран-При Америк, поскольку Circuit of the Americas и власти Остина подготовили почву для этого с апреля. Более того, на трибуны COTA планировалось пустить, как минимум, 15000 зрителей. Позже было объявлено о безлимитном доступе на трибуны.
Для MotoGP - всего паддока - поездка в Штаты стала глотком свежего воздуха. В буквальном и переносном смысле. Представьте: десятилетиями чемпионат по Мото Гран-При был поистине всемирным, и многие инсайдеры работали в нем, чтобы путешествовать, изучать новые страны и континенты. Глобальное путешествие MotoGP было неотъемлемой частью шоу, и вот, на два года чемпионат оказался заперт в Европе!.. Нет, поездка в Америку была очень важна с психологической точки зрения. Просто необходима. В Dorna это осознавали. Для гонщиков и команд, а большинство их все-таки европейцы, это было первое за 2 года большое путешествие - новые воспоминания, новые эмоции.
Фабио Куартараро абсолютно спокоен
В то же время, в Dorna понимали, что AmericasGP обойдет вдвое дороже обычного из-за отказа от Аргентины. Но на эти убытки промоутер согласился ради восстановления репутации чемпионата.
И американский этап удался почти на 100%. Кроме одного момента: 25 сентября на этапе World Superbike в Хересе произошла очередная трагедия в младшей категории (WSS300). В массовой аварии в 1-м повороте Cirucuito de Jerez погиб молодой гонщик, и не абы кто, а младший брат Маверика Виньялеса - Дин. Под воздействием эмоций после этого Маверик отказался лететь в Штаты, Aprilia Racing поддержала его. Но не отсутствие Виньялеса нависло тенью над паддоком.
Большой крэш в гонке Moto3 вынудил Дирекцию остановить заезд
Последствия гибели Дина сказались на Гран-При Америк дважды. Во-первых, перед началом уикенда все разговоры только и были о том, как сделать гонки безопаснее, и какими агрессивными и безбашенными стали молодые спортсмены. Дирекция MotoGP и FIM подверглись массовой критике, как со стороны паддока, так и со стороны общественности (ее представляли аккредитованные журналисты) - за бездействие и молчаливое поощрение всё повышающего уровня накала в борьбе в Moto3. Во-вторых, Дирекции пришлось пожинать плоды своего бездействия уже в самой гонке Moto3 на COTA. Там произошло сразу две массовых аварии подряд, в одной из которых едва не лишился жизни лидер чемпионата Педро Акоста. В том завале на большой скорости только чудом никто не пострадал!
Но все ждали гонку Королевского класса, и она позволила немного отстраниться от негатива.
Марк Маркес возглавил первый день AmericasGP и подошел к гонке в нужной позиции
А вышло так, что Марк Маркес и Repsol Honda вернулись в Техас, чтобы зажечь на всю катушку. С 2013 года Маркес доминировал на Circuit of the Americas, подобно тому, как он делал это и в Sachsenring. Ожидания были высокими. После схватки за победу в Арагоне и поражения в дуэли с Баньяей, Марку требовался реванш.
Надо отметить, что в 2016 году Техас здорово трясло. Отголоски землетрясения докатились до Остина, да так, что в бетонной подушке автодрома появились трещины и сдвиги, которые сказались на гладкости асфальта COTA. Кочки появились впервые в 2017, а к 2019 году критика пилотов MotoGP достигла апогея, под давлением со стороны FIM и Dorna автодром пошел на перекладку асфальта в паре секторов во время паузы между событиями в 2020. Однако это не слишком помогло, потому что кочки остались на тех же местах, только стали чуть менее выраженными. 2-3, 10-й повороты и череда виражей в финальном секторе - там не просто асфальт надо было менять, а выравнивать верхний слой бетона!
Марк Маркес отметил жуткое состояние асфальта, даже после ремонта
Тренировочный день Гран-При Америк прошел в изучении новых траекторий. По сути, теперь гонщики MotoGP ехали по другим линиям, чтобы не подвергаться риску неожиданной встряски и падения в результате этого: старые, привычные траектории больше не работали. Марк Маркес возглавил протокол первого дня, но обойти вниманием состояние асфальта не мог - его трижды подкидывало, и он трижды чудом ловил свой байк. В общем, выглядел весьма напряженным, несмотря на хороший старт уикенда.
В субботу все ускорились. Сказался новый опыт. Плюс, асфальт, уложенный зимой, действительно обеспечил неплохой держак. FP4 стала определяющей по всем параметрам для гонки, и на квалификацию лидеры чемпионата вышли с намерением, может быть, даже побить действующий рекорд.
Марк Маркес намеревался стартовать с поула, но ухабы COTA подловили его в самый неподходящий момент: за минуту до финиша Q2 Марк поймал опасный хайсайд, который легко мог выкинуть его в отбойник. Маркес удержал мотоцикл, но быстрый круг запорол и повторить не смог.
Франческо Баньяя стартовал с поул-позиции в Остине
Франческо Баньяя возглавил квалификацию. На последнем круге он был настолько быстр, что оторвался от преследователей почти на 0.4 секунды. В конечном счете, Куартараро стал вторым, а Марк замкнул заглавную линию решетки.
В общем, на старте складывалась весьма взрывоопасная ситуация!
Старт AmericasGP 2021 года
Но Маркес не позволил соперникам развить ее. Вместо этого, Марк показал себя прежнего, невероятного и непостижимого. Схватки один на один с Баньяей, как таковой, и не было: Repsol Honda завладел ситуацией сразу и пошел в отрыв. Куартараро незамедлительно выполнил программу-минимум, сев 6-кратному чемпиону MotoGP на хвост. Фабио даже не пытался догнать Марка, поскольку ему важнее было, что Баньяя проиграл уже на первом круге и тащился у него в хвосте.
Марк Маркес провел гонку в доминирующем стиле, привычном для него - он вернулся на 100%!
Стартовавшие из-за спины у Пекко Хорхе Мартин и Алекс Ринс насели и Баньяю, так что ему больше пришлось защищаться, нежели планировать атаки. К тому же, для Ducati гонка вышла не слишком удачная: неожиданно не оказалось преимущества над соперниками, какое демонстрировали в Арагоне и Мизано. И кривой асфальт COTA сыграл в этом роль - Баньяе приходилось аккуратно выбирать места входа в повороты, что ломало ему темп. Те, кто решил ломиться напролом, упали. Например, Жоан Зарко и Алеш Эспаргаро.
Алеш Эспаргаро грохнулся трижды на кочках COTA по ходу уикенда
Куартараро был откровенно рад 2-му месту, это фактически обеспечило ему титул: если Баньяя не сокращал отставание в каждой гонке, шансы на победу в чемпионате повышались кратно оставшимся этапам, а их после Остина осталось только три! В Yamaha уже начали подсчитывать, какие условия могу обеспечить Фабио победу в Мизано или Портимао, а какие - Кубок конструкторов в Валенсии.
Марк Маркес и его пончик
Марк Маркес вновь вернулся на вершину подиума в знаменитом шерифском головном уборе и... с пончиком во рту.
Что за пончик такой и откуда он взялся? Перед началом уикенда Alpinestars, общий технический партнер и спонсор организовал для Марка Маркеса встречу с гонщиком AMA Motocross Джетом Лоуренсом на трассе по минибайку. Оба оседлали мотоциклы класса MiniGP и погоняли на камеру.
Челлендж для Марка
Причем, каждый должен был затем придумать другому челлендж. Маркес как победитель гонки на минибайках придумал для Лоуренса такую забаву - станцевать на стартовой решетке перед гонкой: Джет был приглашен на AmericasGP как VIP-гость и исполнил свой зажигательный танец перед стартом. Но Маркесу предстояло выбрать одно из двух: в случае, если взойдет на подиум в этот, либо съесть пончик, либо станцевать. Марк признался, что танцевать не умеет. А вот на пончик соблазнился! И этот занимательный момент стал интересным украшением уикенда.