МОТОГОНКИ.РУ, 18 июня 2022 - Общаясь с журналистами после завершения тренировочного дня Гран-При Германии, Пол Эспаргаро отметил, что команда пришла к выводу, что между всеми хайсайдами, которые произошли за последние 4 месяца, есть одна общая деталь - это задняя покрышка, которая поступила в оборот какой-то команды, находилась на грелках в течение уикенда, но поскольку не была ни разу установлена на мотоцикл, по регламенту вернулась обратно на склад Michelin Motorsport.
«Первое падение - это была точно моя ошибка, я передавил front-end, и потому колесо слизнуло - тут все ясно: трек еще не был достаточно готов, мы мало резины оставили на траекториях. Я должен был это учесть. Но второе падение - это вопрос».
Падение было достаточно жестким, в первую очередь, для мотоцикла Пола: шасси получило очевидные повреждения, причем, Repsol Honda не смогла восстановить его - не хватило определенных деталей. Ведь это было новое шасси, с тестов в Барселоне!..
«В этот раз это был совершенно новый Hard, заранее прогретый с другого этапа, хотя мы точно не знаем, с какого или даже с каких. Я вообще хотел ее исключить из своего набора. Мне нужно было на ней всего три круга проехать, но я не смог - грохнулся. Это был медленный крэш, и потому мне трудно понять, почему он произошел» - рассказал Эспаргаро.
Перед Michelin уже ставили этот вопрос: могут ли колесные грелки, которые поддерживают температуру резины на уровне 90 градусов в течение нескольких часов, запустить внутренние процессы полимеризации компаунда, что в свою очередь могло бы нарушить его стабильность? Ответ, который дал Пьеро Тарамассо еще в апреле - «нет, никаких изменений в компаунде не происходит». Тарамассо ссылался на лабораторные исследования, которые проводили французские гоммисты на базе Michelin в Клерман-Ферранде.
Но точно ответить на этот вопрос не может даже Тарамассо, поскольку обширных молекулярных исследований с конкретными покрышками, ставшими причиной срывов, никто не проводил. Да и нет тут никакой системы, считает Пьеро: «Все зависит от условий, в которых команды хранят и прогревают резину - все делают это по-разному, по-своему. Во-первых, информация конфиденциальная. Во-вторых, мы не можем проводить такие исследования после каждой гонки».
Джек Миллер отметил, что сегодня ему выдали набор покрышек производства 2021 года. Он даже четко знал, что конкретно этот набор Medium/Hard был в распоряжении Ducati Factory Team на Гран-При Валенсии, его не использовали, вернули на склад Michelin, где он пролежал всю зиму, а затем вернулся - и снова оказался в гараже Миллера: «Я знаю. По маркировкам. Плюс, наши механики также ведут учет по штрих-кодам. Эти шины к нам вернулись, мы их получали в Валенсии. Но сколько раз их уже выдавали командам с того момента, сколько раз их грели, а затем возвращали, этого мы не знаем наверняка» - сказал Джек.
Иными словами, покрышки даже в MotoGP могут гулять по командам месяцами, и каждый раз их обязательно будут греть до 90 градусов в течение нескольких часов. Вполне вероятно, что уже половина покрышек, которые Michelin варит для определенных трасс, таких как Sachsenring, гуляют по командам достаточно давно. Michelin делит трассы из календаря на 3-4 типа и готовит дизайн под каждый из типов, а не под каждую трассу, затем просто меняя набор компаундов, например, для асимметричных шин, где один борт жестче другого и так далее.
Это нормальная практика, потому что даже Michelin не может позволить себе производить резину в тысячах штук, а затем просто выкидывать их, если они остались невостребованными.
«Это логично и рационально - не выбрасывать новые, неиспользованные покрышки, - отметил Тарамассо. - У них есть определенный срок хранения, в рамках которого мы гарантируем свойства резины. Также, мы теперь просим команды ограничивать число заранее прогреваемой резины. Только в случае крайней необходимости, например, при переменных погодных условиях и так далее».
Другие гонщики, например, Алеш Эспаргаро не чувствует разницы между совсем новым баллоном и покрышкой, которая уже пару раз "жарилась" на гриле в боксе. Очевидно, что многое зависит от того, как пилот нагружает front-end и rear-end во время езды, от его стиля.
Иными словами, очень тонкая материя... и Honda, и Michelin, так или иначе, придется найти общий язык и провести какие-то совместные исследования, может, по завершении сезона или на летних каникулах.