МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Видео Календарь Энциклопедия Контакты
Уведомления

Резонансные скандалы в MotoGP и F1: конфликты Хэмилтона-Ферстаппена и Росси-Маркеса

MotoGP
Публикации на тему
Новости за этот день
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Лента новостей
»
17 декабря 2021 | 18840
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU
Скандальный финал чемпионата Формулы-1 2021 года в Абу-Даби еще долго будут поминать всуе. Как минимум, потому что битва Льюиса Хэмилтона и Макса Ферстаппена и совершенно неожиданное разрешение их спора на последнем круге гонки имело далеко идущие последствия. Сравним, что произошло в F1 с нашумевшим противостоянием Валентино Росси и Марка Маркеса в MotoGP в 2015 году?

МОТОГОНКИ.РУ, 17 декабря 2021 - В обеих ситуациях есть общие моменты. Есть опытный ветеран (Хэмилтон и Росси), есть молодой и агрессивный претендент (Ферстаппен и Маркес). Есть репутация одного и репутация второго. Есть гонка, в которой оба они, так или иначе, серьезно пострадали (не физически, но позиционно). И есть финальная гонка сезона, в которой оба ветерана лишились шансов на рекордный титул. Но есть большая разница: для Маркеса, FIM и Dorna Sports скандал с участием Росси и Маркеса не имел буквально никаких последствий, тогда как для Формулы-1 и FIA последствия могут быть серьезными.

Марк Маркес и Валентино Росси - после 2015 года между ними пробежала черная кошка
Марк Маркес и Валентино Росси - после 2015 года между ними пробежала черная кошка

Между двумя ситуациями есть и еще одна интересная связь. Как Хэмилтон, так и Росси - ветераны с репутацией бескомпромиссных и довольно жестоких бойцов, и их персональным спонсором является Monster Energy. По линии своего энергетического спонсора Росси и Хэмилтон здорово сработались, даже сдружились. Марк Маркес и Макс Ферстаппен - оба имеют репутацию безбашенных сорванцов, и обоих поддерживает Red Bull. Иными словами, здесь представлены два непримиримых соперника, два лагеря, два разных мира, два разных подхода к партнерству в спорте.

И после случившегося в 2015 году между Марком Маркесом и Валентино Росси будто черная кошка пробежала: они навсегда стали лютыми врагами и перестали пожимать руки и приветствовать друг друга.

Льюис Хэмилтон и Макс Ферстаппен после Гран-При Абу-Даби - судьба титула решена
Льюис Хэмилтон и Макс Ферстаппен после Гран-При Абу-Даби - судьба титула решена

По ходу чемпионата, как в 2021 году, так и в 2020 году, Хэмилтон действовал в отношении Ферстаппена довольно агрессивно. Целью Хэмилтона было - выставить голландца злостным нарушителем. Льюис так сдерживал соперника, что это приводило к инцидентам. Или напротив, атаковал его таким образом, чтобы у Дирекции складывалось впечатление, что Ферстаппен ведет некорректную борьбу. Так было, например, на предпоследней гонке в Саудовской Аравии, где Макс получил-таки штраф за якобы непропуск Хэмилтона после срезки шиканы, хотя Ферстаппен сделал всё необходимое, чтобы Mercedes прошел его на прямой. И таких моментов было множество.

При этом, следует отметить, что явного противостояния или неприязни между Хэмилтоном и Ферстаппеном не было и нет: как минимум, на публике оба они проявляют знаки уважения друг к другу.

Что произошло в MotoGP в 2015 году

В том сезоне, Honda Racing проиграла чемпионат мира еще зимой, когда Repsol Honda допустила грандиозную ошибку в оценке нового шасси и двигателя, которые по факту оказались не совместимы на 100%. Но зимой, на тестах, оба пилота Repsol - Марк Маркес и Дани Педроса подтвердили инженерам HRC, что мотоцикл идеален. Проблемы с контролем над RC213V возникли уже в апреле. Маркес стал падать регулярно, когда достигал предела возможностей, и это стало его бесить. Марк понял, что на таком байке он не выиграет чемпионат. Ждать «работу над ошибками» пришлось ждать до августа, и к тому моменту напарники по заводской Yamaha - Валентино Росси и Хорхе Лоренцо уже далеко ушли в отрыв, Маркесу было их не достать.

Все, что произошло дальше, по-прежнему рассматривается официальными лицами, только как личная неприязнь Росси к Маркесу, поскольку никто и никогда не смог предоставить каких-либо документальных или вещественных доказательств обратного.

Росси: Марк предпочел бы, чтобы чемпионом в этом году стал Хорхе, а не я!
Росси: Марк предпочел бы, чтобы чемпионом в этом году стал Хорхе, а не я!

Первый раз, когда Росси обвинил Маркеса в прямом противодействии ему во время гонок, был на Гран-При Австралии. Это произошло перед уикендом, на пресс-конференции: Росси заявил, что Маркес стал играть роль «телохранителя Лоренцо» - сдерживал темп Валентино в паре гонок и на квалификации различными способами. Валентино повторил это после гонки, где, как ему показалось, Маркес снова замедлял Росси. На AustralianGP Маркес, в итоге, выиграл заезд, вторым стал Лоренцо, а Росси не попал на подиум. Представители FIM и Дирекции MotoGP ничего не смогли сказать, не видя никаких намеков на вот это вот всё.

Затем, MotoGP прилетел в Сепанг, где состоялась та самая гонка Гран-При Малайзии. В ходе битвы за место на подиуме, между Валентино Росси и Марком Маркесом завязалась крайне агрессивная и близкая дуэль со множеством обгонов, касаний, жестких перекрытий траектории и прочими атрибутами. Их дуэль длилась 12 минут без перерыва, она шла один на один, потому что Дани Педроса и Хорхе Лоренцо уже укатили вперед. В конце этой дуэли, в самой медленной связке поворотов Sepang International Circuit случилось, что Маркес завалился на бок. Между ним и Росси произошел контакт, в результате которого Маркес потерял баланс. Он не пострадал при падении, но заезд продолжать не стал. Росси финишировал 3-м.

SepangClash - MotoGP
SepangClash - MotoGP

Но после гонки его вызвали в Дирекцию для объяснений: Repsol Honda и Марк Маркес обвинили Росси в том, что он ударил ногой мотоцикл Honda, и именно это привело к падению пилота. Обычный гоночный инцидент был тут же переквалифицирован в «безответственную езду», и Росси получил очень болезненный штраф - он должен был стартовать с последней позиции в финале MotoGP в Валенсии.

В Валенсию Росси и Хорхе Лоренцо прибыли с практически равным счетом, он был в пользу Валентино, причем, ощутимо. Но старт с последней позиции резко ограничивал возможности Росси. Тогда как Хорхе Лоренцо выиграл квалификацию и стартовал с поула.

Заезд складывался так, что Росси поднялся с последней стартовой позиции на 4-ю - это был физический максимум, которого ветеран MotoGP мог достичь, учитывая продолжительность и темп заезда. Он сделал все, что от него зависело, чтобы заработать максимум очков - и попытаться защитить шансы на 10-й мировой титул.

Гран-При Валенсии: Маркес защищает позицию Лоренцо и не дает пройти вперед Педросе
Гран-При Валенсии: Маркес защищает позицию Лоренцо и не дает пройти вперед Педросе

Лоренцо стартовал с поула и проехал всю гонку лидером. Однако, его темп был не таким идеальным, как ему бы хотелось. В середине заезда Дани Педроса стал подбираться к Лоренцо. И тут в дело снова вмешался Марк Маркес, который очень и очень жестко оттеснил (несколько раз) своего напарника по Repsol Honda, к тому же, сам Маркес не спешил атаковать Хорхе Лоренцо. На бумаге, оба пилота Honda имели гораздо лучший темп, чем Yamaha. Но Маркес не атаковал Лоренцо до самого последнего круга, одновременно, сдерживая продвижение вперед Педросы. На пит-лейне 3 круга подряд Repsol Honda показывала Маркесу пит-борд с одной лишь надписью - «GASSSSS!!!» - команда, как и Дани Педроса, не понимала причин, по которым Марк не шел в атаку на заведомо более слабого противника.

Если бы Педроса или Маркес прошли на 1-ю позицию, или оба они прошли на 1-2 позицию, Лоренцо не хватило бы очков, чтобы выиграть чемпионат. Но под защитой Маркеса он приехал на финиш 1-м, и в этом случае, получил преимущество над Росси в 5 очков - и забрал титул. В Yamaha не стали поднимать шумихи, потому что завод выиграл Кубок производителей и командный титул, да и вообще, забрал Triple Crown - Росси пришлось сделать хорошую мину и присоединиться к групповой фотографии.

Лин Джарвис (в центре) и босс Yamaha Mission One Project Куити Тсудзи (справа) празднуют победу Хорхе Лоренцо в 2015 году
Лин Джарвис (в центре) и босс Yamaha Mission One Project Куити Тсудзи (справа) празднуют победу Хорхе Лоренцо в 2015 году

Но на официальную церемонию FIM MotoGP Awards он не явился в знак протеста. Перед этим, он пообщался с Президентом Dorna Sports Кармело Эспелетой на тему поведения Маркеса, но Кармело только улыбнулся.

Никто не был заинтересован в том, чтобы портить праздник завершения сезона.

Единственной реальной угрозой для Dorna Sports был потенциальный уход Валентино Росси в отставку из-за разочарования. Сам Росси, спустя годы, признался, что в тот момент он был близок к уходу больше, чем когда-либо. И если бы это произошло на пике противостояния с Маркесом, MotoGP как чемпионат мира оказался бы серьезно скомпрометирован. Но Росси пережил эту потерю и решил продолжать... еще 6 лет, лелея надежду - побороться за 10-й титул при возможности.

Отношения Росси и Маркеса навсегда остались напряженными
Отношения Росси и Маркеса навсегда остались напряженными

Если бы Росси выиграл в 2015 году, он стал бы самым титулованным чемпионом в Королевском классе. Однако, до 15-ти мировых титулов Джакомо Агостини ему все равно было далеко.

Что же произошло на Гран-При Абу-Даби Формулы-1

Хэмилтон (Mercedes F1) и Ферстаппен (Red Bull Racing Honda F1) прибыли в Эмираты с равным количеством очков в генеральной классификации, так что только та самая гонка решала, кто из них увезет домой титул чемпиона. Для Хэмилтона это также был шанс - побить многолетний рекорд Михаэля Шумахера в 7 чемпионских титулов в Формуле-1.

Не важным было всё, кроме одного: один должен был оказаться на финише раньше другого. Другой момент - командный титул (Кубок конструкторов), но им, в итоге Honda и Red Bull решили пожертвовать, решение было принято в пользу победы Ферстаппена.


Гран-При Абу-Даби Формулы-1
Гран-При Абу-Даби Формулы-1

Гонка развивалась так, что команды Honda во главе пелетона противостояли Mercedes F1 на протяжении почти всего заезда, который длился 58 кругов. Шинные стратегии и всё такое - это было очень важно, но не решало исхода гонки. На самом деле, за 10 кругов до финиша у Льюиса Хэмилтона был почти 95% шанс стать 8-кратным чемпионом Формулы-1, поскольку никакая командная тактика уже не могла помочь Ферстаппену подобраться к лидеру гонку ближе, чем на 8-10 секунд. Даже установка мягких покрышек - это дало бы Максу ускорение на 1-2 секунды, но кругов просто не хватило бы, чтобы догнать Хэмилтона. Точно так думали и в гараже Mercedes F1, когда дважды отказали Льюису в пит-стопе: больше всего директор команды Тото Вольф опасался, что из-за пит-стопа Льюис потеряет позицию, которая в тот момент казалась уже непробиваемой.

Но за 5 кругов до финиша произошел инцидент, который привел к появлению на трассе Safety Car. За те 4 круга, которые пелетон следовал за SC, произошло многое.

Рестарт заезда за 1 круг до финиша
Рестарт заезда за 1 круг до финиша

Во-первых, Red Bull зазвала Ферстаппена на пит-стоп, где ему установили Soft. Во-вторых, Дирекция решила пропустить круговых, выстроившихся за Хэмилтоном - гэп между лидером и Ферстаппеном мгновенно обнулился. То есть, вся работа, которую Хэмилтон провел во второй половине заезда (временами отставание Ферстаппена составляло 17 секунд), была сведена к нулю. Наконец, Дирекция решила убрать Safety Car перед уходом пелетона на самый последний круг. Ферстаппен на новеньких мягких покрышках рванул изо всех сил, и Хэмилтон не смог ему ничего противопоставить после 5-ти поворотов - Ферстаппен пересек линию финиша первым с 2.2 секундами преимущества, лишив Хэмилтона титула, который тот мысленно уже примерил.

Макс Ферстаппен - чемпион Формулы-1
Макс Ферстаппен - чемпион Формулы-1

Ситуация сама по себе хитрая. Она не спорная, а именно - хитрая. И Дирекция гонки допустила такую возможность для Mercedes F1, чтобы, как минимум, у людей закрались сомнения - а так вообще можно было? Вопрос у Тото Вольфа был, в основном, к тому, как именно приняла решение Дирекция в отношении автомобиля безопасности: почему именно перед последним кругом и, главное, был нарушен пункт регламента, по которому загнать Safety Car на пит-лейн и перезапустить гонку можно лишь после того, как все-все-все круговые проедут лидеров. Но тогда Дирекция пропустила только тех круговых, которые были именно между Хэмилтоном и Ферстаппеном - это было личное решение Директора гонки Майкла Маси.

Макс Ферстаппен выигрывает финал Формулы-1 в Абу-Даби и становится чемпионом мира
Макс Ферстаппен выигрывает финал Формулы-1 в Абу-Даби и становится чемпионом мира

Логика Дирекции была следующей: разбитую машину успели убрать с траектории через 5 минут после появления Safety Car, маршалы доложили, что трасса чиста; тогда, Маси решил перезапустить гонку на последнем круге, убрав последнюю помеху - круговых. Убедившись, что перезапуск гонки на 1 круг безопасен, Дирекция, по сути, обнулила всё, что произошло до этого момента. Были только Хэмилтон и Ферстаппен, они стартовали на супер-спринт в тех условиях, которые сложились. В целом, в равных условиях, если не считать, что Red Bull успел произвести замену шин, а Mercedes - нет. В общем, жаловаться как бы было не на что. FIA рассматривала ситуацию именно с этой точки зрения. Вот почему оба протеста, поданных после гонки Mercedes F1, были отклонены, и Ферстаппен утвержден в статусе чемпиона.

Макс Ферстаппен и Президент FIA Жан Тодт на церемонии награждения по итогам года
Макс Ферстаппен и Президент FIA Жан Тодт на церемонии награждения по итогам года

Кстати, Макс Ферстаппен не чувствует ни малейших сомнений в том, что победа им одержана чисто, честно, справедливо. Он с понимаем отнесся к шумихе, которую подняли в Mercedes после потери титула Хэмилтоном в Абу-Даби: «Я понимаю [его - Льюиса], он очень расстроен. Но надо понимать, что это гонки, и однажды подобное [проигрыш] случается. Думаю, ему просто нужно оглянуться и посмотреть, чего он уже достиг в своей карьере. Это ощущение должно успокоить его. Он может вернуться к схватке за 8-й титул в следующем году, ничто не завершено. Но и я не вижу ни единой причины сдаваться и останавливаться после победы. У меня нет ни капли сомнения или сожаления, но я понимая, что потеря титула может быть весьма болезненным событием. К тому же, однажды он [Хэмилтон] выиграл чемпионат примерно тем же образом [как я сейчас], и ему должно было понятна ситуация в целом» - заявил Ферстаппен после церемонии награждения FIA F1 Awards.

Что произошло после

Однако ни Тото Вольф, ни Mercedes F1, ни сам Льюис Хэмилтон, ни его последователи не считают, что Ферстаппен выиграл титул. Для них, титул был украден у Хэмилтона, и FIA приложила к этому руку, как минимум, Директор гонки Майкл Маси. Ему вменяется принятие некорректного решения: по идее (и по мнению противников победы Ферстаппена), гонка должна была бы быть остановлена красным флагом за круг до финиша или пелетон должен был доведен машиной безопасности до финиша. И в том, и в другом случае, Хэмилтон должен был финишировать 1-м.

Хэмилтон в знак протеста проигнорировал официальную церемонию награждения FIA Formula1 Awards, чем нарушил регламент (призеры обязаны присутствовать на ней). Тут же, после того, как стало известно о демарше Хэмилтона, заговорили, что британца могут вызвать в Дисциплинарный Трибунал FIA. Пока это неофициальная информация.

Тото Вольф, директор Mercedes F1 подал два протеста, но спорить с FIA больше не собирается
Тото Вольф, директор Mercedes F1 подал два протеста, но спорить с FIA больше не собирается

Тото Вольф, хранивший молчание после неожиданного финала, в четверг созвал пресс-конференцию, на которой заявил, что Mercedes F1 не будет оспаривать итоги чемпионата. Возможно, это следствие некой сделки с FIA в отношении реакции Хэмилтона. Таким образом, последствий ни для Ферстаппена, ни для Хэмилтона, ни для Mercedes не будет.

Вольф, впрочем, продолжает заявлять, что Маси буквально «ограбил Хэмилтона на титул» в Абу-Даби, и что «его решение является катастрофой для чемпионата». И если бы он добавил от себя, что Маси решил подарить шанс Ферстаппену перед уходом в отставку, никто бы особенно не удивился.

Пресс-конференция Тото Вольфа
Пресс-конференция Тото Вольфа

У Вольфа уже были претензии к некоторым решениям, принятым Маси в прошлом. Например, он жестко критиковал Дирекцию F1 за то, как была перезапущена гонка в Италии. Тото в своем вчерашнем заявлении указал, что не намерен что-либо обсуждать с Маси, но его решения «разрушительны для целостности» Формулы-1, и что смена Директора - это только часть работы, которую предстоит проделать FIA, чтобы в будущем подобных ситуаций не возникло: «Нужна система принятия более взвешенных, менее противоречивых решений, при которых трактовка регламента Директором гонок не будет играть роли».

Последствия того и другого

Для Майкла Маси как директора гонок Формулы-1, последствия уже наступили: похоже, что он уходит в отставку вместе с Президентом FIA Жаном Тодтом. Но это можно увязать с другим событием. В 2022 году вступает в силу совершенно новый регламент Формулы-1, с новыми типами машин и силовых установок, и много еще чем - новым. К тому же, автоспорт берет вектор на Ближний Восток: Саудовская Аравия рвется стать новой Меккой, Эмираты и Катар все активнее участвуют в мировых событиях. Так что выборы нового Президента FIA и избрание Муххамеда бин Сулайема на этот пост очень кстати. Уход Маси с поста может быть связан с нормальной для подобных эпохальных перемен ротацией кадров. И все же, СМИ хотят связать это со скандалом в Абу-Даби.

Директор гонок Формулы-1 Майкл Маси
Директор гонок Формулы-1 Майкл Маси

По сравнению с MotoGP 2015 года, Mercedes F1 показала, что мнение команды может быть достаточно важным и иметь широкий мировой резонанс. Если не изменить ситуацию радикально, то хотя бы добиться того, чтобы это мнение достигло умов большинства, в том числе, соперников. Трудно поспорить с доводами Тото Вольфа, хотя решения Директора Маси выглядят не менее логично!

В Абу-Даби Red Bull и Mercedes обменялись титулами: Ферстаппен забрал себе 1-й личный титул, но Mercedes F1 увезла домой 6-й кубок конструкторов, что может быть даже ценней в плане маркетинга и PR. С этой точки зрения, Mercedes F1, наверное, может позволить себе кое-какую сделку с FIA. И осадочек всё равно останется, если не произвести каких-то действий, пусть и чисто формальных.

Лин Джарвис, директор Yamaha Racing в MotoGP
Лин Джарвис, директор Yamaha Racing в MotoGP

В MotoGP мнение Yamaha Factory Racing не учитывалось при принятии решений Дирекций в отношении Валентино Росси (после Сепанга и Валенсии). Голос команды Росси звучал очень слабо во всем этом скандале: он был просто объявлен агрессором и наказан. Попытка подать на решение Дирекции MotoGP и FIM апелляцию в CAS уже не могла изменить ситуацию с титулом, Росси не добился бы отмены результатов чемпионата.

Валентино Росси не без труда пережил кризис после событий 2015 года
Валентино Росси не без труда пережил кризис после событий 2015 года

Как и Хэмильтон, Росси лишился рекордного титула - они оба «были ограблены», выражаясь словами Тото Вольфа. Но в отличие от Ферстаппена, Маркес ничего не выиграл в ситуации с Росси.

И вот эта маленькая особенность - что Марк Маркес действовал против одного претендента на титул в пользу другого, - вот это с тех пор тяжелой свинцовой тучей висит над всем чемпионатом MotoGP. Это изменило MotoGP раз и навсегда. И хотя Маркес выиграл после 2015 года еще 4 титула, став 6-кратным, отношения в паддоке больше никогда не будут теми же (романтическими), какими были до финала 2015 года.

ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 17 декабря 2021
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2022 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ. Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2022 Dorna Sports S.L. All rights reserved
Фото история
MotoGP-2022: Презентация Team Gresini Racing MotoGP
Гонка на МотоРанчо Валентино Росси 100 km Dei Campioni 2021
Миланский Мотосалон EICMA-2021
МОТОГОНКИ.РУ


1326250
годовая
аудитория
76703
читателей
за месяц
6982
прочитано статей
за сегодня

Для рекламодателей
Закажите обратный звонок - перезвоним сразу!
Новости Фото Видео Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOGONKI.TV / MOTOFOTO.RU © 2003-2022

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message