МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Видео Календарь Энциклопедия Контакты
Уведомления

Первый Красный подиум MotoGP: 8 лет тотальной реконструкции Ducati - от революций к эволюции

MotoGP
Лента новостей
»
15 ноября 2021 | 15643
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU
Исторический момент для завода из Борго-Панигале настал в Валенсии: три пилота #Ducati стартовали с заглавной линии решетки и завершили гонку на подиуме - впервые в 72-летней истории чемпионата мира по #MotoGP.

МОТОГОНКИ.РУ, 15 ноября 2021 - Это жирная точка в сезоне, в схватке за Кубок производителей и командном чемпионате, но также и начало совершенно новой истории.

Ducati - маленькая, но гордая птичка...

Когда компания Ducati вступила в Мото Гран-При в 2003 году, это был самый слабый и бедный завод из всех участников чемпионата, по бюджетам проигрывавший даже Aprilia. На бюджет Honda можно было запустить 3-4 таких команды, как у Ducati в 2003!

Лорис Капиросси дебютировал с Ducati в MotoGP в 2003 году
Лорис Капиросси дебютировал с Ducati в MotoGP в 2003 году

Но это вступление было весьма успешным с самого начала, благодаря участию в проекте выдающихся инженеров и гонщиков современности, которым удивительным образом удавалось находить общий язык в хаосе итальянской организации. Лорис Капиросси, Трой Бейлисс, Карлос Чека, Сете Жибернау и Кейси Стоунер знали, как нужно управлять этим самым мощным и быстрым, но при этом нестабильным болидом, потому что в 2000-ных чувства и опыт были на порядок важнее технологий.

Капиросси принес Ducati подиум в первый же уикенд MotoGP, 4 апреля 2003 года на Suzuka Circuit. Бейлисс и Капиросси регулярно поднимались на пьедестал в том году, так что Капиросси стал 4-м по итогам сезона, Бейлисс - 6-м, а Ducati завершил чемпионат 2-м в Кубке производителей после абсолютного доминатора сезона - Honda.

Кейси Стоунер стал первым чемпионом Ducati в MotoGP
Кейси Стоунер стал первым чемпионом Ducati в MotoGP

Самым успешным сезоном до сего момента для Ducati был дебютный год MotoGP на 800-кубовых моторах - 2007. Завод сделал удачную ставку, перекупив у Honda молодого Кейси Стоунера. Впрочем, в тот момент на него никто бы и цента не поставил. Ливио Суппо, которому и принадлежало авторство "похищения" Кейси, был единственным, кто разглядел в нем будущего чемпиона. Суппо много времени пришлось потратить, чтобы убедить Прециози и Доменикали - подписать австралийца, к счастью, ему удалось это сделать. Стоунер, благодаря своему феноменальному чувству мотоцикла, первым из всех в MotoGP освоил очень мощный и нервный 800-кубовый двигатель.

Стоунер выиграл 10 гонок в 2007 году и стал чемпионом досрочно, опередив Дани Педросу из Repsol Honda на 125 очков, а также Валентино Росси, который считался главным фаворитом в схватке за титул

Убедительная победа Стоунера также принесла Ducati их первый Кубок производителей: Honda проиграла итальянцам 81 очко. Заводская Ducati Marlboro Team вышла в лидеры чемпионата среди команд, также опередив Repsol Honda - это был первый по-настоящему большой вызов японцам. Но эта уверенная победа стала началом тотального провала на следующую пятилетку.

История постоянной революции

У Ducati был особенный прототип - Desmosedici, построенный на базе традиционного для компании V-образного двигателя с 4-мя цилиндрами с десмодромным приводом клапанного механизма, делающим его невероятно мощным. Второй особенностью Desmo всегда была конструкция шасси - карбоновый монокок, состоявший из двух составных частей и двигателем в роли центрального элемента шасси. Разработчиком концепции был гениальный инженер, ведущий конструктор и руководитель Ducati Corse Филиппо Прециози.

Филиппо Прециози с Кейси Стоунером и его механиками
Филиппо Прециози с Кейси Стоунером и его механиками

Идею карбонового шасси в Ducati совершенствовали на протяжении семи лет, вплоть до 2012 года. К 2009 году в Борго-Панигале довели до совершенства умение «варить» карбоновое волокно с заданными характеристиками жесткости и гибкости, чтобы сделать прототип более универсальным. Впрочем, его приходилось собирать с нуля для каждой гонки на новой трассе. В итоге, у Ducati скопилось большое количество элементов, из которых прототип собирался как конструктор - порядка 19 разных конфигураций.

Кейси Стоунер принес Ducati тройную корону в 2007 году, но затем все резко изменилось
Кейси Стоунер принес Ducati тройную корону в 2007 году, но затем все резко изменилось

Слишком высокая жесткость и узкая специализация шасси, в итоге, была поставлена под сомнение. И кем? Первым, кто заявил о невозможности работать и получать стабильные результаты в 2010 году был Кейси Стоунер. Кейси, как мог, адаптировал свой стиль, но [как он рассказывал позже,] у него никогда не было готового базового сетапа на уикенд.

Самой значительной негативной особенностью Ducati Corse всегда был традиционный для итальянцев «творческий беспорядок» в делах: гараж Marlboro Ducati не имел нормальной прямой связи с R&D в Борго-Панигале, и процесс изменений в конструкции мотоцикла шел чрезвычайно долго, а зачастую, в неверном направлении - инженеры получали информацию от пилотов через третьи руки. В итоге, Кейси покинул Ducati и вернулся в Honda, чтобы стать чемпионом MotoGP 2011 года. У Honda, как раз, был очень стабильный байк.

Примерно с 2008 года, каждый сезон Ducati Corse полностью обновляла прототип, совершая слишком большие шаги. То есть, каждый раз происходила революция, а не эволюция

На место Стоунера вступил Валентино Росси, который мгновенно понял, в чем суть всех проблем заводской команды. Он отметил отсутствие связи с разработчиками еще на тестах в Сепанге, но в первой половине 2011 года Росси не мог адекватно оценить недостатки Desmosedici из-за собственных физических проблем, связанных с последствиями операции на связках правого плеча. Время было попросту упущено - полсезона или даже больше.

Валентино Росси пытается донести до Прециози кое-какие важные мысли
Валентино Росси пытается донести до Прециози кое-какие важные мысли

В 2011 года Росси впервые заговорил о необходимости замены карбоновой концепции на классическую, рамную с алюминиевыми элементами. Или хотя бы замены принципа монокока на диагональную раму. В 2012 под давлением Росси Прециози пошел на очередную революцию, представив на суд общественности принципиально новое шасси с алюминиевой диагональной рамой. С тех пор, Ducati Desmosedici развивается по более традиционному пути. Но путь совершенствования этой новой концепции потребовал еще 5-ти лет напряженной работы, проб и ошибок - все новых и новых революций.

Луиджи Даль′Инья - базовый элемент успеха Ducati

Ducati всегда блистали, благодаря какому-то одному «пилоту, который смог». Но осенью 2013 года в Ducati Corse произошла самая главная революция, которая изменила вектор истории завода в MotoGP. На пост директора гоночного подразделения пришел Луиджи Даль′Инья, ключевая фигура Aprilia Racing, разработчик чемпионского супербайка Aprilia RSV4 - стратегия и концепция компании в мотоспорте в корне поменялась, причем, незамедлительно.

Вступление Луиджи в Ducati Corse: тесты IRTA MotoGP, ноябрь 2013
Вступление Луиджи в Ducati Corse: тесты IRTA MotoGP, ноябрь 2013

Я был на тех памятных тестах IRTA в Валенсии, в ноябре 2013 года, когда Джиджи впервые сменил цвета. Большую часть тестов он молча сидел в кресле и наблюдал затем, как работает команда, как ездят пилоты. В первый день он даже отказался от комментариев для итальянского телевидения - Sky Motori были удивлены этим! Но итогом испытаний стала радикальная реструктуризация Ducati Corse. Для начала, Джиджи... всех уволил.

Даль′Инья полностью разнес структуру Ducati Corse, создав совершенно новую. В ней всё было организовано правильно, прежде всего, коммуникация и взаимоотношения между подразделениями, особенно, между Race Operations и R&D в Борго-Панигале. Также, была сделана ставка на создание лучшего прототипа в паддоке. В то же время, Даль′Инья не мог полностью перечеркнуть всю работу компании последних 4-5 лет, у него просто не было времени для этого. Поэтому сезон 2014 года, а также половину 2015 пришлось работать, улучшая концепт GP14. Но к 2016 году Даль′Инья представил радикально новый Desmosedici GP16, где всё было, как видел именно он - новый мотор, новое шасси, новая электроника. В этом же году сменился и поставщик покрышек: Michelin пришел на место Bridgestone, на что также была сделана ставка.

Кратчлоу и Довициозо - напарники переходного периода Ducati: их миссия была невыполнимой по определению
Кратчлоу и Довициозо - напарники переходного периода Ducati: их миссия была невыполнимой по определению

Кроме прототипа Ducati Corse сменила и стратегию: переход от революций - к эволюции, прежде всего, в плане постройки шасси. И к 2017 году это действительно стало приносить результат. Вместе со стратегией, Даль′Инья предложил сменить и парадигму разработки: не мотоцикл для пилота, а пилот для мотоцикла.

Луиджи был уверен, что у Ducati уже есть готовый к победе в чемпионате мотоцикл, и нужен был только хорошо мотивированный топовый пилот


В 2017 году Ducati похитила Хорхе Лоренцо у Yamaha, предложив ему рекордный по своей стоимости контракт. В Ducati посчитали, что Хорхе легко адаптируется к мотоциклу и - выстрелит к титулу. Но попытка нанять Лоренцо провалилась: вместо адаптации к байку, 3-кратный чемпион MotoGP стал требовать разработки мотоцикла под себя, что противоречило идеям Даль′Иньи и Доменикали. Так что к маю 2018 года в команде назрел реальный конфликт, и Ducati предпочла расстаться с Хорхе. А затем, из заводского проекта удалили всех ветеранов, включая Андреа Довициозо. Их заменили на целую армию молодых пилотов, только-только перешедших из Moto2.

Почему история с «зачисткой» была успешной

Смысл этой «зачистки» Даль′Инья никогда не комментировал, однако, он читается в каждом действии Ducati Corse: ветераны ориентировались на свои догмы и правила, к которым привыкли за 4-5 лет, и они просто не могли на ментальном и мышечном уровне изменить себя - адаптироваться ко всем нововведениям. Поэтому, нужны молодые и быстрые пилоты с совершенно чистыми мозгами, без багажа уже никому не нужных знаний из прошлого.

MotoGP: Ducati Desmosedici GP20 (2020)
MotoGP: Ducati Desmosedici GP20 (2020)
перейти в фотогалерею

Идеи Даль′Иньи насчет роя молодых и наглых - сработали! Компания нанимала всех, кого только могла. Не удалось перехватить у Куартараро и Виньялеса, но зато был пойман в сети Франческо Баньяя, легко переменил свое мнение о Desmosedici и Жоан Зарко. Джек Миллер, окрыленный заводским контрактом, расправил крылья. И так далее.

Одних пилотов завод мотивировал на борьбу, размахивая перед ними драфтом контракта с Ducati Factory Team; это история с Зарко и Миллером, которых подцепили на волне обиды и невостребованности в других заводских проектах. Но главным во всей этой игре было другое - поиск самородка среди молодых дебютантов из Moto2.

Несмотря на очередной спор Довициозо с Маркесом в 2019, старая концепция полностью утратила свою силу - Даль′Инья видел, как всё это перестало работать. По его мнению, Дови выдал всё, что мог. И Даль′Инья угадал даже здесь: в 2020 году Андреа за весь сезон так и не смог перестроить свою голову для работы в комбинации GP20+Michelin.

MotoGP 2021 - Pramac Racing & Ducati Desmosedici GP21
MotoGP 2021 - Pramac Racing & Ducati Desmosedici GP21
перейти в фотогалерею

На сезон 2020 года Ducati наняли поровну - по трое опытных и новичков с абсолютно четким планом: дать новобранцам время для обучения, понимая, что у ветеранов уже нет никаких шансов... и все же, Ducati удалось взять Кубок производителей! Это, конечно, было чудо и полная неожиданность, учитывая, как начал сезон проект Yamaha. Но Миллер и Зарко принесли своему заводу достаточно очков, нельзя игнорировать и победу Довициозо - единственную в сезоне-2020, но и она помогла достичь этой цели. Ясно, что без штрафа Yamaha в 50 очков, Ducati завершили бы сезон, максимум, на 2-й строчке. Поэтому, в 2021 перед пилотами завода была поставлена жесткая цель - взять Кубок производителей, чтобы без всяких "но" и "если", и это удалось.

Эволюция без революций

В 2020 Миллер, Баньяя и Зарко показывали хорошие результаты и прогресс, особенно, Миллер. Но Луиджи Даль′Инья и Паоло Чьабатти ждали, когда себя проявит именно Баньяя - главная ставка Ducati Corse.

Новобранец 2021 года Хорхе Мартин взял 4 поул-позиции за дебютный сезон!
Новобранец 2021 года Хорхе Мартин взял 4 поул-позиции за дебютный сезон!

Успех молодых пилотов на Desmosedici лежал на поверхности: если перефразировать выражение Валентино Росси насчет фанстастического прорыва Йонаса Фольгера на подиум в Sachsenring 2017 года, они просто не знали, что на Ducati так нельзя ездить. Суть этого парадокса в том, что сев на совершенно новый прототип, пилоты, не имея ни малейших сомнений, адаптировались к тому, что у них было в руках, а не к мотоциклу, который мог бы появиться через год. То есть все недостатки Desmosedici для них просто не существовали! Затем, они вкатывались, ускорялись и уже тогда начинали находить моменты, которые требовалось улучшить. Тем временем, тот же Баньяя уже успел достигнуть достаточно высокого уровня понимания GP20, чтобы его требования были расценены всерьез.

Ducati честно заработали Кубок производителей MotoGP в 2021 году
Ducati честно заработали Кубок производителей MotoGP в 2021 году

Еще одной важнейшей стороной нового «Ducati Corse by Gigi» является фантастическая скорость внедрения изменений в конструкцию мотоцикла. Посмотрите внимательно трансляции MotoGP: сколько новых незначительных элементов Ducati внедряет и тестирует каждый уикенд!!! Изменения происходят постоянно, глобальные - не реже раза в 2 месяца. Даже в период полной заморозки разработки двигателей и аэродинамики, Ducati Corse внедрила десяток обновлений в мотоциклы. Теперь Desmosedici достиг пика своей формы и его не надо больше радикально перестраивать.

Подробнее: Джек Миллер - Нам больше не нужно улучшать этот Ducati, он идеален!

Наконец, Пекко на финальной пресс-конференции сезона отметил - и подчеркнул! - что только за этот сезон чисто инженерными средствами, твиками и настройками Ducati полностью решила вопросы недостаточной поворачиваемости Desmosedici (на что у Довициозо убил 3 года), а также радикального улучшения стабильности при торможении. Переход на использование жесткого переднего слика Michelin повысил результативность всех пилотов Ducati, но в особенности, молодых - они смогли раскрыть потенциал мотоцикла очень быстро, на что раньше новобранцам Ducati требовался год-полтора.

Разработка Ducati Desmosedici GP21
Разработка Ducati Desmosedici GP21
перейти в фотогалерею

Итог такого стремительного изменения ситуации - сегодняшний тройной подиум пилотов Ducati в MotoGP, на Гран-При Валенсии: Франческо Баньяя и Джек Миллер из заводской команды продемонстрировали доминирование над соперниками еще в квалификации, но именно молодой Хорхе Мартин, только-только вступивший в Pramac Ducati, составил им компанию - как раз заглавной линии стартовой решетки, так и на пьедестале. Ускорение Франческо Баньяи с 2020 года в гонке составило 25 секунд!

Ducati Lenovo Team - чемпион среди команд MotoGP
Ducati Lenovo Team - чемпион среди команд MotoGP

Into The Great Wide Open...

Теперь у Ducati есть, как минимум, четыре пилота, способных на регулярной основе бороться за подиум и поул-позицию. 5 пилотов Ducati из 6-ти смогли заработать очки в командную копилку: к Баньяе, Миллеру, Мартину и Зарко присоединился Энеа Бастианини, который взошел на подиум в Мизано. Единственный пилот-новобранец, который не принес очки в Кубок конструкторов - Лука Марини, тем не менее, заработал 41 очко в личном чемпионате MotoGP.

Пройдя за 10 лет большой путь тотальной модернизации, Desmosedici, наконец, стал тем прототипом, в котором мечтали его создатели - и тот же Валентино Росси с Кейси Стоунером в 2010-2012 годах! От сборного конструктора за 2 млн долларов, к более-менее стандартному, но успешному во всех смыслах мотоциклу с ценой, которая позволила нарастить армию пилотов до 8 человек в 2022 году.

MotoGP 2021 - Ducati Lenovo Team & Ducati Desmosedici GP21
MotoGP 2021 - Ducati Lenovo Team & Ducati Desmosedici GP21
перейти в фотогалерею

Основными конкурентными преимуществами Ducati Desmosedici GP21 в этом году были: абсолютная стабильность поведения на торможении, а также на прямых, благодаря обновленному аэродинамическому пакету; на трассах, имеющих в своем составе длинные прямые, Ducati GP21 имел подавляющее преимущество в мощности двигателя и скорости. Плюс, применение holeshot device′а в комбинации с хорошим аэродинамическим пакетом теперь позволяют Ducati выигрывать практически любые старты.

Эти сильные стороны помогли взойти на подиум пятерым пилотам Ducati из заявленных шести. Как минимум, один пилот Ducati всегда был на заглавной линии стартовой решетки. Заводские пилоты Ducati занимали позиции на первых позициях в нескольких гонках, включая финальную. Возможность устанавливать лучшие круги в ходе Time Attack, а затем держать более высокий темп на протяжении гонок длиной на 23-27 кругов также делает Desmosedici и пилотов Ducati абсолютно непробиваемым препятствием. Единственная проблема Ducati заключалась в том, что завод никак не мог сделать ставку на одного единственного претендента на титул в личном зачете: Баньяя проявил себя чуть позже, чем ему следовало бы. Чуть-чуть больше усилий со стороны завода в мае и июне, и Ducati смогли бы забрать Triple Crown уже в 2021.

Результаты Гран-При Валенсии и окончательное положение в чемпионате MotoGP

Но с таким набором преимуществ, Ducati переходит в сезон 2022 года абсолютным фаворитом в гонке за Triple Crown - Кубком производителей, командным и личным титулами.

ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 15 ноября 2021
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2021 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ. Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2021 Dorna Sports S.L. All rights reserved
Фото история
Миланский Мотосалон EICMA-2021
Официальные тесты IRTA MotoGP на Circuito de Jerez - ноябрь 2021
Фотографии на конкурс МОТОСВОБОДА
МОТОГОНКИ.РУ


1360756
годовая
аудитория
105093
читателей
за месяц
11636
прочитано статей
за сегодня

Для рекламодателей
Закажите обратный звонок - перезвоним сразу!
Новости Фото Видео Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOGONKI.TV / MOTOFOTO.RU © 2003-2021

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message