МОТОГОНКИ.РУ, 12 июня 2022 - На протяжении всей истории участия Dorna в жизни Мото Гран-При за спиной у генерального промоутера всегда стоял надежный партнер, влиявший на многие решения. Испанская нефтяная компания Repsol пользовалась правом вето и диктовала многие решения. Однако, с годами, Dorna перестала ориентироваться на мнение партнеров, полагаясь на собственную стратегию.
Речь идет об этой публикации - Совершенствование технологий MotoGP приводит к потере зрительского интереса: как этого избежать.
Цели спонсоров и промоутера в MotoGP стали расходиться
Цель любого спонсора, вкладывающего средства в поддержку каких-либо крупных событий или самых ярких участников - вовлечение живых зрителей и широкой аудитории, на которую ориентируется производитель. «Заразить» больше реальных людей идеей, что бренд спонсора, который так любит спорт, - лучший на свете и заслуживает уважения со стороны потребителя. Нет ничего лучше, чем обращаться к зрителю напрямую, а это возможно только на реальных событиях - на автодромах, откуда в 2022 году наблюдается существенный отток аудитории.
Когда в чемпионате лидирует Марк Маркес или любой другой пилот Honda, вы говорите - Repsol. Вы говорите Honda Racing, подразумевая Repsol Honda
Отсутствие Маркеса и любого пилота заводской команды на подиуме, в битве - и вы уже говорите Monster Energy или Ducati. Но ни один спонсор в паддоке MotoGP не вкладывает так много средств в развитие и поддержание чемпионата, команд и пилотов, как Repsol. Это - последний из могикан, крупнейших и богатейших из партнеров MotoGP. Возможно, уже единственный. Ради поддержания MotoGP Repsol отказался от участия в Формуле-1 и закрыл много других проектов в моторном спорте после 2009 года. Сейчас снова стоит вопрос о возможном уходе, на этот раз, уже совсем, потому что цель промоутера перестал идти бок о бок с целями спонсоров и участников чемпионата. Более подробно этот момент будет раскрыт ниже.
Каков вклад спонсоров в MotoGP?
Бюджет Honda Racing Corporation в MotoGP всегда составлял космическую сумму на грани 100 миллионов на сезон. Для сравнения, бюджет хорошо обеспеченной частной команды ограничен суммой в 23-25 миллионов. А самая динамичная заводская команда - KTM Factory Racing пытается оперировать бюджетом в 40-45 миллионов, опираясь на слаженную работу своего R&D и Racing Operations, а также наличие собственных баз развития недалеко от Маттигхофена и Мундерфинга. KTM экономит время, силы и средства, и генеральный партнер - Red Bull компенсирует далеко не всё.
Менеджер пилотов MotoGP Пако Санчес, пытаясь оказать давление на боссов заводских гоночных команд в мае, раскрыл массу интересных фактов (или секретов?), за что был публично проклят. Он говорил с журналистами о деньгах, о реальных зарплатах, компенсациях и спонсорских гонорарах.
Санчес предположил, что Repsol инвестирует в MotoGP ежегодно до 14 млн евро, что составляет 10-14% бюджета всего проекта HRC в чемпионате. Плюс, у Repsol есть прямые контракты с гонщиками, благодаря которым те могут пополнять свой персональный бюджет. Суммарный объем спонсорских вложений Repsol в MotoGP он оценил в плюс-минус20 млн евро в год.
Также, Санчес отметил, что весь спонсорский пакет Monster Energy в MotoGP не превышает 15 млн. Львиную долю составляет титульный контракт с Yamaha Factory Racing - 10 млн, остальное - персональное спонсорство пилотов и избранных Гран-При. Инвестиции Red Bull с 2020 года резко сократились, сумму Пако не называл, сказав лишь, что выплаты «уменьшились вдвое».
Спонсорские контракты, которые заключает Dorna Sports с титульными партнерами этапов, колеблются от 400 тысяч до 1.2 млн за этап - сумма зависит от вовлечения партнера, активностей, которые партнер планирует проводить в рамках уикенда и так далее. Для таких спонсоров, как Monster Energy, Red Bull, Tissot и пр., которые действуют в рамках больших (годовых или многолетних) контрактов, титульное участие рассматривается пакетно - попросту, оптом. Dorna, так или иначе, получает спонсорские за каждый этап, и увеличение числа событий неминуемо ведет к пополнению казны промоутера. Но из-за роста этих расходов, спонсорам приходится урезать другие программы - поддержку пилотов, команд и так далее.
Влияние на спорт и индустрию
На встрече Комиссии по безопасности MotoGP в Ле-Мане пилоты говорили о резком сокращении гонораров и потоке "мусорных контрактов", которые достигли смехотворных сумм в 100000 евро за сезон (до уплаты налогов), что не только роняет рынок, но и существенно подрывает основы Спорта Высших Достижений - стремлению спортсменов к побитию всех возможных рекордов на грани человеческих возможностей.
Repsol намекает, что ситуация, сложившаяся с Марком Маркесом в 2020 году, и то, что произошло с ним в Индонезии в 2022 - суть одна и та же беда, с которой теперь приходится сталкиваться всему MotoGP: промоутер создал условия для беспрецедентного давления на атлетов и заводы, что вынуждает тех и других действовать иногда не совсем спортивными и/или законными, общепринятыми методами.
С одной стороны, это выровняло технический уровень всех участников. С другой, шоу перестало быть ярким, потому что изменились цели - взять титул любой ценой, а победа в каждой гонке перестала быть задачей для топовых гонщиков.
Не трудно догадаться, к чему клонит Repsol как партнер Honda: под давлением со стороны соперников, негласно поддерживаемым промоутером, HRC (но также и Yamaha теперь!) вынуждены отрекаться от многолетних традиций и идти странным путем в своем развитии, а гонщикам приходится заниматься несвойственными им делами - они больше не гонщики, а «инженеры».
До 2018 года в MotoGP действовал ряд джентльменских соглашений внутри MSMA - не развивать те или иные технологии, не нарушать духа регламента чемпионата. Под «духом регламента» всегда понимали общий тренд развития мотоиндустрии - стремление создать более совершенный, доступный и безопасный мотоцикл, чтобы затем внедрить его в массы. И MotoGP был площадкой, где новые технологии демонстрировались публике, как на выставке. В Мото Гран-При родилось много технологий, которые затем были применены в серийном производстве. Большую часть этих технологий мы сегодня уже используем, но индустрия уперлась в некие физические границы. И самые последние технологии из мира MotoGP - самые дорогие, они делают мотоциклы недоступными для массового потребителя.
Honda, а также KTM всегда были вместе в попытках противодействовать этому тренду, сохранять традиционность развития. Но когда Даль′Инья стал переступать негласные рамки и соглашения, заводы были втянуты в гонку вооружений, начали вкладывать миллионы в развитие аэродинамических приспособлений и хитрых гаджетов, многие из которых в реальном мире неприменимы. Запретить всё, что Президент Ducati Клаудио Доменикали называет «итальянской изобретательностью», невозможно. Остается только отвечать. Кто-то может назвать это прогрессом. Но сегодня это слишком дорого, а некоторым видится бесперспективными инвестициями.
Второй момент: давление на спортсменов
Спорт дело тонкое и требует серьезной и длительной подготовки, а кости не срастаются за 10 дней. Идеей Мото Гран-При всегда было разнообразие технологий, стилей и тенденций. Множество производителей, разные форм-факторы двигателей, шасси, даже разные покрышки - вот, что создавало мир MotoGP до 2009 года, постоянно генерировало интриги и истории. С введением правила единого поставщика покрышек ситуация стала круто меняться: изменился сам принцип инженерии, который еще больше усугубился в 2015 с введением единой электроники. Теперь же, незначительное изменение в дизайне покрышек Michelin способно выбить из обоймы целое поколение сильнейших гонщиков! Почему?
Потому что это изменение нарушает концепцию, заложенную в инженерии прототипа. Разработка нового шасси и двигателя ведется на протяжении 8-10 месяцев и дорабатывается в первые 2-3 месяца нового сезона, итого, цикл разработки занимает от 10 до 13 месяцев, а затем начинается заново, практически без перерыва. Изменения в шинной карте или дизайне каркаса, представленные за 1-2 месяца до начала чемпионата, когда прототип нового поколения готов на 95% - это катастрофа для разработчика, а также пилотов заводской команды. Самым серьезным является давление, которое в связи с этим испытывают гонщики. Чтобы перестроить свой стиль, им требуется не менее 4-5 месяцев. Но навыки, которые они наработали за последние 5-6 лет, изменить еще сложнее. Для полной перестройки системы реакции и ощущений, т.е. стиля пилотирования, может потребоваться целый сезон, за который команда или завод могут полностью утратить веру в пилота и "слить" его, хотя в реальности он был в шаге от прорыва - такие ситуации мы наблюдаем в MotoGP регулярно с 2018 года.
Почему Repsol так переживает именно за Марка Маркеса и его отсутствия и негласно винит в этом Dorna? Ясно, что Маркес - главный пилот Repsol. Но также Маркес - флагман испанского мотоспорта, его символ. Он также является примером истинного атлета, приверженца идей Спорта Высших Достижений, который будет бороться до последнего и стараться не сдаваться, даже если гонка выглядит проигранной изначально (как было на Гран-При Америк, например). Этот подход спортсмена рождает фееричные гоночное шоу! И в Repsol выбрали хороший, возможно, самый точный пример.
Что делает Dorna Sports и к чему она ведет чемпионат MotoGP?
Вектор был задан в 2014-2015 году. Промоутер начал делать гоночное шоу в телевизионном формате, когда спортсмены и зрители на трибунах - часть массовки, потому что продавать картинку в виртуальном пространстве проще, чем завлекать живых, хорошо разбирающихся в нюансах мотоспорта энтузиастов на трибуны. Перенос чемпионата в новые регионы, которые еще не насытились и ждут прибытия MotoGP - тоже политика сомнительная. Она ориентирована на чистый заработок акционеров Dorna, но не соответствует стремлениям участников чемпионата и их партнеров. Расширение календаря во времени и географии - это увод шоу в сторону от рынков, которые интересны главным спонсорам. И это явная попытка найти новых (местных) спонсоров взамен старым (глобальным)! Но в сегодняшней геополитической ситуации Dorna будет очень трудно найти надежного, лояльного и долгоиграющего партнера, вроде Red Bull, Monster Energy, Shell, Marlboro и Repsol. Новые партнеры-однодневки - пропадают из повестки один за другим.
Кубок мира по MotoE является наглядным примером: эти гонки не слишком интересно смотреть живьем, да зрители и не смотрят их никогда! Эти гонки не видно и не слышно, если вы находитесь хотя бы в 30 метрах от трека. Они могут быть показаны только крупным планом, то есть в режиме телешоу - в стиле компьютерной игры с кучей цифр и графиков на экране. Иначе о накале борьбы и скоростях очень трудно судить со стороны. MotoE остается на уровне «пилотного проекта», потому что даже генеральный партнер Dorna - производитель электропрототипов Energica отказался от продолжения сотрудничества с чемпионатом из-за нежелания промоутера делать серию открытой для других производителей. Потому что целью организатора является съемка "мультика" про экологичные мотики, а цель Energica - развивать свои технологии в конкурентной борьбе с соперниками, которых нет.
Интерес к MotoGP угасает?
Понятие «бродячий цирк MotoGP» перестает быть метафорой, превращаясь в реальность, где спортсмены - просто актеры, которые должны говорить по сценарию, улыбаться на камеру, никогда не конфликтовать, демонстрировать единство и солидарность (во всем, о чем скажет промоутер). И они готовы делать это за недорого, правда, и недолго, потому что карьеры мотогонщиков Гран-При сегодня становятся слишком короткими, чтобы успеть прославиться и стать Легендой MotoGP. Маркес, вероятно, как и Довициозо, бывшие еще 3 года назад гарантированно №1 и №2 в MotoGP, следом за Валентино Росси полностью утратят свой интерес к этой работе. Они уже не имеют значения. Их мнение не имеет значения, потому что к нему уже никто не прислушивается. Если они плохо едут - значит, они уже "старые" и им "пора на покой" - дорогу молодым, ведь тысячи их, и всем хочется кушать!..
Но с уходом истинных героев, как Маркес, Довициозо и Росси, а также стоящих за ними спонсоров - доноров энергии - MotoGP перестанет быть спортивным шоу №1.
Suzuki закрыла гоночный проект по этой причине: нет смысла участвовать в чужой игре, которая не соответствует твоим собственным интересам.
Следующим заводом, который примет решение об отказе от Мото Гран-При, может стать Honda, как только к неприятному, но неминуемому решению о закрытии спонсорской программы придет Repsol. И это уже будет реальная катастрофа для чемпионата.
В этом был смысл их послания Dorna.