МОТОГОНКИ.РУ, 2 мая 2024 - Официально поддерживаемая заводом Ducati команда Madii Racing стартовала в чемпионате Италии по мотокроссу 2024 года, сразу в топовом классе Prestige (MX1 - уровень MXGP), и все ожидали от этого какого-то прорыва - сразу на подиум, к победам. И это действительно произошло, на первом же этапе 17 марта в Мантуе, где Алессандро Лупино действительно выиграл первый заезд сезона-2024. Но сейчас его результаты становятся более «нормальными» для пилота его возраста: на 2-м этапе в Чиньоле Лупино дважды замкнул ТОП-3, но по заработанным очкам не попал на подиум в конце этапа. Сейчас Лупино расположился на 3 месте в генеральной классификации. Дальше, как считают инсайдеры, производительность Ducati будет на том же уровне, что уже большое достижение само по себе.
Но многие расценивают отсутствие доминирования Ducati в мотокроссе Италии чем-то неподобающим для такого бренда, зарекомендовавшего себя как абсолютный лидер в MotoGP и World Superbike за последние 3 года. Так ли это, и удастся ли Ducati повторить свои достижения в кольцевых мотогонках на грунте - побить японцев и KTM?
Паоло Чьабатти, директор Ducati Off-road
Паоло Чьабатти спокойно относится к подобному подходу сторонних наблюдателей:
«Очевидно, все ожидают от Ducati, такого успешного производителя в MotoGP и WorldSBK аналогичной производительности в мотокроссе и суперкроссе - этакое "проклятие чемпионов". Ожидания зашкаливали еще до дебюта в Мантуе. Мы еще не показали байк, а нас уже записали в чемпионы, - говорит Чьабатти с улыбкой. - Ожидания настолько высоки еще и от того, что все узнали, что 9-кратный чемпион мира по мотокроссу Тони Кайроли присоединился к нам и помогает вести разработку. Его опыт и энтузиазм, конечно, большая помощь проекту. Но в то же время надо помнить, какой путь завод Ducati прошел, чтобы начать выигрывать гонки в MotoGP. Конечно, мы надеемся его значительно сократить в мотокроссе... Наберитесь терпения!»
Чьабатти объяснил, что идея открытия внедорожного департамента принадлежала Президенту холдинга Ducati Клаудио Доменикали, и к 2023 году она "созрела" и была воплощена в полном объеме. Хотя, на самом деле, прототип Desmo450 MX начали создавать гораздо раньше.
«Ducati не такая большая компания по мировым меркам. Мы производим в год порядка 60000 мотоциклов, но благодаря успешности бренда и высокому профициту, завод может позволить себе подобные эксперименты, расширение присутствия на рынке. На самом деле, не существует никакого "подходящего момента" для экспансии или входу в рынок. Вы создаете продукт, который - либо обретет популярность, либо канет в лету. Это ответственность всех сторон, вовлеченных в проект. Поэтому, мы достаточно долго ждали утверждения от Совета директоров. Так совпало, что мы получили его в 2023 году, хотя проект был запущен еще в 2021».
Презентация и фотографии Ducati Off-Road и Ducati Desmo450 MX
«По-моему, момент все же подходящий, поскольку сейчас Ducati в большом плюсе. Компания зарабатывает хорошие деньги, которые можно вкладывать в развитие. Брендом владеет Audi, но по соглашению, все доходы Ducati использует по своему разумению. Поэтому, мы можем сейчас инвестировать в развитие Off-road».
Прототип Ducati Desmo450 MX получит серийное название, более привычное для мира мотокросса - Ducati Desmo 450F
Разработка прототипа для мотокросса с кодовым именем Desmo450 MX, представленного в январе 2024 года на презентации в Мадонне-ди-Компильо, началась в конструкторском бюро Ducati еще в 2021. В 2023 году байк обрел форму и прошел "секретные" испытания на нескольких итальянских трассах (а по некоторым слухам даже участвовал в чемпионате Италии под другим именем и брендом). Когда качества прототипа были подтверждены тестами, байк решили показать публике. Тогда (в октябре 2023 года) и появились первые слухи о переходе Антонио Кайроли с должности менеджера KTM Factory Racing - в новый проект Ducati на достаточно скромную должность разработчика и тест-пилота.
«В данный момент, у нас есть реальный план только насчет Ducati Desmo 450F. Мы планируем вывести его на рынок в конце года. Думаю, это хороший продукт, и у нас будут свои конкурентные преимущества» - считает Чьабатти.
В начале года Чьабатти уже говорил, что открытие программы 450-кубовых двигателей в Ducati обусловлено необходимость зацепить молодую аудиторию, которая не может позволить себе мотоциклы с двигателями более 800 куб.см.
«Мы думаем, что когда в ассортименте Ducati появятся байки с 450-кубовыми моторами - это не только кросс, но и мотарды, эндуро (в будущем), - мы сможем привлечь более молодой сегмент аудитории, которой обязательно понравятся наши мотоциклы. Затем, они задумаются о больших, таких как DesertX или Multistrada. Все начинают с малого, с 250. Поэтому следом за 450 появится и 250-кубовый кроссовый мотоцикл».
Вступление в мотокросс для Ducati - такая же «неожиданная» тема, как и вступление в чемпионат мира по Мото Гран-При для электромотоциклов MotoE: когда открылось окно возможностей, завод использовал все свои преимущества в гибкости мышления, чтобы запрыгнуть в него.
«Вообще, это очень сложный вопрос. Когда появился шанс, и промоутер MotoGP открыл тендер на поставку мотоциклов в MotoE, мы рассудили так: у нас есть нужные ноу-хау, такие как собственная технология создания батарей, двигателей; почему бы не попробовать? Но нам требовалось реализовать свои ноу-хау в готовый продукт - мотоцикл, причем, очень и очень за короткие сроки. Это был вызов, и мы его решили принять - и отлично справились! Так что этот опыт позволил нам стать гораздо более структурированной, целостной компанией, способной на подобные шаги».
Ducati Desmo450 MX (прототип)
Возвращаясь к вопросу о будущем мотоциклизма, Чьабатти поспешил успокоить аудиторию:
«Мы не думаем, что эра ДВС близка к закату, нет. Мы просто смотрим на то, что происходит в индустрии. Некоторые небольшие производители смогли создать конкурентоспособные электромотоциклы, и в национальных сериях они способны бороться с ДВС. Но ДВС сегодня на таком высоком технологическом уровне, что нет никакого смысла отказываться. Мы считаем, что в будущем обе эти технологии - и ДВС, и электро будут следовать рука об руку, и в мотокроссе, и в суперкроссе»
Чьабатти также объяснил, как и за счет чего Ducati процветает в MotoGP и других сериях: гоночные мотоциклы уровня Гран-При сами себя не продают.
«Как и в MotoGP, в мотокроссе мы знаем главное: чтобы войти в гонки [заводским проектом], нам сначала нужно привлечь массу партнеров и спонсоров, привлечь большие деньги. Desmo 450F не будет продаваться, как минимум, до весны 2025 года, и мы ничего не заработаем на нем в следующем сезоне. Это будет чисто затратный год, но привлекая в проект спонсоров, мы компенсируем свои потери. То, что сейчас демонстрирует наш проект и наш байк в чемпионате Италии, радует нас. Мы считаем, что сможем найти надежных партнеров для вступления в мировой чемпионат. Как вы видите, такие партнеры как Monster Energy, уже поддерживают нас. Monster работает с нами и в программе MotoGP, и в WorldSBK - они доверяют нам».
Ducati Desmo450 MX (прототип)
В Соединенных Штатах уже есть несколько команд, решивших обратиться в Ducati для возможного представления бренда в AMA Supercross и/или Pro Nationals в 2025 году.
«Мы будем выбирать партнера, основываясь на их техническом опыте - вот, что будет определять наш выбор, - отмечает Чьабатти. - У нас есть хороший опыт в мотокроссе, но немного в суперкроссе. Нам нужна будет команда, обладающая хорошим экспертным опытом в этом плане».
В плане выбора пилотов для своего проекта, Ducati нужны будут гонщики, способные сразу оказаться в ТОП-5, а также бороться за подиум. По этой причине, в 2025 году план по вступлению в MXGP будет, скорее, техническим. Для серьезной борьбы потребуются серьезные пилоты.
«Сейчас многие сильнейшие гонщики имеют на руках контракты. Некоторые, до конца 2025 года. Думаю, что по этой причине логичной целью для нас должен стать сезон 2026 года, как в MXGP, так и AMA Supercross».
С технической точки зрения, особенно, для мотокросса и суперкросса, вступление Ducati открывает совершенно новую страницу в истории: ни у одного производителя на рынке кроссовых мотоциклов не было и нет десмодромного привода клапанного механизма, что делает Ducati особенным в техническом обслуживании. Это дает Ducati ряд преимуществ перед конкурентами, но с точки зрения обслуживания... команда должна обладать хорошей технической базой и опытом.
«Главное преимущество - это возможность извлекать больше мощности на высоких оборотах двигателя при плавном поступлении крутящего момента. Как раз, что надо для внедорожных гонок!» - уверен Паоло.
В планах у Ducati есть запуск в серию 450 и 250-кубовых эндуро и супермото на базе DesmoMX, но это вопрос пока отдаленного будущего - после 2026 года.