МОТОГОНКИ.РУ, 3 ноября 2019 - Гонка за рекордами в MotoGP является привычным делом. И хотя лидеры чемпионата и говорят, что это их не интересует, сегодня Марк Маркес действовал именно так, будто пытался выполнить очередную Mission Impossible. На деле, у него была такая миссия - и она остается в силе: обеспечить Repsol Honda победу в командном чемпионате MotoGP, хотя одному Марку это сделать непросто.
Но на личном фронте он блистает! Хотя начиналось все отвратительно.
На этом моменте квалификация Гран-При Малайзии для Маркеса завершилась досрочно
Хайсайд на втором круге квалификации в Сепанге поставил точку в погоне за поул-позицией - ее забрал Фабио Куартараро, Маркес сразу провалился на 11-ю. Это был худший результат с Гран-При Италии 2015 года, где он стартовал 13-м. И все же, сегодняшний Марк и сегодняшний Honda RC213V - это таки два совершенно иных шедевра, нежели были 5 лет назад.
На первом же круге Маркесу удался прорыв с 4-й линии решетки - на 2-ю позицию, где он в итоге и финишировал.
«Это было невероятно, я сам с трудом поверил, как легко удалось отыграть столько мест! - воскликнул Марк после финиша Гран-При Малайзии. - Единственное, за что переживал на первых трех кругах, это покрышки: пришлось их здорово напрячь, чтобы пройти вперед. Но это был единственный выход. Когда я увидел впереди Маверика, понял, что может быть... но уже тогда до него было 1.5 секунды. Я постарался достать его, но совершил ошибку, которая отбросила меня на 2.5 секунды назад. Думаю, сегодня он был просто быстрее нас всех. После гонки Moto2 я пребывал в приподнятом настроении. Вы не представляете, насколько я рад за Алекса - за его победу в чемпионате! В то же время был опечален гибелью Мунанбара. Мне довелось с ним встречаться, мы болтали о том, о сем - он был очень сильный и перспективный райдер, и сегодняшнее достижение я бы хотел посвятить его памяти».
Марк, вдохновленный титулом Алекса, вновь совершил небольшое чудо в гонке
Став 2-м в гонке, Маркес пополнил персональную копилку до 395 очков, таким образом, побив рекорд в 383 очка, установленный Хорхе Лоренцо в 2010.
История развивается по спирали
Когда конкуренция в чемпионате мира возрастает, появляются новые претенденты и идет равная борьба за очки, рекорды и доминирование отходят на второй план. Поэтому рекорды по заработанным за сезон очкам не улучшаются часто: это один из лучших индикаторов реальной конкурентной борьбы в чемпионате.
Извините, задержался! - Росси празднует 8-й титул и новый рекорд всех времен в Мотеги в 2008
Годы доминирования в MotoGP Валентино Росси - 2003-2009 - были отмечены рядом рекордов, включая два абсолютных по очкам - 367 и 373 в сезонах 2005 и 2008 годов. Последний продержался только 24 месяца.
После травмы и выхода Росси из борьбы за титул и подиум, Хорхе Лоренцо доминировал во второй половине 2010 года. Лоренцо стал чемпионом MotoGP, как говорится, за явным преимуществом, доведя счет до 383 очков.
Девять лет назад в Сепанге Хорхе Лоренцо стал чемпионом MotoGP впервые, установив новый рекорд по очкам
И вот этот рекорд продержался уже 9 лет. Это были 9 лет реформации MotoGP, за которые изменились не только мотоциклы и класс гонщиков, но и уровень борьбы.
В Honda вернулся Стоунер, который доминировал еще ярче, и только столкновение с Росси в Хересе не позволило австралийцу довести счет до нового рекорда. Плюс, Лоренцо и Довициозо оттяпали много ценных очков; в 2012 сложилась аналогичная ситуация - конкуренция Стоунера, Педросы, Довициозо и Лоренцо была высокой; в 2013 в игру вступил Маркес, сразу став претендентом на титул - в финале 1-2 позицию в чемпионате разделили 14 очков. В 2014 Маркес вплотную приблизился к рекорду по очкам, но осенние падения не позволили сделать это тогда. В 2015 Лоренцо и Росси шли по чемпионату ноздря в ноздрю, заработав практически равное количество очков - 330 против 325. В 2016 конкуренция была еще выше, и за титул боролись сразу четверо, включая Виньялеса. В 2017 и 2018 судьба титула решалась на последних этапах, и Довициозо сумел создать очень сильное давление на Маркеса, отобрав у него много пунктов.
Новый рекорд Маркеса как бы подчеркивает, что мы на пике его доминирования в MotoGP.
Можно ли рассчитывать на улучшение рекорда в 2020 году?
И это интересный вопрос по двум причинам: хотя количество этапов возрастет до 20 из-за добавления в календарь Гран-При Финляндии, ожидается серьезный рост конкуренции со стороны Довициозо, Виньялеса и Куартараро. Плюс, 395 очков - это не предел, и Маркес, если финиширует в Валенсии, улучшит его, то есть перейдет отметку в 400.
Не только Довициозо: для серьезной конкуренции нужны 3-4 соперника
Если гонки кроме Маркеса и Довициозо на регулярной основе начнут выигрывать Куартараро и Виньялес, если все они проведут сезон ровно и в равной степени удачливости (то есть без регулярных падений), то улучшения рекорда точно не будет, причем, аналогичная ситуация повторится и в 2021, и в 2022.
Для установки нового рекорда теперь нужен исключительный набор обстоятельств.
Во-первых, отсутствие явного конкурента для лидера. Во-вторых, вступление в игру пачки новобранцев, которые будут ломать игру друг другу и ряду ветеранов. В-третьих, стабильный календарь с трассами, хорошо знакомыми всем участникам - а этого уже точно не ждите! Появление новых трасс резко снижает потенциал конкурентоспособности гонщиков и команд со стабильными показателями на классических и хорошо известных треках, дает шанс блеснуть новичкам.
В 2020-2022 годах ожидается появление 3-4 новых трасс в календаре, и контракты с Финляндией, Индонезией и Бразилией уже вступили в действие. Будет еще одна, возможно, Мексика или Бельгия.