МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Видео Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
MotoGP
Лента новостей
»
[300250] Реклама. ООО «Мотоклуб Вектор». ИНН 7731659289. Erid: 2SDnjdo4Da1
28 февраля 2018 в 15:16 | 13281
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Технологии MotoGP: Карбон в мотоспорте - высшая инженерия против несовершенства человека

Спеченная под высоким давлением в смоле карбоновая ткань используется в моторном спорте давно: Формула-1, LMS, GT, MotoGP - везде, где есть бюджеты и нужно экономить вес. За три десятилетия «варить» детали заданной прочности и гибкости из карбона научились даже частные гаражи. Но ни один из них не использует карбоновых элементов в шасси своих прототипов MotoGP сегодня. Почему?
[970250] Реклама. ООО «Мотоклуб Вектор». ИНН 7731659289. Erid: 2SDnjdo4Da1

МОТОГОНКИ.РУ, 28 февраля 2018 - Появление на тестах в Таиланде (а до того, в Сепанге) Honda RC213V с полностью карбоновым маятником вызвало неподдельный интерес у журналистов. Чего добивается самый богатый завод MotoGP? Неужели он не помнит истории Ducati Desmosedici с полностью карбоновым шасси, которое выкинули на свалку истории после всего трех лет эксплуатации?

Нобуацу Аоки, официальный разработчик и тест-пилот Suzuki MotoGP
Нобуацу Аоки, официальный разработчик и тест-пилот Suzuki MotoGP


Нобуацу Аоки, один из команды разработчиков Suzuki GSX-RR для MotoGP после тестов в Бурираме дал большой и подробный ответ на этот вопрос, общаясь с Го Такахаси: «Со стороны, вполне логичным выглядит желание сделать прототип жестче, чтобы он слушался четче, лучше откликался на все возрастающие мощности. Мол, это "играет роль и делает разницу" в результате. И это будет неверный ответ», - говорит Го. «Идея в том, что сегодня в MotoGP верного ответа на этот вопрос не существует», - дополняет собеседника Нобу.

В чем же сильные и слабые стороны карбона?


Для примера стоит рассмотреть колесные диски из карбона, коих достаточно на открытом рынке. Но они почему-то не используются в профессиональном мотоспорте. Почему же?

Карбоновые колесные диски - выглядят потрясающе, ничего не весят, но...
Карбоновые колесные диски - выглядят потрясающе, ничего не весят, но...


Потому что у каждой палки есть два конца - слабые и сильные стороны.

Сильными сторонами целых карбоновых дисков являются их низкая масса и высокая жесткость, что позволяет держать форму даже при самых сильных нагрузках. Вес элемента является главенствующим, но все же единственным преимуществом - снижая неподрессоренные массы мотоцикла, мы улучшаем его управляемость.

...но вот что с ними бывает даже при небольшом падении
...но вот что с ними бывает даже при небольшом падении


Минусы - в высокой стоимости и хрупкости, неремонтопригодности и... все той же жесткости. Алюминиевые и магниевые диски имеют определенную гибкость, которая позволяет шасси «играть» при нагрузках, создает дополнительный элемент амортизации. При столкновении с жесткими элементами (поребриком, отбойником) карбоновый диск разлетелся бы на куски там, где алюминиевый просто погнулся, а магниевый получил небольшой скол. При торможении карбоновый диск дает лучшую обратную связь с покрышкой, однако имеется и обратная сторона: грань, разделяющая полный контроль и момент срыва переднего колеса на карбоновом диске гораздо тоньше, чем с металлическими дисками - и ее трудно прочувствовать. Оптимальным в MotoGP считают использование именно магниевых дисков: они легче алюминиевых, но гибче карбоновых. И они более чем втрое дешевле!

Эти правила касаются всех элементов шасси в той или иной мере.

Дорого, но бесполезно?


В случае с Repsol Honda, Марк Маркес приступил к испытаниям карбонового маятника еще в Валенсии. Но он не почувствовал никакой разницы по сравнению с алюминиевым. А новый директор команды Альберто Пуч позже отметил, что «нет необходимости экспериментировать, если есть хорошо работающее решение».

Карбоновый маятник Honda RC213V на тестах IRTA в Таиланде
Карбоновый маятник Honda RC213V на тестах IRTA в Таиланде


Карбоновые маятники, элементы рам, а то и все рамы применялись с 80-х годов XX века, испытаны многократно. И все же, не стали трендом. Десятилетия выявили оптимальный материал, обеспечивающий достаточную гибкость и отзывчивость, с которым можно работать - термически и механический, - это алюминий.

«Краеугольный камень - соотношение веса, жесткости и гибкости элемента, - говорит Аоки, - Но мы сталкиваемся и с таким фактором, как износ детали. Выработка на стальных и алюминиевых деталях [шасси] появляется через годы эксплуатации. Можно использовать шасси прототипа 2-3 сезона, прежде чем оно утратит свою прецизионную четкость отклика и начнет "гулять"».

Ducati Desmosedici GP09 с карбоновым монококом и маятником
Ducati Desmosedici GP09 с карбоновым монококом и маятником


Но карбоновые элементы, как это не странно, изнашиваются быстрее. Даже при самом деликатном обращении, при отсутствии падений, их хватает на 3-4 месяца эксплуатации. Ducati приходилось «варить» по 3-4 запасных монокока и маятника для Desmosedici Стоунера и возить их с собой на случай любых происшествий. Они же были вынуждены (именно - вынуждены) «варить» маятники с заданными характеристиками по каждый тип трасс. Это же круто!? - спросит наблюдатель. Не очень! - ответит член заводской команды, который вынужден собирать совершенно новый мотоцикл на каждом новом этапе и подбирать настройки заново.

«Эта технология хорошо подходит для Формулы-1. Карбоновые монококи болидов не подвергаются ударным нагрузкам, ну, кроме как если не врезаются в бетонную стену. Они не влияют на аккуратность управления машиной, тогда как в MotoGP ощущения гонщика в заезде куда важнее показателей телеметрии», - добавляет Аоки.

С точки зрения веса прототипов MotoGP, у нас имеются четкие указания от FIM - не менее 157 кг. И это достаточно много, если вспомнить, сколько еще в 2000 году весили 2-тактные GP500 - лишь 115 кг при мощности в 200 л.с. Соотношение мощности к массе осталась примерно тем же, но контролировать современные мотоциклы стало куда сложнее чисто физически: момент инерции, создаваемый 157-килограммовой ракетой с полным баком на скорости 300 км/ч, гораздо больше!

Технологии по-прежнему трудно спорить с природой


Поэтому только ощущения и всесторонняя помощь электроники - вот, что помогает современным пилотам оставаться в вертикальном положении. И алюминий справляется с этим отлично. Легче 157 кг сделать байк все равно не позволят.

Cagiva C594 (1994-1995) прототип со сложносоставной карбоново-алюминиевой рамой и маятником
Cagiva C594 (1994-1995) прототип со сложносоставной карбоново-алюминиевой рамой и маятником


Нобуацу вспоминает свою молодость в GP500 и связанных с этим событиях из 90-х: «Я участвовал в Big Road Race, отдельном кубковом событии, устроенном в Суго уже по завершении сезона Гран-При в октябре 1995 года. Выступал на Cagiva C594 - гибриде, состоявшем из алюминиево-карбоновой рамы и карбонового маятника. И это было не круто, причем совершенно! Это был уникальный, но в целом никчемный 185-сильный монстр, настоящая пластиковая ракета, которая не обеспечивала никакой обратной связи. Результат? 9 падений за два дня!»

«И я отлично понимаю, почему Валентино Росси настоял на том, чтобы Ducati сделали для него "обычную раму" в 2012 году!» - добавляет Нобуацу.

Карбон по своей натуре не прощает ошибок. Он жесткий, как сам алмаз, а не гибкий. Если у пилота есть варианты, то карбон не дает ими пользоваться.

BMW HP4 Race - все же, компромисс, а не ультимативный карбоновый байк!
BMW HP4 Race - все же, компромисс, а не ультимативный карбоновый байк!


...И это, кстати, причина, по которой BMW Motorrad отказалась комплектовать свои гипербайки HP4 Race полностью карбоновыми маятниками, заменив их на алюминиевые, но оставив композитные рамы.

Какие области для применения карбона оптимальны?


И это та причина, по которой Honda хочет попробовать карбоновый маятник в конструкции RC213V. Раньше такого никогда не было. Задняя часть мотоцикла должна быть стабильной, и это повод сделать read-end жестче за счет карбона. И то, что Маркес и Педроса не ощутили разницы с алюминием, уже позитивный feedback! Значит, есть шанс развивать тему и пробовать... в будущем.

Совершенно корректное использование карбона в шасси прототипов - это установка жестких, негнущихся стаканов вилки. Это элемент шасси, который вообще не должен давать какой-либо люфт или «гулять», меняя геометрию мотоцикла и его характеристики. В данном случае, оптимальное соотношение облегчения и повышения жесткости.

Карбоновая вилка Ohlins на Honda RC213V Марка Маркеса (2018 год)
Карбоновая вилка Ohlins на Honda RC213V Марка Маркеса (2018 год)


По этой же причине карбон был, есть и будет основным материалом для производства облицовок, аэродинамики и защитных элементов рам и двигателя. Мало весит, прочный, хотя и одноразовый, но идеально подходящий для MotoGP!

Новым майнстримом аэродинамики MotoGP станут рамочные варианты винглетов - жесткая и объемная, но безопасная конструкция на переднем обтекателе. Такие теперь у Ducati, Honda и Aprilia. И аэродинамика сегодня помогает больше, чем электроника, поэтому ее проще развивать, считает Аоки, который уже знает, как будет совершенствоваться Suzuki GSX-RR заводской команды MotoGP.

Карбоновые тормозные диски Brembo для MotoGP - вот это идеальное применение карбона!
Карбоновые тормозные диски Brembo для MotoGP - вот это идеальное применение карбона!


Карбоновое волокно, пусть и в другом форм-факторе очень хорошо подошло для разработки самых мощных и точных тормозов в истории. Итальянская компания Brembo явный лидер в этом, и показатели ее карбоновых тормозов в MotoGP зашкаливают: диски способны выдержать нагрев до +1100°С, разогреваются на некоторых треках до +1000°С и только после этого теряют лишь часть своих свойств.

Итого


Зарко и Лоренцо попробовали в Бурираме прошлогодние шасси и сказали, что они лучше новых, например. Мы же считаем, что самые последние разработки инженеров - это и есть идеал технологии. «И это неверный ответ», смеется Аоки.

В MotoGP по-прежнему, как и 20 лет назад, все зависит от пилота и его ощущений. Если байк не позволяет себя контролировать так, как привык пилот, он падает или едет медленней остальных. Инженерия MotoGP в каком-то смысле уперлась в прослойку между сиденьем и рулем - в человека, в его природу и особенности. Наверное, скоро удастся создать робота - из алюминия и карбона, легкого и жесткого, который сможет управляться с таким же карбоновым мотоциклом без погрешностей и ошибок. Yamaha очень старается над этим! Но пока в MotoGP участвуют люди, лучшие технологии могут уступать победы лучшим навыкам и чувствам.

Поэтому пока алюминий - главный материал MotoGP.

Финальные тесты IRTA перед сезоном 2018 года стартуют уже завтра, 1 марта на Losail International Circuit в Катаре!

Важные новости
 
MotoGP 2024: Гран-При Казахстана переносится
MotoGP 2024: Гран-При Казахстана переносится

Dorna Sports и FIM решила не проводить Гран-При Казахстана по MotoGP 2024 года в указанные раннее даты, с 14 по 16 июня из-за объявленного правительством страны режима ЧП в следствие обширного паводка в регионах. Событие перенесут на более поздние даты.
Календарь MotoGP 2024 года: актуальная версия
Календарь MotoGP 2024 года: актуальная версия

Хотя за неделю до Нового года Президент Dorna Sports Кармело Эспелета на встрече с элитой спортивной журналистики в Мадриде и объявил, что намерен предпринять всё для проведения MotoGP 2024 года в 22 этапа, сегодня стало ясно, что миссия невыполнима. Какие еще этапы может потерять Dorna Sports? Новая версия календаря - обновление от 3 мая.
Мотокросс: Календарь чемпионата мира Гран-При MXGP/MX2, MXoN и MXoEn 2024 - финальная версия
Мотокросс: Календарь чемпионата мира Гран-При MXGP/MX2, MXoN и MXoEn 2024 - финальная версия

Хотя сезон мирового мотокроссу уже во всю идет, календарь чемпионата мира по Гран-При MXGP до сих пор не был определен до конца. Но промоутер, Infront Moto Racing и FIM, наконец, определились с тем, где будет финал серии, а также где и когда состоится Европейский Мотокросс Наций (MXoEN-2024). Полный календарь MXGP 2024
Интервью с директором Lemarc чемпионат России по кольцевым мотогонкам Екатериной Руцковой
Интервью с директором Lemarc чемпионат России по кольцевым мотогонкам Екатериной Руцковой

Настало время сорвать покровы таинственности со всей ситуации, сложившейся этой зимой в российском кольцевом мотоспорте: новый промоутер, новый титульный спонсор, новый формат и новый чемпионат - Lemarc чемпионат России по кольцевым гонкам, для кого, как попасть. На вопросы МОТОГОНКИ.РУ ответила директор серии Екатерина Руцкова.
Технологии MotoGP в обычной жизни: мотошлем для гонок на примере X-LITE X-803 RS Ultra Carbon - все нюансы
Технологии MotoGP в обычной жизни: мотошлем для гонок на примере X-LITE X-803 RS Ultra Carbon - все нюансы

Технологии из MotoGP проникли во все области повседневной жизни мотоциклистов, включая "космический" дизайн и защитные материалы, ранее доступные только пилотам Королевского класса. Каким должен быть мотошлем для гонок и в чем его отличия от шлема для езды по улицам города - о всех нюансах расскажет вице-чемпион России в классе «Суперспорт» Антон Федоров из команды Ratchet Motorrika на примере шлема X-LITE X-803 RS Ultra Carbon MotoGP.
Мотокросс: интервью с директором Ducati Off-road Паоло Чьабатти - Преодолеть проклятие чемпионов
Мотокросс: интервью с директором Ducati Off-road Паоло Чьабатти - Преодолеть проклятие чемпионов

Ducati вступает в мир мотокросса и суперкросса в 2024 году и хочет ворваться в эту индустрию всерьез, сделав свой прототип Ducati Desmo450 MX серийным продуктом, чтобы получить допуск в чемпионат мира Гран-При MXGP и AMA Supercross. Однако, итальянского производителя с первых дней преследует Большое Проклятие: быть лучшим в одной нише мешает продвигаться в других... Босс нового внедорожного департамента Ducati Off-Road Паоло Чьабатти рассказал, как Борго-Панигале планирует с этим справляться.
Новый флагман СКАРТИМ BMW Motorrad Артем Мараев: подготовка к сезону идет быстрыми темпами
Новый флагман СКАРТИМ BMW Motorrad Артем Мараев: подготовка к сезону идет быстрыми темпами

Кольцевой гоночный сезон 2024 года в России стартует в конце мая, и для большинства регулярных участников чемпионатов он начался на минувшей неделе с больших сборов в Грозном. Команда СКАРТИМ BMW Motorrad представила там своего нового флагмана Артёма Мараева, который в этом году готовится к серьезной схватке с соперниками.
MotoGP 2024: Большой анализ Гран-При Испании
MotoGP 2024: Большой анализ Гран-При Испании

Марк Маркес провел лучший этап MotoGP с начала новой карьеры с Ducati: взяв первую поул-позицию, он затем провел схватку за победу в спринте (к сожалению, не завершенную), но затем навязал битву Пекко Баньяе за Большой Приз Испании. И эта гонка кое-что прояснила для всех, у кого были сомнения. Разбор ГП Испании от нашего колумниста Мэта Оксли.
Кольцевой Трофей Наций - FIM Intercontinental Continental Games представлен на MotoGP в Хересе
Кольцевой Трофей Наций - FIM Intercontinental Continental Games представлен на MotoGP в Хересе

FIM и Dorna Sports решили расширить свое присутствие в медийном мировом поле, объявив о запуске нового международного соревнования, призванного стать своеобразным кольцевым «Трофеем Наций» - мотоциклетной Олимпиадой по аналогии с Мотокроссом и Спидвеем Наций, но между континентальными федерациями, а не отдельными странами.
Lemarc чемпионат России по кольцевым мотогонкам - новая глава в истории российского мотоспорта
Lemarc чемпионат России по кольцевым мотогонкам - новая глава в истории российского мотоспорта

МОТОГОНКИ.РУ представляет новый гоночный сезон - Lemarc чемпионат России по шоссейно-кольцевым мотогонкам (ШКМГ): с 2024 года у серии новый организатор, партнеры и принципиально новый подход к освещению. Основные моменты.
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 28 февраля 2018
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2024 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2024 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


1912628
годовая
аудитория
158102
читателей
за месяц
8965
прочитано статей
за сутки

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Видео Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2024

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message