МОТОГОНКИ.РУ, 20 мая 2022 - Dorna придется искать кого-то другого. У KTM есть две причины, чтобы, несмотря на хорошие перспективы, все-таки отказаться.
Suzuki закроет свою гоночную программу в MotoGP в конце 2022 года, чтобы сэкономить средства в период экономической нестабильности и перепрофилирования компании. Выход из MotoGP произойдет всего через год после начала действия нового 5-летнего контракта с Dorna и MSMA, что является полной неожиданностью для всех сторон.
Промоутер оказался в трудной ситуации: ему требуется выставить 24 мотоцикла в 2023 году, но их просто нет. По контракту с медийными партнерами и спонсорами, Dorna обещала стартовую решетку с 6-ю заводами, календарем в 21-22 этапа, 12 командами и 24 мотоциклами на старте. Выход Suzuki рушит всю схему и роняет имидж чемпионата мира по Мото Гран-При. Сколько бы завод не заплатил отступных за свой уход, Dorna потребуется совершить невозможное, чтобы преодолеть кризис.
Причина первая: сложности вступления
Как только стало известно, что японская компания приняла решение о выходе из чемпионата, Dorna стала искать замену. Но ее нет в данный момент и, скорее всего, не предвидится: сильнейшая частная команда младших классов - Leopard Racing уже опровергла слухи о возможном вступлении в Королевский класс из-за реструктуризации в компании; из всех производителей только KTM Group могла бы войти в чемпионат третьей командой, но этого не будет.
«Dorna связалась [с нами] и сообщила, что два вакатных места [в MotoGP] не будут предоставлены в 2023 какому-либо саттелиту, а лишь заводской команде, - сказал Байер в интервью Speedweek. - В MotoGP это означает, что вы должны вести независимую разработку прототипа. Но в текущий момент у нас нет планов по расширению производственных и R&D планов, и я бы не стал считать нашу компанию фаворитом среди претендентов на место Suzuki».
Что может быть проще: взять - и перекрасить? Но нет... в MotoGP это не сработает
Единственным способом - занять место на стартовой решетке в 2023 году для ко-брендов KTM является выставление двух KTM RC16 в своих цветах с дальнейшим распараллеливанием программы R&D, поскольку принципы MotoGP основаны на уникальных разработка прототипов, о чем и говорит Байер. То есть, если действовать в рамках правил FIM буквально, выставить раскрашенный в GASGAS прототип KTM RC16 не удастся, а разработать новый за 6 месяцев инженеры компании просто не смогут. Возможным решением будет, если Dorna и FIM смогут закрыть глаза на букву закона для спасения репутации чемпионата и сделать то же самое, что уже сделано в Moto3, где KTM Group представлена уже 4-мя брендами - KTM, Husqvarna, GasGas и CFMoto, на деле представляющих из себя одну и ту же платформу KTM RC250RW.
«Dorna налаживает связи с другими производителями, но вступить в игру будет непросто из-за колоссального разрыва [с постоянными участниками MSMA, прим. МОТОГОНКИ.РУ]: новичку потребуется 2 или 3 года только на то, чтобы сделать шаг к конкурентоспособности. Даже мы еще не полностью разобрались со всеми вопросами, хотя прошло больше трех лет» - уверен Пит.
Прямо сейчас, вступить в MotoGP не сможет ни один другой производитель. Kawasaki закрыла свою программу в Гран-При много лет назад и полностью переключилась на World Superbike, но падающие продажи мотоциклов компании не позволят сделать обратный шаг. MV Agusta потребуется еще, как минимум, год, чтобы представить прототип компании для Королевского класса. BMW никогда не планировала вступать в MotoGP, хотя у завода был прототип, который, впрочем, был отвергнут на первых же испытаниях. У Triumph нет технологий для MotoGP, создание прототипа Королевского класса займет целый год. Других компаний с хорошей технологической и R&D базой просто нет. Даже если какой-то из указанных выше заводов решится сделать шаг в MotoGP, его ожидает 3-5 летний период тотального разочарования и колоссальных инвестиций по 30-40 млн евро в год - и огромная, слишком бросающаяся в глаза разница в производительности с Honda, Ducati, Yamaha и Aprilia.
Сложность вторая: KTM не достигла первоначальных целей в MotoGP
Несмотря на первую волну энтузиазма, о которой австрийский менеджер заявлял неделю назад, Байер не видит перспектив замене Suzuki. У него есть основания придерживаться линии KTM, которую диктовал президент компании - Штефан Пире: обосноваться в ТОП-5 чемпионата мира на постоянной основе уже в 2021 году, а этот план пока не выполняется.
«Пока есть план - развивать и ускорять две наших команды, обеспечивать техникой и улучшать результативность четырех пилотов. У нас великолепные отношения с Tech3 и ее владельцем Эрве Поншаралем. И пока мы достигнем планируемых результатов в MotoGP, думаю, что новых шагов предпринимать не будем. Вот почему прямо сейчас нам не нужна третья команда в MotoGP».
Дебют Данило Петручи в заводской команде KTM MotoGP не удался
Наконец, концепция постоянного обновления состава пилотов KTM в MotoGP не работает: второй раз подряд саттелит Tech3 обновляет состав новобранцами, которые с треском проваливает дебют. По-хорошему, для быстрого развития любой гоночной команды, следует придерживаться схемы «1 новобранец + 1 ветеран». Причем, ветеран должен иметь опыт работы с прототипом, чтобы развивать его и действовать в кооперации с заводским коллективом, тогда как новичок осваивается в Королевском классе. Но KTM RC16 является одним из самых сложных в освоении, поэтому дебюты Икера Лекуоны, Реми Гарднера и Рауля Фернандеса не впечатляют. Даже такому опытному пилоту MotoGP, как Жоан Зарко, не удалось вкататься в RC16 с первой попытки в 2019 году, что привело к досрочному разрыву отношений с KTM. Затем, когда на RC16 пересел бывший пилот заводской команды Ducati Данило Петруччи, он также не смог за год освоить прототип - это стало причиной ухода итальянца из MotoGP.
Пит Байер связывает это с недостаточным техническим совершенством прототипа KTM RC16, что не позволяет новичкам быстро освоиться в совершенно новой, физически и технически требовательной среде: «... и нам еще только предстоит найти решение этой проблемы» - добавил Байер.
Иными словами, сейчас стратегия KTM должна строиться вокруг гонщиков, не имеющих опыта работы с другими прототипами MotoGP (т.е. новичками из Moto2 или Moto3), но их предстоит жестко отсеивать, выбирая действительно таких, которые способны сесть и поехать, как сделали Брад Биндер и Мигель Оливера. Эти пилоты должны быть максимально лояльны KTM, чтобы завод мог инвестировать в них без опасений, что возмужавшие райдеры переметнутся в стан противника, как только им предложат более-менее стоящий контракт. Для полноценной разработки RC16 нужны четыре сильных гонщика, каждый из которых способен принести R&D KTM ценную обратную связь. А конвейер пока еще не слишком хорошо налажен...